Дознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Охрана прав и законных интересов личности является сквозной задачей всего уголовного судопроизводства Российской Федерации. Согласно ст. 2 УПК Российской Федерации уголовное судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступлений, охране интересов общества, прав и свобод граждан.
Задачей этой первой стадии досудебного производства является установление наличия или отсутствия условий (предпосылок), необходимых для возбуждения уголовного дела. Органы дознания, следователь и прокурор обязаны, с одной стороны, реагировать на каждый факт обнаружения признаков преступления, а с другой - не допускать необоснованного возбуждения уголовного судопроизводства. На этом этапе досудебного производства не ставятся и не решаются задачи достоверного установления всех обстоятельств преступления и изобличения виновного.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
§ 1. Понятие и сущность дознания в уголовном процессе России
§ 2. Система органов дознания в современной России
§ 3. Полномочия органов дознания, как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения
ГЛАВА 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНА ДОЗНАНИЯ НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
§ 1. Деятельность органа при разрешении заявления (сообщения) о преступлении
§ 2. Проблемы использования результатов оперативно розыскной деятельности органов дознания в стадии возбуждения уголовного дела
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

кУРСОВАЯ ПО дознанию.rtf

— 704.54 Кб (Скачать)

     - оперативных органов - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 322, ч. 1 ст. 323, ст. ст. 253 и 256 УК РФ (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной органами Пограничной службы РФ), а также о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 188 (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами Пограничной службы РФ в отсутствие таможенных органов РФ);

     - органов морской охраны - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 253 и 256 УК РФ15 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной органами пограничной службы РФ), а также о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 188 (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами морской охраны пограничной службы РФ в отсутствие таможенных органов РФ).

     К органам дознания также относятся таможенные органы РФ, состоящие из трех уровней. На первом (федеральном) уровне органы дознания возглавляет Государственный таможенный комитет РФ. С целью организации расследования преступлений в его структуре создано Управление таможенных расследований и дознания. В названном управлении имеется отдел организации дознания, сотрудники которого занимаются управленческой деятельностью, связанной с осуществлением контрольно-методических функций по отношению к нижестоящим подразделениям дознания. На втором (региональном) уровне существуют региональные таможенные управления. В их структуру входят отделы дознания и оперативной таможни, где имеются штатные дознаватели, которые непосредственно проводят дознание по уголовным делам. Третий уровень представляют таможни. В их структуре предусмотрены отделения и группы дознания, дознаватели которых также занимаются расследованием преступлений.

     В соответствии с пунктом 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознаватели таможенных органов РФ в полном объеме проводят предварительное расследование в форме дознания по делам о преступлениях, связанных с контрабандой (ч. 1 ст. 188 УК РФ) и уклонением от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).

     При наличии признаков контрабанды, по которой производство предварительного следствия обязательно (ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 188 УК РФ), таможенный орган возбуждает уголовное дело, производит необходимые следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, их совершивших, и передает его следователю органа, выявившего данное преступление (ч. 5 ст. 151).

     В соответствии со ст. 402 Таможенного кодекса РФ16 к таможенным органам также относятся таможенные посты. Хотя они и являются органом дознания, однако, как свидетельствует практика, производством дознания они практически не занимаются, поскольку в их штатах должности дознавателей не предусмотрены.

     В Министерстве юстиции РФ функции органа дознания выполняют начальники их учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ. В соответствии со ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ17 к указанным выше начальникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы относятся начальники исправительных колоний общего, строгого и особого режимов, колоний-поселений, воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, а также следственных изоляторов Министерства юстиции РФ. Они проводят дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами (п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ).

     В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ и ст. 4 Инструкции органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба,18 утвержденной 5 июня 2002 г. заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором, функции органа дознания по производству неотложных следственных действий осуществляют:

     - командиры воинских частей, соединений - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, гарнизона;

     - начальники военных учреждений - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении учреждения;

     - начальники гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, не проходящими службу в частях, соединениях и учреждениях данного гарнизона, но совершивших преступления в расположении гарнизона (ст. 20 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ19).

     В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 19 декабря 2003 г. № 44620 для производства дознания и осуществления иной уголовно-процессуальной деятельности, относящейся к компетенции рассматриваемого нами органа дознания, приказом командира воинской части назначаются сроком на два года дознаватели из числа подготовленных для этого подчиненных офицеров. В случае необходимости командир воинской части вправе поручить производство дознания любому подчиненному ему офицеру.21

     В соответствии со статьей 8 указанной выше Инструкции деятельность командиров воинских частей как органов дознания и дознавателей заключается в:

     - принятии и проверке сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ;

     - производстве отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), до возбуждения уголовного дела;

     - принятии решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст. ст. 145, 146 УПК РФ;

     По уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознаватель производит неотложные следственные действия в соответствии со ст. 157 УПК РФ. После направления уголовного дела военному прокурору он выполняет отдельные следственные действия, оперативно-розыскные и розыскные мероприятия только по поручению военного прокурора, следователя.

