Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:44, реферат

Описание работы

Наконец, уголовное и уголовно-исполнительное законодательство выделяют такой критерий классификации осужденных, как рецидив преступлений, опасный рецидив преступлений и особо опасный рецидив преступлений. При рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, он подлежит содержанию в колонии строгого режима (п. "е" ч. 1 ст. 58 УК; ч. 5 ст. 74 УИК). Наконец, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений отбывают наказание в колониях особого режима.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 103.50 Кб (Скачать)
 

1. Общие положения  исполнения наказания в виде  лишения свободы. 
Статья 56 Уголовного кодекса РФ устанавливает, что лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима. 
Лишение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до двадцати лет. 
В случае замены исправительных работ или ограничения свободы лишением свободы оно может быть назначено на срок менее шести месяцев. 
В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров - более тридцати лет. 
Таким образом, лишение свободы выражается в принудительном помещении лица, совершившего преступление и осужденного судом, в особое учреждение, носящее в РФ наименование исправительного. 
Содержание лишения свободы, как и всякого наказания, образует кара, которая всегда специфична н конкретна, что выражается в присущем именно данному наказанию комплексе правоограничений.  
Главной, определяющей чертой лишения свободы, что отражает его существо, является изоляция. В силу этого осужденный к рассматриваемому наказанию, поскольку он постоянно находится в условиях изоляции, должен вести особый, установленный законом, образ жизни, отличный от жизни лиц, находящихся на свободе и даже подвергнутых некоторым наказаниям, ограничивающим свободу. Ввиду своих собственных качеств лишение свободы - не "рядовая", а крайняя мера в системе наказаний, к которой следует прибегать осмотрительно. Нельзя считать осуждение к лишению свободы рядовым случаем.1 
Лишение свободы оказывает, по-видимому, наиболее сильное воздействие на осужденного. Оно воплощает наиболее тяжкий упрек государства за совершенное деяние, способствует восстановлению социальной справедливости, а также создает в результате изоляции осужденного и осуществления связанного с этим режима условия для исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Лишение свободы, являясь ответом на общественную опасность преступления, в значительной степени разрывает прежние социальные связи осужденного, лишает его возможности вести привычный образ жизни, заставляет переносить дополнительные физические и психические нагрузки и тяготы, ставит в зависимость от многих людей, включая, к сожалению, лиц, склонных к агрессии, преступному поведению. Многими исследованиями практикой установлены тяжкие последствия лишения свободы для личности.2 
Изоляция осужденного осуществляется путем его направления в исправительное учреждение, которое обеспечивает режим, т. е. урегулированный уголовно-исполнительным законодательством порядок исполнения данного вида наказания. Степень изоляции определяется уголовным законом при выборе вида исправительного учреждения. Содержание и степень изоляции, т. е. режима, должны соответствовать целям наказания. 
Исполнение наказания в виде лишения свободы детально урегулировано нормами Уголовно-исполнительного кодекса. Всеобъемлющая регламентация исполнения этого вида наказания обусловливается необходимостью, с одной стороны, в максимальной степени обеспечить соблюдение прав осужденных, их законных интересов, а с другой - предоставить администрации исправительных учреждений необходимые правовые рычаги для эффективного достижения целей наказания, обеспечения порядка и дисциплины в деятельности исправительных учреждений, предупреждения среди осужденных новых преступлений и иных правонарушений, а также их исправления.3 
Глава 11 УИК "Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы." является по существу вводной к последующим главам раздела IV, которые регламентируют порядок и условия исполнения данного вида наказания и применения к осужденным средств исправления. В ней решаются вопросы, связанные с определением для лиц, признанных виновными, вида исправительного учреждения, где им надлежит отбывать наказание (ст. 74), и соответственно раздельного содержания различных категорий осужденных (ст. 80), места отбывания наказания (ст. 73), порядок направления этих лиц к местам отбывания наказания (ст. ст. 75, 76), прием в исправительные учреждения (ст. 79) и, наконец, если возникнет необходимость, изменение вида исправительного учреждения. Таким образом в гл. 11 регламентируются вопросы, предшествующие непосредственному исполнению лишения свободы после вынесения приговора и вступления его в законную силу.4 
Под классификацией осужденных к лишению свободы понимается разделение их на относительно однородные категории в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, прошлых судимостей, пола и возраста и других особенностей личности. 
Классификация осужденных создает необходимые предпосылки для дифференциации исполнения данного вида наказания. Она в значительной мере влияет на формирование системы исправительных учреждений, обеспечивает изоляцию друг от друга различных по степени общественной опасности и характеру поведения осужденных. Наконец, она создает предпосылки для индивидуализации исполнения наказания. Согласно ст. 67 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными целями классификации являются: а) отделение заключенных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние; б) разделение заключенных на категории, облегчающее работу с ними, в целях их возвращения к жизни в обществе. 
