Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:42, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследовать домашний арест как одну из мер пресечения.
Исходя из цели данной работы, перед нами встают такие задачи:
- проанализировать понятие «домашний арест»;
- рассмотреть сущность данной меры пресечения и ее место в системе мер пресечения;
- изучить процессуальный порядок избрания и применения меры пресечения в виде домашнего ареста.
Введение 3
ГЛАВА I. ДОМАШНИЙ АРЕСТ 5
1. Домашний арест: понятие, сущность и место в системе мер
пресечения 5
ГЛАВА II. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ДАННОЙ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ 9
2.1 Основания и условия избрания домашнего ареста в качестве
меры пресечения 9
2.2 Процессуальный порядок избрания домашнего ареста 10
2.3 Процессуальный порядок применения домашнего ареста 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 28
В Швейцарии домашний арест применятся в качестве меры наказания в отношении лиц, которые осуждены не более чем на три месяца лишения свободы. И здесь осуществляется электронное слежение за передвижениями осужденного.
Применение меры в виде домашнего ареста положительно сказалось на динамике преступности. Согласно шведской статистике, вновь совершают преступления после отбытия наказания в обычной тюрьме 24% осужденных, а после домашнего ареста - 13% .
Электронные методы слежения, возможно, использовать и в российской правоприменительной практике, поскольку домашний арест как мера пресечения заключается в ограничениях, связанных со свободным передвижением обвиняемого (подозреваемого), что не исключает его передвижения вне места, к которому он прикреплен под домашний арест.
Не единственным, но одним из основных препятствий применения подобного рода слежения является высокая стоимость этой системы. Так, в Швейцарии внедрение системы наблюдения обошлось казне в 20 млн. долларов. Значительное количество средств потребуется также на дальнейшее обслуживание электронных "браслетов".
В порядке эксперимента на территории России целесообразно ввести электронную "браслетизацию" в отдельном регионе и только затем, на основе полученных данных, решить вопрос о повсеместном введении такого контроля в отношении лиц, к которым применен домашний арест.
В связи с этим ведомства,
на которые законодателем будет
возложена обязанность
Что касается порядка реализации тех или иных правовых ограничений, установленных в отношении обвиняемого, контроля за их соблюдением, конкретных прав и свобод обвиняемого (подозреваемого) в рамках их реализации и т.п., то весь комплекс этих вопросов объективно не может быть урегулирован посредством только лишь внесения соответствующих дополнений и изменений в УПК РФ.
Вопросы применения домашнего ареста необходимо решать на законодательном уровне и по аналогии с заключением под стражу, порядок которого определяется Федеральным законом от 15 июля 1995г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Иными словами, требуется разработать и принять федеральный закон о домашнем аресте, устанавливающий правила и порядок исполнения данной меры пресечения.
Такой закон должен содержать четкие инструкции, когда, как, при каких обстоятельствах, на какой период времени подозреваемый, обвиняемый или подсудимый могут покидать место постоянного или временного жительства, по которому исполняется домашний арест, и могут ли делать это вообще; возможно ли посещение работы, больницы, поликлиники, детских воспитательных учреждений (если, например, человек один воспитывает нуждающегося в уходе ребенка или ухаживает за больным родственником); в какой период времени, возможно, покинуть квартиру, дом, дачу и т.п. и на какой срок (например, от одного до шести часов) и т.д. Критерии запретов не могут быть тождественны. Необходимо регламентировать порядок соблюдения всех запретов, изложенных в законе, и вопросы контроля над их соблюдением.
Судья, одновременно с
применением домашнего ареста, должен
решить вопрос о контроле получаемой
корреспонденции и ведении
Для достижения цели единообразия судебной практики применения в качестве меры пресечения домашнего ареста Верховному Суду РФ необходимо провести пленум, на котором следует принять постановление о применении судами РФ в качестве меры пресечения домашнего ареста.
Необходимо отметить, что в случае введения системы электронного наблюдения она могла бы быть использована и для контроля над иными категориями лиц - освобожденными условно-досрочно, осужденными условно, взятыми под административный надзор и т.п.
