Автор: Васильева Евгения, 01 Декабря 2010 в 18:35, реферат
К сожалению, до настоящего времени правовая наука не выработала единого подхода к такому ключевому и широко употребляемому в научной литературе и на практике понятию, как "правоохранительная деятельность". Любопытное объяснение этому факту дает проф. К.Ф. Гуценко. "Данное понятие, - пишет он, имея в виду правоохранительную деятельность, - является сравнительно молодым.
Введение 2
1. Понятие правоохранительной деятельности и её признаки 3
2. Основные направления (функции) правоохранительной деятельности 6
3. Система правоохранительных органов 7
4. Правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов
9
Заключение 10
Список используемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 2 |
1. Понятие
правоохранительной |
3 |
2. Основные
направления (функции) |
6 |
3. Система правоохранительных органов | 7 |
4. Правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов | 9 |
Заключение | 10 |
Список используемой литературы | 12 |
Введение
К сожалению, до настоящего времени правовая наука не выработала единого подхода к такому ключевому и широко употребляемому в научной литературе и на практике понятию, как "правоохранительная деятельность". Любопытное объяснение этому факту дает проф. К.Ф. Гуценко. "Данное понятие, - пишет он, имея в виду правоохранительную деятельность, - является сравнительно молодым. Оно введено в юридический обиход всего лишь в конце 50-х - начале 60-х гг. По сравнению с возрастом других терминов и понятий, которыми пользуются юристы, это «младенческий» возраст. Отчасти этим и можно было бы объяснить тот факт, что понятие "правоохранительная деятельность" еще не «устоялось» [1]. Если юридическая наука и дальше будет такими темпами вырабатывать общий теоретический подход к самому понятию правоохранительной деятельности, то приемлемых научных результатов и разработок можно ожидать лишь к середине XXI в., когда минует период "младенчества" и "отрочества" и наступит период "зрелости". Вряд ли правоохранительная практика располагает таким временем. Пока идут споры и дискуссии о том, что понимать под правоохранительной деятельностью и какие органы надо считать правоохранительными, криминальная ситуация превращается в реальный фактор, угрожающий национальной безопасности России.
В свете сказанного, теоретический анализ понятия и содержания правоохранительной деятельности, механизмов ее осуществления, перспектив и направлении ее совершенствования является не только актуальной научной, но и важнейшей социально-политической практической задачей. Имеющиеся научные разработки, в той или иной мере касающиеся понятия и содержания правоохранительной деятельности, классификации правоохранительных органов, скорее порождают больше вопросов, чем дают на них корректные в научном отношении ответы. В настоящее время специальные исследования, посвященные этим вопросам немногочисленны [2].
1.
Понятие правоохранительной
деятельности и её признаки
В настоящее время в России осуществляется процесс правовой реформы, конечная цель которой — построение демократического правового государства. Определение России в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности его преобладают, прежде всего, принципы права. Это достигается путем обеспечения верховенства закона, защиты и охраны интересов личности в обществе.
Исходя из ст. 1 Конституции РФ правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Одной из важнейших функций, осуществляемых государством, является защита прав и свобод человека: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [3].
Человек реализует свои права и свободы не только в личной, но и в общественной жизни — через различные общественные формирования (государственные или негосударственные).
Провозглашая права и свободы человека и гражданина в качестве приоритетных, Конституция РФ в то же время не умаляет значения прав, свобод и законных интересов различных коллективных формирований граждан. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Итак, в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Из сказанного можно сделать вывод: объектами правоохранительной деятельности являются права и свободы как граждан (физических лиц), так и организаций (юридических лиц).
Правозащитная функция (деятельность) государства реализуется в двух формах.
Законодательная (нормативно-правовая), которая устанавливает следующие механизмы защиты прав и свобод:
юридическую ответственность за правонарушения;
государственный контроль за соблюдением прав (предупреждение, пресечение, выявление правонарушений);
применение мер воздействия к нарушителям;
восстановление нарушенных прав (возмещение или компенсация причиненного вреда.
Федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, акты Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и др. являются средствами, с помощью которых государство реализует правозащитную функцию.