Система классификации осужденных к лишению свободы тесно связана с категориями преступлений в уголовном праве. Последняя в определенной мере предопределяет классификацию осужденных. В этом выражается единство и взаимозависимость указанных институтов с точки зрения оценки характера и степени общественной опасности преступлений при назначении и исполнении наказания. 
Непосредственное отношение к классификации осужденных к лишению свободы имеют многие институты и нормы уголовного законодательства, определяющие: категорию преступлений (небольшой и средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие - ст. 15 УК);рецидив преступлений, опасный рецидив и особо опасный рецидив (ст. 18 УК); возраст, с которого наступает уголовная ответственность (ст. 20 УК); особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних (глава 14 УК); формы вины (совершение преступления умышленно или неосторожно - ст. 24 УК); срок и виды лишения свободы (ст. 56,57 УК); судимость (ст. 86 УК); пол (ст 57 УК).  
Перечисленные институты и нормы уголовного законодательства применительно к классификации лиц, осуждаемых к лишению свободы, являются ее критериями. Они находят реализацию в ст. 58 УК, устанавливающей правила назначения осужденным лишению свободы вида исправительного учреждения. 
В уголовно-исполнительном законодательстве критерии классификации и правила назначения осужденным вида исправительного учреждения не только закрепляются (ст. 74 УИК), но и развиваются дальше (ст. 80 УИК), предусматривая раздельное содержание иных категорий осужденных в пределах одного вида исправительного учреждения. Так, в колониях особого режима раздельно содержатся осужденные при особо опасном рецидиве, осужденные пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смерти казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок (ч. 2 ст. 80 УИК). В отдельных исправительных учреждениях содержатся бывшие работники судов и правоохранительных органов (ч. 3 ст. 80 УИК) и т. д. Таким образом, критерии классификации осужденных и правила их раздельно содержания в различных видах исправительных учреждений устанавливает уголовное законодательство, а уголовно-исполнительное не только дублирует их в своих нормах, но и развивает дальше. Раздельное содержание осужденных в пределах одного вида исправительного учреждения является прерогативой уголовно-исполнительного законодательства. В целом же критерии классификации осужденных и основания их разделения на отдельные категории являются комплексным институтом указанных отраслей права. Рассмотрим более детально перечисленные критерии классификации осужденных.  
Несовершеннолетние традиционно отделяются от взрослых осужденных к лишению свободы. Выделение их в самостоятельную группу обусловлено необходимостью предотвращения отрицательного влияния на них более запущенных в социально-нравственном и криминальном отношении преступников, психофизиологическими особенностями их личности, а также спецификой организации воспитательного процесса при исполнении наказания. Как отмечается в Руководящих принципах ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г., "вследствие крайней уязвимости несовершеннолетние, лишенные свободы, нуждаются в особом внимании и защите". Для несовершеннолетних осужденных устанавливаются более льготные по сравнению со взрослыми осужденными условия отбывания наказания (гл. 17 УИК). 
Женщины выделяются в самостоятельную категорию осужденных главным образом в целях обеспечения их личной безопасности, а также необходимости проведения с ними воспитательной работы с учетом психофизиологических особенностей их личности. Объем карательного воздействия наказания при его исполнении в отношении указанных категорий осужденных к лишению свободы значительно снижен. В частности, на строгом режиме содержатся только осужденные женщины при особо опасном рецидиве преступлений, колонии особого режима им не назначаются (ч. 5 ст. 74 УИК). В наиболее льготных условиях содержатся осужденные беременные женщины или женщины, имеющие при себе детей, (ч. 5 ст. 88 УИК). 
Уголовный и уголовно-исполнительный законы при назначении и исполнении наказания учитывают форму вины, т. е. было ли совершено преступление умышленно или неосторожно. Как известно, преступления, совершенные по неосторожности, представляют значительно меньшую общественную опасность, чем совершенные умышленно. Поэтому при исполнении наказания в отношении лиц, совершивших преступления по неосторожности, применяется меньшее по объему карательное воздействие. Соответственно указанная категория отбывает наказание в более льготных условиях (ч. 3 ст. 74, ст. 128,129 УИК). 
Лица, совершившие преступления по неосторожности и осужденные на срок до пяти лет лишения свободы, отбывают наказание в колониях-поселениях. Лишь в случае осуждения при неосторожной форме вины на срок свыше пяти лет они направляются для отбывания наказания в колонии общего режима. Такое решение объясняется тем, что тяжкими согласно ч. 4 ст. 15 УК признайся преступления, совершенные по неосторожности, за которые наказание превышает пять лет лишения свободы. Это в основном деяния, повлекшие тяжкие последствия (ч. 3 ст. 247, ч. 3 ст. 263, ч. 3 ст. 264 УК и т. д.). Поэтому указанная категория осужденных отбывает наказание в колониях общего режима. 
Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство выделяет такую категорию осужденных, как лица, осуждаемые впервые к лишению свободы. В данном случае УК и УИК учитывают сам факт первого осуждения к этому виду наказания. Если они ранее отбывали иные виды наказания, то это обстоятельство не учитывается при определении вида исправительного учреждении. Учет указанного критерия обусловлен тем, что лица, содержавшиеся ранее в местах лишения свободы, приобрели криминальный опыт, более запущенны в социально-нравственном отношении, чем впервые осужденные, поэтому отделяются от впервые осужденных к этому виду наказания.  
