Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 12:10, контрольная работа
В общем виде конституционные принципы уголовного процесса можно рассматривать как закрепленные в Конституции Российской Федерации основополагающие правовые идеи, определяющие построение всего уголовного процесса, его сущность, характер и демократизм. Они составляют базу, фундамент всего уголовного процесса.
Введение…………………………………………………………..…………………3
Принцип законности………………………………………………………..4
Принцип публичности...................................................................................4
Принцип осуществления правосудия только судом……………………5
Принцип независимости судей…………………………………………….6
Принцип всеобщего равенства перед законом и судом………………...7
Неприкосновенность личности……………………………………………8
Уважение чести и достоинства личности………………………………...8
Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений…………………………………………..9
Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве…………………………………………………………...10
Неприкосновенность жилища……………………………………………11
Презумпция невиновности………………………………………………..11
Состязательность сторон………………………………………………….13
Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту……..14
Принцип гласности………………………………………………………...15
Непосредственность и устность судебного разбирательства………...16
Свобода оценки доказательств…………………………………………..16
Язык уголовного судопроизводства…………………………………….17
Право на обжалование процессуальных действий и решений………18
Заключение………………………………………………………………..……….19
Список использованной литературы……………………………………..……20
Несомненной гарантией права на защиту
является презумпция невиновности - один
из важнейших принципов уголовного судопроизводства
(ст. 49 Конституции РФ, ст. 14 УПК), а также
основанные на ней положения о том, что:
а) обвиняемый не обязан доказывать свою
невиновность, так как это является бременем
стороны обвинения; б) неустранимые сомнения
в виновности обвиняемого толкуются в
его пользу; в) обвинительный приговор
не может быть основан на предположениях;
г) признание обвиняемым своей вины в совершении
преступления может быть положено в основу
обвинения лишь при подтверждении его
виновности совокупностью имеющихся
по уголовному делу доказательств.
Принцип гласности
Конституцией РФ установлено: «Разбирательство дела во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом» (ч. 1 ст. 123). Принцип гласности устанавливается для всех судов в качестве правила, а закрытое судебное разбирательство - как изъятие из этого правила, причем только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Специальная статья о гласности судебного разбирательства имеется в УПК (ст. 241). Оговорив общее правило об открытом разбирательстве дел, законодатель отметил: его действие ограничивается исключениями, предусмотренными ч. 2 ст. 241 УПК. Закрытое судебное разбирательство допускается на основании постановления (определения) суда, когда: 1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны; 2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет; 3) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство; 4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.
Согласно ч. 2 ст. 241 УПК закрытое судебное разбирательство по тому или иному делу может проходить либо полностью, либо частично.
При рассмотрении уголовных дел в силу принципа гласности процессуальные действия в судебном разбирательстве совершаются, как правило, при открытых дверях. Вместе с тем материалы переписки лица, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и иные сообщения лиц могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с их согласия. В противном случае указанные материалы оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании Аналогичные требования применяются при исследовании аудио- и (или) видеозаписи и т. п. (ч. 4 ст. 241 УПК).
Приведенные положения, как в известное мере и сами основания ограничения гласности, установлены с учетом конституционных требований об охране частной жизни и личной тайны (ст. 22-24 Конституции РФ).
В открытом судебном заседании вправе
присутствовать все желающие, достигшие
16-летнего возраста. Лица до 16 лет, если
они не являются участниками уголовного
судопроизводства, допускаются в зал судебного
заседания с разрешения председательствующего.
Непосредственность и устность судебного разбирательства
С принципами состязательности и гласности судебного разбирательства связано действие принципов устности и непосредственности. Хотя эти принципы не зафиксированы в Конституции РФ, правомерно отнести их к числу конституционных принципов правосудия, поскольку они могут быть выведены из Конституции, так как установление гласности судебного разбирательства предполагает устную форму судоговорения и непосредственное восприятие судом доказательств.
Известно, что исследуемые по уголовному делу факты - это всегда отражение событий прошлого. Они могут быть исследованы путем непосредственного восприятия следователем лишь в строго определенных и предусмотренных законом случаях (при проведении осмотров, следственных экспериментов, предъявлений для опознания лиц или предметов, и др.). Возможности судьи и суда в этой части еще более ограничены. Большинство сведений о фактах, имеющих отношение к предмету доказывания, суд и участвующие в суде стороны могут получить из перечисленных в законе доказательств: показаний свидетеля, показаний потерпевшего, показаний обвиняемого и др. В силу принципа непосредственности выводы в приговоре суд обязан делать на основе доказательств, исследованных самим судом в судебном заседании (ст. 240 УПК). Это означает, что лишь при наличии особых обстоятельств допускается замена допроса подсудимого, свидетеля или другого лица оглашением протоколов ранее данных ими показаний (ст. 276,'281 УПК).
Исключение, касающееся ограничения действия
принципа непосредственности, состоит
в том, что по делам о преступлениях небольшой
или средней тяжести приговор может быть
постановлен без проведения судебного
разбирательства. Это возможно, если обвиняемый
ходатайствует об этом, соглашаясь с предъявленным
обвинением. На проведение такого заседания
необходимо иметь также согласие государственного
или частного обвинителя, а также потерпевшего.
При таких условиях суд вправе постановить
приговор без проведения судебного разбирательства,
если удостоверится, что: а) обвиняемый
осознает характер и последствия заявленного
ходатайства; б) ходатайство было заявлено
добровольно и после проведения консультаций
с защитником.
