Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:06, реферат
Текущее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает в Российской Федерации рассмотрение уголовных дел до судебного производства. Такое рассмотрение осуществляется путем производства предварительного расследования, которое в соответствии с уголовно-процессуальным законом представляет собой правоохранительную деятельность органов предварительного следствия и дознания, направленную на собирание доказательств, раскрытие и пресечение преступлений путем установления наличия или отсутствия преступного деяния, изобличения и привлечения виновных к уголовной ответственности
Вступительная часть
1. Понятие предварительного расследования. Формы предварительного расследования.
2. Органы предварительного следствия: их организация, задачи и полномочия.
3. Органы дознания: их виды, структура и компетенция.
Заключительная часть (подведение итогов).
Командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения действуют в качестве органа дознания с момента поступления к ним заявлений и сообщений о совершенном преступлении или в случае непосредственного обнаружения признаков преступления, по которому он вправе, в соответствии с законом, возбудить уголовное дело. Но в силу различных обстоятельств эти должностные лица не всегда в состоянии осуществлять дознание. Поэтому Министерством обороны в ведомственном порядке предусмотрено назначение дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров. Командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения своим приказом назначает из числа таких лиц дознавателей, которые затем осуществляют дознание по уголовным делам, а также иную процессуальную деятельность, входящую в компетенцию органов дознания (выполняют отдельные поручения следователей и т. д.).
В составе ФСБ
РФ функционирует Главное
В процессе освещения вопросов организации и деятельности различных органов дознания употреблялись термины “орган дознания” и “дознаватель”. По закону в качестве органа дознания по уголовному делу выступает соответствующий руководитель (начальник). Он вправе лично расследовать уголовное дело, принимать самостоятельно по нему любые предусмотренные уголовно-процессуальным законом решения. При поручении расследования подчиненному должностному лицу он имеет право осуществлять контроль за действиями и решениями лица, производящего дознание.
Дознаватель - это должностное лицо, уполномоченное законом осуществлять дознание по уголовным делам, по которым не обязательно предварительное следствие. Данное лицо принимает дело к своему производству, осуществляет уголовно-процессуальные действия, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и своим правосознанием. Обладая определенной самостоятельностью, дознаватель тем не менее по своему процессуальному статусу отличается от следователя.
Таким образом,
предварительное следствие
Заключение
В систему правоохранительных органов РФ входят органы предварительного расследования.
Предварительное
расследование – это
Предварительное
расследование может
Предварительное следствие осуществляют следователи при ОВД, прокуратуры, ФСБ и госнаркоконтроля. Предварительное следствие осуществляется в течении 2 месяцев. Этот срок может быть продлен прокурором города, субъекта РФ и Генеральным прокурором РФ до 6, 12 и 18 месяцев соответственно. Максимальный срок предварительного следствия законом не установлен. При направлении уголовного дела в суд итоговым решением является обвинительное заключение.
Дознание могут осуществлять дознаватели, следователи и органы дознания. Срок дознания – 20 суток. Он может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток. Т.е. максимальный срок дознания – 30 суток. При направлении уголовного дела в суд итоговым решением является обвинительный акт.
Прокурор, по своему усмотрению, может также принять уголовное дело к своему производству и произвести по нему предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя.
Процессуальный статус следователя и дознавателя практически ничем не отличается: они независимы; принимают процессуальные решения самостоятельно, руководствуясь законом и основываясь только на своем внутреннем убеждении и материалах дела (здесь есть различие: дознаватель утверждает обвинительный акт у начальника ОД и у прокурора, а следователь – только у прокурора); самостоятельно принимают решения о ходе расследования; обладают одинаковым набором средств для достижения целей уголовного преследования (здесь между ними есть различие: отдельное поручение, согласно УПК, может давать органу дознания только следователь, хотя четкого запрета на это дознавателю закон не установил), несут полную ответственность за все свои действия и решения по делу.
Список используемой литературы
1. Комментарий к Конституции РФ. Изд-во БЕК., М., 1994.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ принятый 18.12.2001 г..
3. Гуценко К.Ф.,
Ковалев М. А.
4. Правоохранительные органы РФ: Учебник, под ред. В.П. Божьева. –М., Спарк. 2004. Гл. 14.
5. Правоохранительные органы РФ: Учебное пособие, под ред. В.К. Боброва. – ., Щит-М. 1998. Гл.2. параграф 5.
6. Воронцов С.А.
Правоохранительные органы и
спецслужбы Российской
7. Правоохранительные органы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В. -М., Щит-М. 2000.
8. Приказ МВД
РФ от 20.06.96 г. №334 “Об утверждении
Инструкции по организации
9. Приказ МВД
РФ от 04.01.99 г. №1 “О мерах
по реализации Указа
Федерации. Учебное пособие. Белгород, 1996.
юстиция, 1994, № 11.