Не могут рассматриваться как ранее отбывавшие лишение свободы следующие категории лиц:  
- при замене им исправительных работ на основании ст. 29 УК лишением свободы;  
- находившиеся в местах лишения свободы по приговору суда, если в кассационном или надзорном порядке приговор был отменен с прекращением дела либо изменено и назначено наказание; не связанное с лишением свободы, или применено условное ocyждение;  
- осуждавшиеся к лишению свободы, но фактически не отбывавшие наказание в связи с применением амнистии или помилованния, неприведением приговора в исполнение в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности;  
- ранее осуждавшиеся к лишению свободы в пределах cpoка нахождения под стражей в качестве меры пресечения, поскольку они не отбывали наказание в исправительном учреждении (Постановление Пленума Верховного Суда СССР от б сентября 1979 г.; Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 24 апреля 1984 г.).  
Осужденные к лишению свободы разделяются в зависимости от тяжести совершенного преступления. Согласно п. "б" ч. 1 ст. 5| УК лица, впервые осужденные к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести, а тай же за тяжкие преступления, содержатся в колониях общего режима. Осужденные за особо тяжкие преступления отбывают наказание в колониях строгого режима.  
Важным критерием классификации осужденных является срок лишения свободы, который назначается им за совершение деяний. в широком смысле этот признак основной при разделении преступлений на категории (см. ст. 15 УК). Но при определении вида исправительного учреждения он может быть как сопутствующим признаком - при определении вида исправительного учреждения осужденным за неосторожные преступления, так и самостоятельным - при пожизненном осуждении к лишению свободы судом или при замене в порядке помилования смертной казни. В этом случае осужденные содержатся в колониях особого режима. 
Наконец, уголовное и уголовно-исполнительное законодательство выделяют такой критерий классификации осужденных, как рецидив преступлений, опасный рецидив преступлений и особо опасный рецидив преступлений. При рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, он подлежит содержанию в колонии строгого режима (п. "е" ч. 1 ст. 58 УК; ч. 5 ст. 74 УИК). Наконец, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений отбывают наказание в колониях особого режима. 
Анализ критериев классификации осужденных показывает, что определяющее влияние при установлении классификационной категории осужденных, как правило, оказывают несколько критериев: пол, возраст и тяжесть совершенного преступления; форма вины, срок наказания, рецидив преступлений и т. д. 
Руководствуясь указанными критериями, уголовное и уголовно-исполнительное законодательство (ст. 58 УК; ст. 74, 80 УИК) предусматривают изолированное содержание следующих категорий осужденных: 
- мужчин и женщин; 
- несовершеннолетних и взрослых; 
- лиц, впервые осужденных к лишению свободы, от ранее отбывавших этот вид наказания; 
- осужденных при особо опасном рецидиве преступлений от других осужденных; 
- осужденных к пожизненному лишению свободы отдельно от осужденных, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок; 
- в колониях-поселениях отдельно содержатся осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, от осужденных, переведенных из колоний общего и строгого режимов. 
Кроме того, в отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов. 
Наконец, из ч. 3 ст. 73 УИК вытекает, что отдельно содержатся осужденные иностранные граждане и лица без гражданства, поскольку они подлежат направлению для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих учреждений. (Однако это положение не распространяется на граждан СНГ.) 
В соответствии с рассмотренными выше критериями классификации и правилами их раздельного содержания в соответствии со ст. 58, 88 УК и ст. 74 УИК в отдельных видах исправительных учреждений содержатся: 
- в колониях-поселениях: осужденные впервые к лишению свободы за неосторожные преступления на срок не свыше пяти лет, а также положительно характеризующиеся осужденные, переведенные с их согласия из колоний общего и строгого режимов; 
- в колонии общего режима содержатся: впервые осужденные к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести и тяжких преступлений; осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, на срок более пяти лет; 
- в колониях строгого режима содержатся: мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений; при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений; осужденные женщины при особо опасном рецидиве; 
- в колониях особого режима содержатся: осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненно; 
- в тюрьмах содержатся: осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные - злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний; 
- в воспитательных колониях общего режима содержатся несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетние женского пола; 
- в воспитательных колониях усиленного режима - несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы.5 
В полной мере на исправительные учреждения возлагаются конкретные задачи по достижению целей уголовного наказания, уголовно-исполнительного законодательства. Данные цели реализуются с помощью указанных в ч. 2 ст. 9 УИК основных средств исправления. Это установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.  