В то же время, законодательная, нормативно-правовая деятельность сама является предметом контроля, в частности, со стороны такого правоохранительного органа как Конституционный суд РФ. Немало случаев, когда Конституционный суд РФ признавал неконституционными те или иные положения федеральных законов, нарушающие права и интересы граждан.
Практическая реализация законов и подзаконных актов осуществляется действиями непосредственно правоохранительных органов (суд, прокуратура, милиция и др.).
С учетом сказанного можно определить понятие правоохранительной деятельности, под которой понимают государственную деятельность, осуществляемую в порядке, установленном законом, специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты прав и свобод граждан путем применения юридических мер воздействия.
Основные признаки правоохранительной деятельности:
правоохранительная деятельность осуществляется в определенном порядке, установленном законом;
правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченными органами;
правоохранительная деятельность строго ограничена в применении мер государственного принуждения;
решения
государственных
решения правоохранительных органов, затрагивающие конституционные права граждан и организаций могут быть обжалованы в установленном порядке в прокуратуру и в суд;
должностные
лица правоохранительных органов несут
установленную законом
2. Основные направления (функции)
правоохранительной
деятельности
Правоохранительная деятельность многообразна, и выражается в основных функциях (направлениях). Выделяют следующие направления деятельности:
выявление и расследование преступлений как деятельность, направленная на раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к уголовной ответственности;
определение правосудия, то есть разбирательство в суде уголовных и гражданских дел и вынесение по ним законных и обоснованных решений;
организационное обеспечение деятельности судов, направленное на обеспечение нормального функционирования судебных органов;
прокурорский
надзор как деятельность прокуратуры
по предотвращению и пресечению нарушений
закона с помощью специальных
мер прокурорского
конституционный контроль, основной задачей которого является обеспечение соответствия Конституции РФ нормативно-правовых актов высших органов законодательной и исполнительной власти РФ;
оказание юридической помощи лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, а также в иных случаях.
охрана правопорядка, обеспечение безопасности населения;
оперативно-розыскная деятельность.
Названные направления (функции) взаимосвязаны и дополняют друг друга [4].
3. Система правоохранительных
органов
Для выполнения направлений (функций) правоохранительной деятельности, государство создает специальные органы, которые именуются правоохранительными. В юридической литературе к числу правоохранительных органов обычно относят те, основным содержанием которых является правоохранительная деятельность в сфере защиты прав и свобод граждан и организаций.
Следует отметить, что в законодательстве нет понятия правоохранительного органа, нет и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. В связи с этим в юридической литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный правоохранительный орган.
Правоохранительные органы уполномочены законом и реализуют свою деятельность в соответствии с ним.
Деятельность правоохранительных органов процессуально регламентирована и осуществляется на основе соответствующих правил и процедур, нарушение которых ведет к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Лица,
состоящие на службе в этих органах,
должны иметь специальную подготовку
и в процессе своей деятельности
имеют право применять
Решения правоохранительных органов обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами при условии их законности и обоснованности.
Таким образом, правоохранительный орган — это государственный орган, осуществляющий специализированную правоохранительную деятельность, направленную на защиту прав и законных интересов граждан, общественных и государственных институтов [5].
Следует отметить, что среди правоохранительных органов обычно рассматривают и адвокатуру, хотя она и не является государственным органом и не обладает отмеченными выше признаками, но призвана осуществлять права и законные интересы как физических, так и юридических лиц.
В
последние годы появились и другие
негосударственные
Исходя из изложенного, правоохранительную систему в России составляют государственные и негосударственные правоохранительные органы и организации.
К
государственным
федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды, мировые судьи;
Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные суды субъектов Российской Федерации;
органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов: Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ, иные службы Министерства юстиции РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и т. п.;
прокуратура;
органы дознания и предварительного следствия (милиция, следователи органов внутренних дел и т. п.);
органы, оказывающие юридическую помощь (адвокатура, нотариат).
К
негосударственным
третейские суды;
частные детективные и охранные предприятия;
частные нотариусы;