Когда у органа
расследования возникает
УПК РФ не предусматривает
порядок продления срока
Не урегулирован в УПК РФ (ст. 107) и вопрос о возможной ответственности обвиняемого (подозреваемого) за нарушение установленных судом ограничений. К примеру, обвиняемый совершил преступление, наказание за которое не предусматривает лишения свободы. Установленные в отношения него ограничения он нарушает: несмотря на запрет, отправляет корреспонденцию или ведет переговоры средствами мобильной связи. Основание для избрания в отношении него в качестве меры пресечения заключения под стражу отсутствует, как и ответственность за нарушение указанных правовых ограничений, что объективно снижает эффективность их реализации.
Нет необходимой ясности и в запрете отправлять почтово-телеграфную корреспонденцию. Формулируя данный запрет, законодатель, как представляется, не до конца учел ведомственные нормативные акты, регулирующие порядок оказания услуг в отделениях связи. Правила оказания услуг почтовой связи, действующие в РФ с 01.05.2005, понятие "письменная корреспонденция" не раскрывают. В то же время более общее понятие - "почтовые отправления" (п. 2) подразделяют на внутренние и международные (п. 11), а в зависимости от категории и способа обработки на простые и регистрируемые (п. 12). В данной связи именно это понятие более полно и точно отражало бы сущность запрета, возлагаемого на обвиняемого (подозреваемого) судом в рамках реализации положений ст. 107 УПК РФ. Необходимо указать на запрет получать и отправлять сообщения по электронным, мобильным каналам связи, предусмотреть для этого технические возможности, фиксирующие эти нарушения, и сделать изменения в соответствующие нормативные акты.
Таким образом, как таковая мера пресечения в виде домашнего ареста уже существует и может применяться судами по ходатайству дознавателя, следователя, прокурора на досудебной стадии производства по уголовному делу и самостоятельно судом - на судебной стадии. Однако при отсутствии четкой регламентации ее применения, исполнения, контроля и иных положений, требующих дополнительной проработки, данная мера пресечения фактически не применяется. Предполагается, что временно, до разработки специального закона и определения органа, осуществляющего контроль за подозреваемым, обвиняемым и подсудимым, к которому применен домашний арест, функции по его исполнению следует возложить на органы милиции (районные ОВД).
Сказанное позволяет определиться в исходных моментах по оптимизации процессуальной формы применения названной меры пресечения. Прежде всего, на взгляд ученых-процессуалистов, представляется необходимым внести ясность в п. 2 ч. 1 ст. 107 УПК РФ, заменив термин "корреспонденция" более обобщающим термином "почтовые отправления" и изложив его в следующей редакции:
"2) получать и отправлять почтовые отправления".
Часть 3 ст. 107 УПК РФ целесообразно дополнить следующими абзацами:
"Прокурор, а также
следователь и дознаватель
В целях повышения эффективности применения названной меры пресечения, следует также предусмотреть ответственность за ее нарушение, определить порядок отмены всех или отдельных назначенных судом ограничений, процессуальный порядок ограничения конституционного права обвиняемого на получение и отправление корреспонденции (ст. 185 УПК РФ) и тайну телефонных и иных переговоров (ст. 186 УПК РФ). В данной связи есть основание дополнить ст. 107 УПК РФ частью четвертой в следующей редакции:
"При необходимости установления в отношении обвиняемого, подозреваемого ограничений, связанных с получением и отправлением почтово-телеграфных отправлений или с запретом вести переговоры с использованием любых средств связи, суд по ходатайству следственных органов или по собственной инициативе обязан проверить наличие законных и обоснованных оснований для этого, предусмотренных соответственно статьями 185 и 186 настоящего Кодекса, и лишь при их подтверждении ограничить обвиняемого, подозреваемого в названных мерах. Копия решения суда при этом направляется в соответствующие органы в порядке статьи 185 и (или) 186 настоящего Кодекса". Названное решение суда априори должно быть законным, обоснованным и мотивированным, поскольку это общее (общеобязательное) свойство процессуальных решений (ч. 4 ст. 7 УПК РФ).