На построение системы исправительных учреждений оказывают влияние различные социально-экономические, политические и духовные факторы. В их числе показатели демографической, уголовно-правовой и исправительной характеристик осужденных. В соответствии с нормами международных актов, действующего уголовно-исполнительного законодательства в исправительных учреждениях реализуется принцип раздельного содержания осужденных в зависимости от пола, возраста, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, прежней преступной деятельности и срока назначенного наказания. Признается необходимым изолированное от других осужденных и одновременно раздельное содержание некоторых категорий осужденных (осужденных при особо опасном рецидиве, отбывающих пожизненное лишение свободы, инфекционных больных и т. д.). В результате, с одной стороны, создаются исправительные учреждения разных видов, с другой - в исправительном учреждении одного вида раздельно отбывают наказание различные категории осужденных. Все это позволяет дифференцировать наказание и исправительное воздействие в местах лишения свободы, подходить к исполнению наказания и исправлению преступника с учетом тяжести и характера совершенного преступления, личности преступника, динамики ее изменения во время отбывания наказания.6 
Отбывание наказания в виде лишения свободы по приговору суда согласно ст. 58 УК назначается в исправительных колониях или в тюрьме, в колониях-поселениях, а также в воспитательных колониях. Уголовно-исполнительное законодательство дополняет виды исправительных учреждений, вводя в их перечень лечебные исправительные учреждения и следственные изоляторы (ч. 1 ст. 74 УИК). Последние выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. 
Вид исправительного учреждения, в том числе и вид исправительной (воспитательной) колонии, в котором осужденному надлежит отбывать наказание, определяется судом (п. 6 ст. 303 УПК). 
Судебный порядок распределения осужденных по видам исправительных учреждений повышает обоснованность вынесенных приговоров и создает предпосылки для осуществления судебного контроля за их исполнением. 
При вынесении приговора судом может быть допущена ошибка в назначении вида исправительного учреждения. В случае необоснованного назначения осужденному вида колонии с более строгим режимом вышестоящий суд в кассационном порядке или в порядке надзора вправе определить ему колонию с более мягким режимом. Если осужденному неправильно определен вид колонии с менее строгим режимом, то вышестоящий суд, отменив приговор суда в части назначения осужденному вида колонии, направляет дело на новое рассмотрение для определения ему вида исправительного учреждения. Однако согласно ст. 373 УПК в этом случае пересмотр дела в порядке надзора допускается только в течение года по вступлении приговора (определения или постановления) суда в законную силу. 
Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее десятидневного срока со дня вступления приговора в законную силу либо со дня обращения его к исполнению. В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственником или иными лицами (ч. 1 ст. 75 УИК). Кроме того, администрация следственного изолятора обязана поставить в известность одного из родственников по выбору осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания. 
Следующий этап после назначения осужденному вида исправительного учреждения - определение ему места отбывания наказания. Согласно ст. 73 УИК осужденные к лишению свободы отбывают наказание в пределах субъекта Российской Федерации, где они проживали до ареста или были осуждены. Это обусловлено необходимостью создания условий для положительного влияния на поведение осужденных семьи, членов трудовых коллективов. 
Одновременно УИК (ст. 73) устанавливает отступление от этого общего правила. Во-первых, при исключительных обстоятельствах, учитывая состояние здоровья осужденного, в целях обеспечения его личной безопасности либо с согласия осужденного он может быть направлен для отбывания наказания в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации. Таким образом, закон определяет мотивы такого исключения. 
Во-вторых, при отсутствии по месту жительства или месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида (например, Московская область) или невозможности размещения осужденных в имеющихся учреждениях (при их перенаполнении) осужденные направляются в ближайшие места лишения свободы, расположенные на территории данного субъекта Российской Федерации, либо по согласованию с соответствующими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Федерации. Следовательно, указанное отступление от общего правила обусловливается отсутствием соответствующего вида исправительного учреждения или наличием свободных мест для размещения осужденных. 
В-третьих, определенные в ч. 3 ст. 73 УИК небольшие по своей численности группы осужденных (женщины, несовершеннолетние, иностранные граждане и лица без гражданства) или представляющие повышенную общественную опасность (осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы или осужденные, смертная казнь которым в порядке помилования была заменена лишением свободы, а также осужденные к тюремному заключению) направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующего исправительного учреждения. 
После решения указанных вопросов осужденный перемещается за счет государства к месту отбывания наказания под конвоем (ч. 1 ст. 76 УИК) с соблюдением правил их раздельного содержания и соответствующими материально-бытовыми и санитарно-гигиеническими условиями (ч. 3,4 ст. 76 УИК). 
Наконец, заключительным этапом после определения осужден--ному вида исправительного учреждения является прием его в соответствующем месте отбывания наказания. Согласно ст. 79 УИК порядок приема осужденных устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. 
Согласно этим правилам прием осужденных осуществляется соответствующими должностными лицами исправительного учреждения: оперативным дежурным этого учреждения и работником специального отдела - отдела учета. При приеме осужденных проверяются их личные дела, наличие необходимых документов, идентифицируется личность осужденного. Осужденные подвергаются медицинскому осмотру, обыску, их личные вещи - досмотру. При необходимости они проходят санитарную обработку. После прохождения указанных процедур осужденные направляются в карантинное отделение сроком до 15 суток, где знакомятся с правилами отбывания наказания и находятся в обычных условиях. 