     Согласно статье 9 этой же Инструкции дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, органами дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, не производится (за исключением органов пограничной службы Российской Федерации и органов Государственной противопожарной службы МЧС России по уголовным делам, указанным в п. 3 и п. 6 ч. 3 ст. 151 УПК РФ). В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознание по указанным уголовным делам в порядке, установленном главой 32 УПК РФ, производится следователями военной прокуратуры.

     Закон (п. 1. ч. 3 ст. 40 УПК РФ) наделяет правом возбуждения уголовного дела и проведения неотложных следственных действий капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, по факту совершения преступления на данных судах.

     В соответствии со ст. 69 Кодекса торгового мореплавания (КТМ) Российской Федерации22 капитаны морских судов, находящихся в плавании, выполняют функцию органа дознания (возбуждают уголовное дело и выполняют неотложные следственные действия) в случае совершения на судне, находящемся в плавании, деяния, предусмотренного уголовным законодательством РФ. Капитан или другое лицо, выполняющее по его поручению функции органа дознания, при совершении на борту вверенного ему судна преступления любым членом экипажа, пассажирами и всеми другими находящимися на судне лицами, за исключением лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, производит все неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, которые в условиях дальнего плавания судна могут иметь значение неотложных. Во время пребывания судна в иностранном порту капитаны дальнего плавания руководствуются общепризнанной международной нормой о том, что все находящиеся в это время на судне члены экипажа, а также пассажиры полностью подпадают под действие уголовных законов прибрежного государства, компетентные органы которого вправе применять свою юрисдикцию в отношении совершенного преступления.

     Капитаны речных судов, находящихся в дальнем плавании, наделены такими же процессуальными полномочиями, что и капитаны морских судов.

     В соответствии с пунктом 2 ч. 3 ст. 40 УПК РФ руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 статьи 40 УПК РФ, выполняют функцию органа дознания в отношении преступлений, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок. Они наделены лишь правом возбуждения уголовного дела и производства неотложных следственных действий.

     Дипломатическое представительство является постоянным органом внешних сношений РФ (посольство или миссия), которое находится на территории другого государства. Этот зарубежный орган внешних сношений учреждается на основе взаимного соглашения одним государством на территории другого для поддержания постоянных официальных контактов; выступает от имени учредившего его государства.

     В соответствии со ст. 2 Консульского устава СССР (утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 г.23, Законом СССР от 29 октября 1976 г.) консульскими учреждениями являются: консульские отделы дипломатических представительств, генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства. Консульские учреждения подчинены МИД России и действуют под общим политическим руководством главы дипломатического представительства РФ в стране пребывания (ст. 4 Устава). Консульские отделы возглавляются заведующими (генеральными консулами или консулами). Генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства возглавляются соответственно генеральными консулами, консулами, вице-консулами и консульскими агентами (ст. 5 Устава). В государствах, где нет дипломатических представительств, с согласия государства пребывания на консула могут быть возложены также и дипломатические функции. 

     § 3. Полномочия органов дознания, как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения

 

     Анализ ст. 40 УПК РФ позволяет заключить: с учетом объема полномочий указанные в данной статье участники уголовного судопроизводства подразделяются на две группы. Первую образуют те органы дознания, которые наделены правом возбуждать уголовные дела и проводить дознание в полном объеме по уголовным делам, по которым не обязательно предварительное следствие. Вторую группу составляют такие субъекты уголовно-процессуальной деятельности, которые уполномочены возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие (ч. 2 ст. 40 УПК РФ). При этом вторая группа обладает отличительной особенностью - речь идет о субъектном составе. Он существенно шире по сравнению с субъектным составом первой группы. Это обусловлено тем обстоятельством, что неотложные следственные действия правомочны осуществлять не только органы дознания, такие, как органы внутренних дел, таможенные органы, служба судебных приставов и др., но и отдельные должностные лица. Например, капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, главы дипломатических консульств и др. (ч. 2, 3 ст. 40, ст. 157 УПК РФ).

     Кроме того, указанные органы дознания и уполномоченные должностные лица с учетом своей компетенции подразделяются на две категории. К первой категории относятся те из них, которые уполномочены возбуждать уголовные дела и осуществлять неотложные следственные действия в пределах компетенции: органы внутренних дел, пограничные органы Федеральной службы безопасности, командиры воинских частей и соединений, начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России и др.

     Ко второй категории относятся те субъекты уголовно-процессуальной деятельности, которые наделены правом возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия только в пределах своей территории. Это капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от места расположения органов дознания, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории данных представительств и учреждений.24

Информация о работе Дознание