Свобода оценки доказательств
Оценка доказательств по внутреннему убеждению - принцип уголовного процесса и нормативное требование, адресованные прежде всего к лицам, ответственным за ведение уголовного дела (следователю, дознавателю, прокурору, суду). Свободной оценке доказательств сопутствует положение о том, что никакие доказательства не имеют заранее установленной силы (ст. 17 УПК). Оценка доказательств- это результат мыслительной деятельности субъектов уголовного процесса, который заключается в определении их допустимости, относительности, достоверности и достаточности. С оценкой связано принятие основных процессуальных решений (предъявление обвинения; избрание, изменение или отмена меры пресечения; принятие других мер принуждения; приостановление или окончание расследования и т. п.). Следовательно, оценка доказательств как бы заключает определенный этап деятельности по собиранию доказательств. В то же время деятельность по собиранию и проверке доказательств постоянно сопровождается их оценкой.
Исключительно важное положение установлено в ч. 2 ст. 17 УПК: никакие доказательства для суда, прокурора, следователя и лица, производящего дознание, не имеют заранее установленной силы. К этому можно добавить два существенных конституционных установления:
1) при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч 2 ст. 51 Конституции РФ);
2) неустранимые сомнения в виновности
лица толкуются в пользу обвиняемого (ч.
3 ст. 49 Конституции РФ).
Язык уголовного судопроизводства
Язык, на котором ведется уголовное судопроизводство, определяют ст. 10 Закона о судебной системе и ст. 18 УПК. В соответствии с ними уголовное судопроизводство ведется на русском языке, а также на государственных языках входящих в Российскую Федерацию республик. В Верховном Суде РФ и в военных судах производство по уголовным делам ведется на русском языке. При этом участникам уголовного судопроизводства, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами уголовного дела, выступать в суде на родном или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 УПК следственные и судебные документы, подлежащие обязательному вручению подозреваемому, обвиняемому, а также другим участникам уголовного судопроизводства, должны быть переведены на родной язык соответствующего участника уголовного судопроизводства или на язык, которым он владеет.
Положения уголовно-процессуального закона базируются на предписаниях ч. 2 ст. 26 Конституции РФ, закрепившей право каждого на пользование родным языком и свободный выбор языка общения.
В этих условиях особое значение приобретает деятельность переводчика в ходе судопроизводства. Не случайно переводчику посвящены специальные статьи в разделе II УПК (ст. 59) об участниках уголовного судопроизводства, а также в главах о предварительном следствии (ст. 169) и судебном разбирательстве (ст. 263).
Принцип обеспечения каждому пользования
родным языком при осуществлении правосудия
выражает демократизм действующего законодательства
и государства, определяет решение таких
важных вопросов осуществления правосудия,
как доступность суда для населения, обеспечение
возможности осуществления прав участниками
процесса. Если процесс ведется на языке,
непонятном населению данной местности,
нарушается и затрудняется связь суда
с населением, ослабляется или вообще
не достигается воспитательное назначение
судебного разбирательства, а участвующие
в процессе лица не могут реализовать
предоставленные им законом процессуальные
права, активно способствовать осуществлению
правосудия.
Право на обжалование процессуальных действий и решений
Право на обжалование действий и решений субъектов, ответственных за ведение дела, закреплено в ст. 19 УПК. Его сущность сформулирована в следующих положениях закона: «Действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим Кодексом». Из приведенного положения видно, что закон не ограничивает круг субъектов права на жалобу только участниками процесса. Число субъектов права на жалобу значительно больше. И в этом ст. 19 УПК соответствует положениям ст. 46 Конституции РФ.
Установление положения о прямом применении ст. 46 Конституции РФ способствовало расширению права на судебное обжалование решений, принятых на предварительном следствии и дознании. Развивая конституционные положения, законодатель в УПК РФ существенно изменил регламентацию порядка обжалования действий и решений должностных лиц, обладающих в уголовном процессе властными полномочиями, расширил возможности обжаловать в суд действия и решения органов расследования
и прокурора.
Право на обжалование в уголовном процессе обеспечивается установлением в нормах УПК порядка и сроков принесения (в ряде случаев - и рассмотрения) жалоб на действия и решения суда, судьи, прокурора, следователя, органа дознания, дознавателя.
Принцип свободы обжалования действий и решений государственных органов во всей полноте действует в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, а не только в суде. Но и обжалование решений судов не теряет актуальности. В этом плане не является лишним напоминание в ч. 2 ст. 19 УПК о праве каждого осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По своему происхождению принципы уголовного процесса представляют собой идеи, взгляды о должном уголовно-процессуальном порядке, его основных чертах, отражающих представления о справедливом правосудии, о том, какими должны быть его основные устои. В идеале они должны адекватно отражать представления всего общества, народа о подлинном правосудии.
Принципы уголовного процесса должны обеспечить такое его построение, которое в максимальной степени способствовало бы выполнению его задач. Они, разумеется, должны быть согласованы между собой, образовывать единую логичную систему.
Таким образом, принципы уголовного процесса - это теоретически обоснованные основные правовые положения, идеи, нормы общего и руководящего значения, определяющие построение всех форм, институтов, стадий УСП и обеспечивающие выполнение стоящих перед ним задач.
Принципы
уголовного процесса составляют основу
конкретного и детального правового регулирования
всех форм, стадий и институтов уголовного
процесса и уголовно-процессуальной
деятельности. Ни одна процессуальная
норма не должна им противоречить. При
пробеле в законе, несогласованности различных
правовых норм или затруднении в их применении
суд, органы следствия, дознания и прокуратуры
обязаны руководствоваться принципами
уголовного процесса. Сама практическая
деятельность по расследованию, разбирательству
в судах и разрешению уголовных дел должна
быть строго согласована с процессуальными
принципами. Любое нарушение принципов
влечёт негативные правовые последствия
для нарушителей.
Информация о работе Конституционные принципы уголовного процесса и их значение