Во время нахождения осужденных в карантине принимается решение о распределении их по отрядам с учетом особенностей их личности, профессии, образования и т. д. 
Семье или близким родственникам осужденного в соответствии с требованиями ст. 359 УПК и ст. 17 УИК в течение десяти суток со дня его прибытия в исправительное учреждение направляется извещение с указанием почтового адреса учреждения, перечня продуктов питания и предметов первой необходимости, которые можно получать осужденным в посылках, передачах или бандеролях, а также основные правила предоставления свиданий с осужденными. 
С момента вступления приговора в законную силу лица, осужденные к лишению свободы, приобретают свой новый статус. Однако фактически реализация предоставленных им прав и выполнения обязанностей начинается после приема в исправительное учреждение. Именно этим определяется правовое значение факта приема осужденных.7 
Исполнение наказания в виде штрафа. 
Штраф в соответствии со ст. 46 УК является денежным взысканием, налагаемым судом. Он может назначаться только в случаях и в пределах. предусмотренных Уголовным кодексом. Закон разрешает применять штраф и в качестве основного, и в качестве дополнительного вида наказания. 
Как видно из ст. 44 УК, штраф - самое мягкое наказание. Поэтому он может быть назначен в качестве дополнительного в сочетании с любым основным наказанием, кроме наказаний, назначаемых военнослужащим (ограничение по военной службе, арест и содержание в дисциплинарной воинской части). 
Размер штрафа определяется в зависимости от тяжести совершенного преступления с учетом имущественного положения виновного. Он назначается судом в виде суммы, соответствующей определенному количеству минимальных месячных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент вынесения приговора, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. Максимальный и минимальный размеры штрафа определены в ч. 2 ст. 46 УК. Он может назначаться в размере от 25 до 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года. 
Исполнение штрафа регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом, а также Федеральным законом "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г.8, который возложил исполнение наказания в виде штрафа на судебных приставов-исполнителей. Этим должностным лицам переданы полномочия судебных исполнителей, существовавших ранее при районных судах. Порядок исполнения судебных актов, в том числе и приговоров к штрафу, регламентирован названным Федеральным законом, а компетенция судебных приставов-исполнителей - Федеральным законом "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г.9 
После оглашения приговора о назначении штрафа суд, постановивший приговор, разъясняет осужденному его обязанность в течение 30 дней добровольно внести сумму штрафа в государственный банк и предупреждает его, что в случае неуплаты штраф будет взыскан принудительно. Осужденный может добровольно внести сумму штрафа как до, так и после вступления приговора в законную силу. 
Закон допускает отсрочку или рассрочку исполнения штрафа, которая может быть предоставлена на срок до одного года. Основания отсрочки или рассрочки уплаты штрафа жестко не регламентированы. Указывается лишь, что названные льготы могут предоставляться осужденному, если немедленная уплата штрафа невозможна. Следовательно, обоснованность доводов осужденного оценивает суд. 
Просьба осужденного подлежит удовлетворению при доказанности его тяжелого материального положения, которое может быть обусловлено, в частности, тяжелой болезнью, беременностью, наличием малолетних детей, пожаром или иным стихийным бедствием. Невозможность немедленной уплаты может быть обусловлена также болезнью родственников, наличием иждивенцев и т. п. Доводы осужденного должны быть проверены и оценены судом. 
Отсрочка предполагает разрешение начать выплату штрафа спустя определенное время, которое не может превышать одного года. Рассрочка представляет собой разрешение заплатить штраф частями. Суд точно устанавливает сроки уплаты каждой части штрафа. При этом последняя часть штрафа должна быть уплачена в течение предоставленного срока отсрочки, считая со дня вступления приговора в законную силу. 
Отсрочка или рассрочка штрафа может быть разрешена судом по ходатайству осужденного, его защитника, близких родственников, общественных формирований или трудового коллектива либо по представлению прокурора или по собственной инициативе суда. Судебный пристав-исполнитель не имеет права самостоятельно предоставить отсрочку или рассрочку исполнения приговора. 
В отличие от невозможности немедленной уплаты штрафа материальное положение осужденного может обусловить невозможность уплаты штрафа вовсе. Такая ситуация может возникнуть вследствие стойкой утраты трудоспособности лицом, не имеющим имущества, на которое закон разрешает обращать взыскание, и иных источников дохода. Осужденный должен представить надлежащие медицинские и иные документы, а также составленный судебным приставом-исполнителем и утвержденный определением судьи акт о невозможности взыскания, удостоверяющий отсутствие у осужденного имущества, подлежащего описи, и иных доходов, на которые может быть обращено взыскание. В отличие от ранее действовавшего законодательства ни Уголовный, ни Уголовно-исполнительный кодексы не предусматривают замены штрафа другим наказанием в случае невозможности его уплаты осужденным.  