При отсутствии необходимости дальнейшего применения названных ограничений или объективной невозможности их выполнения обвиняемым, подозреваемым, суд, по соответствующему ходатайству прокурора, а также следователя и дознавателя, отменяет своим постановлением все или отдельные из названных мер с уведомлением об этом указанных участников уголовного судопроизводства.
При нарушении обвиняемым, подозреваемым установленных в отношении него ограничений орган, предварительного расследования, суд вправе подвергнуть его денежному взысканию в порядке, предусмотренном статьями 117, 118 настоящего Кодекса, а при наличии оснований, предусмотренных статьями 97, 99 и 108 настоящего Кодекса, прокурор, а также следователь и дознаватель вправе возбудить перед судом ходатайство об избрании меры пресечения - заключение под стражу.
Заключение
Проведенное исследование современного состояния института домашнего ареста как меры пресечения в российском уголовном судопроизводстве позволяет сформулировать следующие выводы.
Под мерой пресечения в виде домашнего ареста следует понимать меру процессуального принуждения, избираемую судом в судебном заседании по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, в отношении обвиняемого, в исключительных случаях - подозреваемого, которая оказывает воздействие путем существенного ограничения личной свободы (с сохранением права проживать в его жилище) и выражающаяся в запретах общаться с определёнными лицами, получать и отправлять корреспонденцию, вести переговоры с использованием любых средств связи.
Наряду с общими целями, достигаемыми мерами пресёчения (обеспечёние надлежащего поведения подозреваемого; обвиняемого) перед домашним арестом поставлена и специфическая цель - обеспечение надлежащего поведения подозреваемого, обвиняемого с оставлением их в условиях «мягкой» изоляции, т.е. с сохранением права проживать в собственном жилище, с применением определенных запретов.
Домашний арест в системе мер пресечения занимает особое место. С одной стороны, он существенного ограничивает конституционные права подозреваемого, обвиняемого, на что указывает исключительность судебного решения при избрании данной меры, ограничение свободы передвижения, которое уступает лишь заключению под стражу; установление запретов; применение к обвиняемому домашнего ареста за более тяжкиё преступления, чем остальные меры пресечения (исключение составляёт заключение под стражу). С другой стороны, домашний арест есть гуманная мера, позволяющая содержать подозреваемого, обвиняемого в условиях «мягкой» изоляции, что позволяет последним наиболее полно реализовать свои права на досудебном производстве.
Основанием для избрания мер пресечения, следовательно, и домашнего ареста, являются сведения, указывающие на совокупность трех групп Обстоятельств: 1) причастность лица к совершению преступления; 2) возможное его противоправное поведение; 3) иные обстоятельства; учитываемые при избрании меры пресечения.
К условиям избрания домашнего ареста следует относить обстоятельства, дающие возможность избрания: именно этой меры пресечения. Они подразделяются на общие и специальные. Общие условия — наличие возбужденного уголовного дела и субъекта, принявшего дело к своему производству. Специальные условия - указание в санкции статьи УК России; что за преступление, совершенное обвиняемым, предусмотрено наказание в виде. Лишения свободы на срок свыше двух лет; наличие у обвиняемого жилища; наличие компетентного органа или должностного лица, осуществляющего надзор и установление механизма надзора за поведением обвиняемого.
Представляется, что домашний арест следует преимущественно применять в отношении больных лиц, беременных женщин, лиц преклонного возраста и несовершеннолетних.
Если оценивать категорию преступлений, по которым следует применять домашний арест, то можно отметить следующее: рассматриваемую меру стоит применять по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, в исключительных случаях - по делам о тяжких преступлениях.
Применение домашнего ареста может быть реализовано в двух формах: при полной изоляции лица, т.е. с назначением стражи и при неполной изоляции, без назначения стражи. Применение домашнего ареста с неполной формой изоляции не связано с предельным стеснением прав и свобод личности. Обвиняемый может реализовывать свои процессуальные права и нести процессуальные обязанности, пользоваться социальными благами, не изолируется от семьи и общества.