Отказ в возбуждении уголовного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

С развитием общественных отношений изменилась и ситуация. Преступления становятся все изощреннее и тяжелее. Задержание преступников и предание их суду становится все более трудным и почти совсем невозможным, когда преступник скрывается. Когда деяние не сложно по фабуле, не вызывает затруднений с квалификацией, известны источники доказательств, известно лицо, совершившее преступление, проблем с обеспечением доступа к правосудию нет.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………..…1


2. Понятие отказа в возбуждении уголовного дела………………………….4


3. Основания отказа в возбуждении уголовного дела………………………7


а) отсутствие в деянии состава преступления

б) отсутствие события преступления

в) истечение сроков давности

г) смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего.

д) отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ.

е) отсутствие согласия указанного в законе органа (должностного лица) на

привлечение к уголовной ответственности


4. Заключение…………………………………………………………………...19


5. Список используемой литературы………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

отказ в возб уг дела.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

д) Отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ. 

      Здесь имеются ввиду уголовные дела частного и частно-публичного обвинения. Данные дела регламентируются в ч. 4 и 5 статьи 20 УПК РФ:

      В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование включая обвинение в суде, осуществляется в трех разновидностях: частном, частно-публичном и публичном. В частном порядке уголовное преследование осуществляется по делам об умышленном причинении легкого вреда здоровью ( ст. 115 УК), о побоях (ст.116 УК), о клевете при отсутствии квалифицирующих обстоятельств ( ч. 1 ст. 129 УК) и об оскорблении (ст. 130 УК).

      Производство  по этим делам (они называются делами частного обвинения) характеризуются целым рядом отличительных признаков. Все они подсудны мировому судье и возбуждаются путем подачи потерпевшим или законным представителем потерпевшего жалобы мировому судье.

        Уголовные дела об изнасиловании, совершенном при отсутствии квалифицирующих обстоятельств (ч. 1 ст. 131 УК), нарушении равноправия граждан, совершенном при отсутствии квалифицирующих обстоятельств ( ч. 1 ст. 136 УК), нарушении тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, совершенном при отсутствии квалифицирующих обстоятельств (ч. 1. ст. 138 УК), нарушении неприкосновенности жилища, совершенном при отсутствии квалифицирующих обстоятельств (ч. 1 ст. 139 УК), необоснованном отказе в приеме на работу или необоснованном увольнении беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК), о нарушении авторских и смежных прав, совершенном при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 146 УК), и о нарушении изобретательских и патентных прав, совершенном при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 147 УК), именуются делами частно-публичного обвинения. Их особенность заключается в том, что указанные дела (так же как и дела частного обвинения) возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего, но, в отличие от дел частного обвинения, прекращению в связи с примирением  потерпевшего с обвиняемым не подлежат.

      Но  вместе с тем прокурор, а также  следователь или дознаватель  вправе возбудить любое уголовное дело частного или частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами. В этом случае обвинение приобретает  публично-правовой характер. 

е) Отсутствие согласия указанного в законе органа (должностного лица) на привлечение к уголовной ответственности. 

      Такое основание отказа в возбуждении  уголовного дела или прекращения уголовного дела не упомянуто в действующем УПК РФ. В п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ говорится лишь об одной его разновидности - об отсутствии согласия суда на возбуждение уголовного дела или на привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в   п. 1-5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ. Однако возбужденно в отношении указанных, а также некоторых других лиц уголовное дело подлежит прекращению, пока не будет соблюден предусмотренный законом порядок привлечения их к уголовной ответственности. Данный порядок, заключающийся в необходимости получить специальное согласие на привлечение определенных должностных и не должностных лиц к уголовной ответственности, урегулирован не только УПК РФ, но и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

      Разновидностей  данного основания прекращения уголовного дела, как минимум, являются восемь:

а) отсутствие согласия соответствующей квалификационной коллегии судей на привлечение к уголовной ответственности судьи (п. 4 ст. 16 Закона РФ «О

статусе судей в Российской Федерации»);

б) отсутствие согласия Конституционного Суда РФ на привлечение к уголовной ответственности члена этого Суда (ст. 15 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»);

в) отсутствие согласия соответствующей палаты Федерального Собрания на привлечение к уголовной ответственности члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы (п. «а» ч. 2 ст. 19 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);

г) отсутствие согласия на привлечение к уголовной  ответственности Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудитора Счетной палаты той палаты Федерального Собрания, которая назначила их на должность в Счетную палату (ст. 29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»);

д) отсутствие согласия Государственной Думы на привлечение  к уголовной ответственности Уполномоченного по правам Человека в РФ (ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»);

е) отсутствие согласия Генерального прокурора РФ на привлечение к уголовной ответственности:

- зарегистрированного  кандидата на должность Президента  Российской Федерации (ч. 6 ст. 41 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»),