При неуплате осужденным штрафа в установленный срок председатель суда или судья передают судебному приставу-исполнителю исполнительный лист на взыскание суммы штрафа для принудительного исполнения, о чем извещается финансовый орган. 
Судебный пристав-исполнитель применяет следующие меры принудительного исполнения штрафа: 1) обращение взыскания на имущество осужденного путем наложения ареста и продажи имущества; 
2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды дохода осужденного; 3) обращение взыскания на денежные суммы и имущество осужденного, находящиеся у других лиц. 
Следует иметь в виду, что взыскание может быть обращено на любое имущество осужденного, включая его долю в общей собственности, уставном капитале коммерческих организаций, деньги, ценные бумаги, иные ценности, в том числе находящиеся на счетах и на вкладах или на хранении в финансово-кредитных организациях и банках, а также имущество и деньги, переданные им в доверительное управление. Порядок изъятия имущества осужденного, которое находится в уставном капитале коммерческих организаций, определяется Министерством финансов РФ по согласованию с Министерством экономики РФ и Министерством юстиции РФ. 
Для реализации необходимых мер по взысканию штрафа судебный пристав-исполнитель вправе входить в помещение, где проживает осужденный, и производить осмотр всех его хранилищ (кладовки, погреба, сарая, шкафов, ящиков и т. п.), осуществлять опись имущества. В установленных законом случаях приглашаются понятые. При необходимости судебный пристав-исполнитель прибегает к помощи сотрудников милиции. 
Опись имущества производится в пределах, необходимых для взыскания суммы штрафа. Если для взыскания суммы штрафа могут быть описаны разные предметы, принадлежащие осужденному, то последний вправе заявить судебному приставу-исполнителю, на какие предметы взыскание должно быть обращено в первую очередь. Такая просьба подлежит удовлетворению, если это не препятствует исполнению приговора. 
В том случае, когда личного имущества осужденного оказывается недостаточно для взыскания суммы штрафа, в опись включается имущество, находящееся в общей собственности осужденного с другими лицами. Судебный пристав-исполнитель указывает в описи, что определенные описанные предметы находятся в общей собственности, и обращается в суд с представлением об определении доли осужденного в этом имуществе. 
Взыскание не обращается на имущество, если размер штрафа, наложенного на осужденного, который работает либо получает пенсию или стипендию, не превышает той доли месячного заработка, пенсии или стипендии, на которую может быть обращено взыскание, т. е. 20%. В этом случае взыскание обращается на заработок, пенсию или стипендию осужденного. 
Не подлежит изъятию имущество, минимально необходимое самому осужденному и лицам, находящимся на его иждивении. Перечень такого имущества предусмотрен в приложении к Уголовно-исполнительному кодексу. По сравнению с ранее действовавшим перечнем, который был дан в приложении к Уголовному кодексу, данный перечень существенно расширен и изложен в более общей форме. Например, не подлежал конфискации жилой дом у лиц, основным занятием которых является сельское хозяйство. Между тем жилые дома имеют в сельской местности не только крестьяне, но и учителя, врачи, а нередко и рабочие, служащие, работающие в промышленности, на транспорте, в области культуры и т. п. Жилые дома на праве частной собственности могут быть и в городах, не говоря уже о приватизированных квартирах. Нет основания ставить их в худшее положение по сравнению с крестьянами. 
Старый перечень определял количество и виды домашних животных, которые не могли быть конфискованы. Сейчас речь идет в общей форме о домашнем скоте в количестве, необходимом для удовлетворения минимальных потребностей семьи. Таким же образом регламентированы предметы домашней обстановки, утварь, одежда. Не подлежат конфискации все детские принадлежности. В то же время указывается, что названные в перечне предметы могут быть конфискованы, если они обнаружены в количестве, явно превышающем потребности осужденного и его семьи, либо изготовлены из драгоценных металлов, являются предметами роскоши или имеют историческую или художественную ценность. На это имущество не может быть обращено и взыскание штрафа. 
Порядок описи имущества определяется названным Законом об исполнительном производстве. Закон возлагает исполнение штрафа на судебных приставов-исполнителей. Если наказание исполняется по месту жительства осужденного (штраф как основное наказание либо как дополнительное, например, при условном осуждении), исполнительный лист передается соответствующему судебному приставу-исполнителю по месту жительства, или по месту работы, или по месту нахождения имущества. 
Если наказание исполняется не по месту жительства (штраф как дополнительное наказание при осуждении к лишению свободы), исполнение производится еще и по месту отбывания основного наказания. 
Если штраф назначен в качестве дополнительного наказания в сочетании с лишением свободы или исправительными работами, исполнительный лист направляется в исправительное учреждение или по месту работы осужденного. Таким же образом поступает судебный пристав-исполнитель в случае, когда осужденный работает независимо от того, в дополнение к какому наказанию назначен штраф. 
Если осужденный не работает, судебный пристав-исполнитель принимает меры к обнаружению его имущества в пределах сроков давности исполнения приговора. 
