Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:18, курсовая работа
Меры процессуального принуждения не являются мерами ответственности. Они применяются не только вследствие нарушения участниками процесса своих обязанностей, но и для предотвращения этого. Некоторые из мер процессуального принуждения могут быть применены не только к подозреваемому или обвиняемому, но и к иным участникам процесса (потерпевшему, свидетелю и др.). Всем этим мерам в определенной степени свойственно принуждение, которое проявляется в ограничении прав и свобод лица. Подобные ограничения допускаются исключительно в интересах раскрытия преступления, изобличения виновного и разрешения уголовного дела судом.
Введение 3
Задержание подозреваемого. 5
Понятие и виды мер пресечения. 10
Заключение под стражу как мера пресечения. 15
Залог как мера пресечения. 20
Заключение. 27
Список используемой литературы. 29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКИ РФ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Филиал ТГУ в г. Прокопьевске
Юридический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
Меры процессуального принуждения
Руководитель
______ к.ю.н
______
Прокопьевск 2013
Оглавление
Введение
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение.
Уголовный процесс, не обеспеченный
государственным принуждением, был
бы абсолютно неэффективным и
потерял бы способность к реализации
установленных законом правил и
предписаний. Наличие реальной возможности
использовать властные государственные
механизмы для достижения целей
правосудия является одной из основ
существования любой формы
Поскольку назначения уголовного
судопроизводства должны достигаться
в условиях минимального ограничения
прав и свобод человека и гражданина,
Конституция Российской Федерации
и УПК РФ устанавливают процессуальные
гарантии, обеспечивающие законность
и обоснованность избрания и применения
мер процессуального
Меры процессуального
принуждения не являются мерами ответственности.
Они применяются не только вследствие
нарушения участниками процесса
своих обязанностей, но и для предотвращения
этого. Некоторые из мер процессуального
принуждения могут быть применены
не только к подозреваемому или обвиняемому,
но и к иным участникам процесса
(потерпевшему, свидетелю и др.). Всем
этим мерам в определенной степени
свойственно принуждение, которое
проявляется в ограничении прав
и свобод лица. Подобные ограничения
допускаются исключительно в
интересах раскрытия
Таким образом, меры процессуального
принуждения – это
1.Задержание подозреваемого.
Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству задержание подозреваемого представляет собой не только меру процессуального принуждения и неотложное следственное действие, но и основание для признания лица подозреваемым. В этой связи глубокий анализ процессуальной формы и содержания института позволит определить начальный момент появления фигуры подозреваемого в уголовном процессе, а, следовательно, и начальный момент осуществления уголовного преследования лица.
Вступление в силу с 1 июля
2002 года Уголовно-процессуального
Приходится констатировать,
что в настоящее время
Проблемы задержания лица
по подозрению в совершении преступления
достаточно широко исследовалась в
отечественной юридической
Задержание — самая строгая мера принуждения. Задержание подозреваемого это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.
Основаниями задержания подозреваемого (ст.91 УПК РФ).
1. Орган дознания, дознаватель,
следователь вправе задержать
лицо по подозрению в
(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или
очевидцы укажут на данное
лицо как на совершившее
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
При задержании лица важен и мотив, которым является реальное опасение, что, оставаясь на свободе, лицо может скрыться и продолжить свою преступную деятельность.
Порядок задержания подозреваемого (ст.92 УПК РФ):
1. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
2. В протоколе указываются
дата и время составления
3. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.
4. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 N 98-ФЗ, от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
Основания освобождения подозреваемого (ст.94 УПК РФ)
1. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:
(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ))
1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
2) отсутствуют основания
применения к нему меры
3) задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 настоящего Кодекса.
2. По истечении 48 часов
с момента задержания
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 04.07.2003 N 92-ФЗ)
3. Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)
4. Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.
(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
5. При освобождении
Порядок содержания подозреваемых под стражей (ст. 95 УПК РФ)
1. Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определяются федеральным законом.
2. В случае необходимости
проведения оперативно-
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
Уведомление о задержании подозреваемого (ст.96 УПК РФ)
1. Дознаватель, следователь
не позднее 12 часов с момента
задержания подозреваемого
(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
2. При задержании подозреваемого,
являющегося военнослужащим, об
этом уведомляется
(в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 155-ФЗ)
2.1. При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия в срок, указанный в части первой настоящей статьи.