- зарегистрированного  кандидата в депутаты Государственной  Думы (п. 7 ст. 49 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);

ж) отсутствие согласия прокурора субъекта Российской Федерации на привлечение к уголовной ответственности:

- депутата, члена выборного органа местного  самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на территории муниципального образования (п. 7 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

- зарегистрированного  кандидата в депутаты представительного  органа местного самоуправления, а равно зарегистрированного кандидата в выборное должностное лицо местного самоуправления в субъекте Российской Федерации (ст. 24 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления);

з) отсутствие согласия прокурора (соответственно уровню выборов) на привлечение к уголовной ответственности:

- зарегистрированного кандидата (ч. 4 ст. 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»),

- члена  избирательной комиссии с правом  решающего голоса в период  подготовки и проведения выборов Президента. Зарегистрированным кандидатом признается лицо, которое зарегистрировано соответствующей избирательной комиссией кандидатом на должность Президента РФ, кандидатом в депутаты Государственной Думы, кандидатом в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатом на должность главы исполнительной власти субъекта РФ, кандидатом в выборный орган местного самоуправления, кандидатом на должность главы муниципального образования, кандидатом на должность в ином федеральном государственном органе, государственном органе субъекта РФ, кандидатом на иную должность в органе местного самоуправления,

- члена  избирательной комиссии с правом  решающего голоса в период  подготовки и проведения выборов депутата Государственной Думы (ч. 10 ст. 23 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»),

- члена  избирательной комиссии с правом  решающего голоса в период  проведения выборов (ст. 12 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления),

- члена  комиссии по проведению референдума  Российской Федерации с правом решающего голоса во время подготовки к проведения референдума Российской Федерации (ч. 7 ст. 20 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»).

                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

      Основной задачей уголовных судопроизводств Российской Федерации является охрана прав и законных интересов граждан и личности. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ уголовное судопроизводство имеет своим назначением как защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, так и защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод ( ч. 1 ст. 6 УПК РФ).

      Также, помимо этого Уголовное преследование  и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от невиновного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию (ч. 2 ст. 6 УПК РФ).

      Решение об отказе в возбуждении уголовного дела может быть вынесено в связи  с:

- отсутствием  оснований возбуждения уголовного  дела (ч. 1 ст. 148 УПК РФ);

- наличием  оснований отказа в возбуждении уголовного дела (ст. 24 УПК РФ).

      Основаниями отказа в возбуждении уголовного дела признаются:

1) отсутствие  в деянии состава преступления;

2) отсутствие  события преступления;

3) истечение  сроков давности уголовного преследования;

4) смерть  подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда

производство  по уголовному делу необходимо для  реабилитации умершего;

5) отсутствие  заявления потерпевшего, если уголовное  дело может быть

возбуждено  не иначе как по его заявлению, за исключением случаев,

предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ;

6) отсутствие  согласия суда на возбуждение  уголовного дела или на привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1-5,  9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ.

      Данное  решение оформляется постановлением, в порядке, который я описывал выше.

      Законодателю  необходимо устранить существующие противоречия, связанные с принятием  законного решения по фактам отказа в возбуждении уголовного дела в  связи с отсутствием заявления  потерпевшего и фактам возбуждения  уголовных дел в отношении неустановленного лица, так как в последних случаях могут так же усматриваться дела частного обвинения.

      Здесь я также хотел бы сказать, что  новое поколение сотрудников правоохранительных органов должны сделать все возможное и невозможное для улучшения ситуации, которая сложилась в настоящий момент, для поддержания законности и правопорядка в  стране, чтобы уважалась честь и достоинство человека и гражданина,  соблюдалась неприкосновенность  личности.

      Кроме того, законодателю необходимо более тщательно разработать вопросы, касаемые освобождения от уголовной ответственности в связи с добровольным отказом от совершения противоправных деяний, добровольной выдачи предметов преступной деятельности.

      Также я надеюсь, что должностные лица в виде следователя, прокурора и органа дознания будут достаточно грамотны, образованы и порядочны для того чтобы с честью выполнять возложенные на него по долгу службы обязанности, и мы в конце концов все-таки  изменим негативное отношение, которое сложилось у граждан по отношению к сотрудникам органов внутренних дел.

      Надеюсь также, что в своей правоохранительной деятельности, помимо чести и порядочности мы будем руководствоваться настоящим Уголовно-процессуальным кодексом РФ, который стал более обоснованным, упорядоченным и систематизированным. И в завершении своей работы я хочу добавить, что я надеюсь очень скоро в корне будут отсутствовать незаконные и необоснованные отказы в возбуждении уголовного дела, как факторы, блокирующие доступ потерпевшего к правосудию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Отказ в возбуждении уголовного дела