По завершении взыскания штрафа судебный пристав-исполнитель обязан проверить правильность взыскания и записей, которые произведены на исполнительном листе. Убедившись, что штраф взыскан полностью, судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный лист с соответствующими отметками в тот суд, который вынес приговор. Исполнительный лист приобщается к уголовному делу. 
Закон предусматривает возможность такого поведения осужденного, которое рассматривается как злостное уклонение от уплаты штрафа. Под злостным уклонением от уплаты штрафа понимаются случаи, когда осужденный, имея возможность уплатить штраф, не делает этого, несмотря на предупреждение судебного пристава-исполнителя, например увольняется с работы, скрывает свои доходы и имущество от описи либо уже описанное имущество, которое может быть обращено на взыскание штрафа. 
Ранее действовавший закон предусматривал последствия злостного уклонения от уплаты штрафа лишь в случае, если он назначен в качестве основного наказания. Они выражались в замене штрафа наказанием в виде исправительных работ. Действующий закон устанавливает, что в случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется обязательными работами, исправительными работами или арестом соответственно размеру назначенного штрафа в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом для этих видов наказаний. Ни Уголовный, ни Уголовно-исполнительный кодексы не устанавливают жестких паритетов, которых должен придерживаться суд при замене наказаний (например, УК РСФСР 1960 г. предписывал заменять штраф в случае злостного уклонения лица от его уплаты из расчета: один месяц исправительных работ за два минимальных месячных размера оплаты труда, но на срок не свыше двух лет исправительных работ). Сейчас этот вопрос оставлен на усмотрение суда. 
Если суд вынес определение о замене штрафа обязательными работами, исправительными работами или арестом, штраф не может быть обращен к исполнению, даже если обнаружится имущество осужденного. При замене штрафа другими наказаниями осужденный несет все правоограничения, присущие вновь назначенному наказанию. В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ это наказание в установленном порядке в соответствии со ст. 49 УК может быть заменено ограничением свободы или арестом, а в случае злостного уклонения от исправительных работ они в соответствии со ст. 50 УК могут быть заменены ограничением свободы, арестом или лишением свободы.10 
Задача. 
К., отбывая наказание в исправительной колонии общего режима, обратился к начальнику учреждения с заявлением, в котором содержалась просьба о разрешении ему краткосрочного выезда домой в связи со смертью отца. К заявлению была приложена телеграмма, заверенная главным врачом больницы. 
Дайтe ответ осужденному. 
Статья 97 УИК РФ регламентирует выезд осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений. 
Согласно подпунктом "а" пункта 1 указанной статьи осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных колониях, могут быть разрешены краткосрочные выезды за пределы исправительных учреждений продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье.  
В соответствии с пунктом 3 ст. 97 УИК выезды по основаниям, указанным в частях первой и второй настоящей статьи, не разрешаются осужденным при особо опасном рецидиве преступлений; осужденным, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; осужденным к пожизненному лишению свободы; осужденным, больным открытой формой туберкулеза; осужденным, не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании; ВИЧ-инфицированным осужденным; осужденным, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, а также в случаях проведения противоэпидемических мероприятий. 
Согласно п.4 осужденным, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы и нуждающимся по состоянию здоровья в постороннем уходе, а также несовершеннолетним осужденным выезд за пределы исправительного учреждения разрешается в сопровождении родственника или иного сопровождающего лица. 
В пунктах 5 и 6 установлено, что заявление осужденного о предоставлении ему краткосрочного выезда за пределы исправительного учреждения в связи с исключительными личными обстоятельствами должно быть рассмотрено в течение суток. 
Разрешение на выезд за пределы исправительного учреждения дается начальником исправительного учреждения с учетом характера и тяжести совершенного преступления, отбытого срока, личности и поведения осужденного. 
Как отмечено в п. 10, порядок разрешения осужденным выездов за пределы мест лишения свободы определяется Правилами внутреннего распорядка.  
Правила внутреннего распорядка11 исправительных учреждений в пункте 19 предусматривают, что разрешение на выезд за пределы ИУ дается начальником учреждения на основании письменного заявления осужденного. 
К заявлению о разрешении краткосрочного выезда прилагаются документы, подтверждающие наличие исключительных личных обстоятельств (справки органов здравоохранения, органов местного самоуправления и другие официальные документы, удостоверенные органами внутренних дел по месту их выдачи, заявление осужденного для, предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения и мотивированное ходатайство старшего инспектора по трудовому и бытовому устройству). 
Разрешение на выезд дается с соблюдением требований ст. 97 УИК Российской Федерации и оформляется приказом начальника ИУ. 
Согласно п. 12 ст. 97 УИК выезд осужденных на территорию другого государства разрешается в порядке и в случаях, предусмотренных соглашениями с соответствующими государствами. 
К. отбывает наказание в исправительной колонии общего режима, следовательно, он относится либо к лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести и тяжких преступлений, либо к лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше пяти лет п. "б" ч. 1 ст. 58 УК РФ). Кроме того, поскольку в условии задачи не сказано, что он отбывает наказание в лечебном исправительном учреждении, то можно сделать вывод, что он не является больным открытой формой туберкулеза; осужденным, не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании; ВИЧ-инфицированным осужденным; осужденным, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Таким образом, отсутствуют все основания для отказа в удовлетворении заявления осужденного К., предусмотренные в п. 3 ст. 97 УИК, кроме случаев проведения противоэпидемических мероприятий. 
К. обратился с заявлением в полном соответствии с положениями УИК и Правил внутреннего распорядка. 
Заявление К. обусловлено обстоятельством (смертью отца), прямо указанным в п. 1 ст. 97 УИК. 
Таким образом, просьба К. о разрешении ему краткосрочного выезда домой в связи со смертью отца правомерна и основана на законе. Поэтому начальник исправительного учреждения, учитывая характер и тяжесть совершенного К. преступления, отбытый им срок, личность и поведение осужденного К. может разрешить ему краткосрочный выезд домой ( если только этому не препятствуют противоэпидемические мероприятия). 
Отметим, что согласно п. 12 ст. 97 УИК выезд осужденных на территорию другого государства разрешается в порядке и в случаях, предусмотренных соглашениями с соответствующими государствами. Пока таких соглашений не заключено12, поэтому в случае, если дом К. находится вне пределов Российской Федерации (например, в стране СНГ), в просьбе К. следует отказать. 
 
 
Список литературы. 
1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ с изм. 8 января 1998 г, от 21 июля 1998 г, от 24 июля 1998 г. // СЗ РФ, 1997 г., N 2, ст. 198. 
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Текст Кодекса опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 17 июня 1996 г., N 25, ст. 2954, 
3. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" с изм. от 15 июня 1996 г. от 21 июля 1998 г. // Текст закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г., N 33, ст. 1316 
4. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г., N 30, ст. 3591 
5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" // Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 5 августа 1997 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г., N 30, ст. 3591 
6. Правила внутреннего распорядка исправительно-трудовых учреждений. Утверждены приказом МВД РФ от 30 мая 1997 г. № 330; согласованы с Генеральной прокуратурой РФ // Рыбак М.С., Красиков А.Н., Шостак Н.С. Уголовно-исполнительное право России: Учеб.-метод. Пособие. - Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1998 
7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Общая часть. Под общей редакцией Генерального прокурора РФ, профессора Ю.И. Скуратова и Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева. - М.: Издательская группа ИНФРА*М-НОРМА, 1996  
8. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. - М.: Вердикт-1м, 1997 
9. Уголовно-исполнительное право. Учебник. Под ред. А.И. Зубкова - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998.Уголовно-исполнительное право. Учебник. / Под ред. проф. И.В. Шмарова М.: Издательство БЕК, 1998. 
10. Селивестов В., Шмаров И.,"Правовое регулирование исполнения наказаний в виде лишения свободы и смертной казни" // "Российская юстиция", 1997, N 5 
11. Стручков Н.А. Курс исполнительно-трудового права. Проблемы Общей части. - М.: Юрид. лит., 1984 
12. Стручков Н.А. Курс исполнительно-трудового права: Проблемы Особенной части. - М.: Юрид. лит., 1988 
 
16 августа 1999 года 
_______________ Битюцкий И.В. 
1Стручков Н.А. Курс исполнительно-трудового права: Проблемы Особенной части. - М.: Юрид. лит., 1988 С. 14 2 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Общая часть. Под общей редакцией Генерального прокурора РФ, профессора Ю.И. Скуратова и Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева. - М.: Издательская группа ИНФРА*М-НОРМА, 1996 С. 57 3 Селивестов В., Шмаров И.,"Правовое регулирование исполнения наказаний в виде лишения свободы и смертной казни" // "Российская юстиция", 1997, N 5 4 Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. - М.: Вердикт-1м, 1997 С. 162 5 Уголовно-исполнительное право. Учебник. / Под ред. проф. И.В. Шмарова М.: Издательство БЕК, 1998 С. 301-304 6 Уголовно-исполнительное право. Учебник. / Под ред. проф. И.В. Шмарова М.: Издательство БЕК, 1998 С.132-136 7 Уголовно-исполнительное право. Учебник. / Под ред. проф. И.В. Шмарова М.: Издательство БЕК, 1998 С. 301 - 304 8 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г., N 30, ст. 3591 9 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" // Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 5 августа 1997 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г., N 30, ст. 3591 10 Уголовно-исполнительное право. Учебник. / Под ред. проф. И.В. Шмарова М.: Издательство БЕК, 1998 С. 214-219 11 Правила внутреннего распорядка исправительно-трудовых учреждений. Утверждены приказом МВД РФ от 30 мая 1997 г. № 330; согласованы с Генеральной прокуратурой РФ // Рыбак М.С., Красиков А.Н., Шостак Н.С. Уголовно-исполнительное право России: Учеб.-метод. Пособие. - Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1998 12 Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. - М.: Вердикт-1м, 1997 С. 219 1

Информация о работе Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы