Злоупотребление должностными полномочиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступают теоретические проблемы уголовной ответственности за злоупотребления полномочиями, их квалификации и законодательной регламентации в рамках системы уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за злоупотребление правом в истории российского уголовного законодательства и действующем отечественном уголовном законодательстве.

Содержание

Введение
Понятие должностного преступления
I.I. Состав злоупотребления должностными полномочиями
I.II. Содержание и признаки должностных преступлений
II. Антикоррупционные программы в РФ
III. Проблема борьбы с коррупцией
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Московский  государственный  университет 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «УГОЛОВНОЕ ПРАВО»

НА ТЕМУ: «Злоупотребление должностными полномочиями» 
 
 
 

                    Выполнил:

                    студент 1 курса ОФО

                    Иванов  Иван Васильевич

                    Проверил:

                      Иванов Иван Иванович 
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Москва

2011

 

Содержание:

Введение

    1. Понятие должностного преступления

    I.I. Состав злоупотребления должностными полномочиями

    I.II. Содержание и признаки должностных преступлений

        II.     Антикоррупционные программы в РФ

    III.      Проблема борьбы с коррупцией

Заключение

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение 

     Проблема  злоупотребления правом и как  ее разновидности злоупотребления  полномочиями в уголовном праве  далеко не новая и, к сожалению, в обозримом будущем вряд ли полностью разрешимая. Уже только по этой причине ее изучение всегда актуально. Ее актуальность обусловлена, прежде всего, тем, что в современных условиях проблема борьбы с преступностью в виде злоупотреблений служебными полномочиями становится все более острой.

     Преступления  такого рода обладают высокой латентностью. Вместе с тем количество уголовных  дел, возбужденных по фактам злоупотреблений  служебными полномочиями, является незначительным, еще меньше из них направляется в  суд, совсем по незначительному числу таких дел выносятся обвинительные приговоры.

     Процессы, происходящие в Российской Федерации  на протяжении последнего десятилетия, характеризуются преобразованиями, направленными на преодоление кризисных  явлений в управлении, экономике, на формирование и развитие в стране рыночных отношений.

     Наблюдается высокий уровень преступных злоупотреблений  в таких сферах, как государственная  власть, приватизация, стратегические отрасли экономики, финансово-кредитная  система, военная служба, аудиторская и нотариальная служба, где совершить преступление без использования служебного положения практически невозможно. Во многом это связано с изменениями в системе управления, в социальной сфере, идеологии, которые обусловили разрастание данного социально-негативного феномена, его тесную связь с коррупцией.

     Объектом  исследования выступают теоретические проблемы уголовной ответственности за злоупотребления полномочиями, их квалификации и законодательной регламентации в рамках системы уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за злоупотребление правом в истории российского уголовного законодательства и действующем отечественном уголовном законодательстве.

     Предметом исследования являются:

     уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за злоупотребление должностными и иными служебными полномочиями, иные нормы, определяющие уголовную ответственность за злоупотребление правом;

     действующее конституционное, гражданское, административное и иное российское законодательство об ответственности за злоупотребления по службе;

     научные публикации по исследуемым вопросам;

     судебно-следственная практика по делам о злоупотреблении  полномочиями и злоупотреблении  должностными полномочиями.

     Основной  целью исследования является комплексное исследование злоупотреблений служебными полномочиями, в числе которых особое внимание уделяется злоупотреблению должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).

     Достижение  указанной цели предполагает решение ряда задач, в числе которых:

     - дать определение понятию должностного преступления;

      - определить состав злоупотребления должностными полномочиями;

      - определить содержание и признаки должностных преступлений;

    - определить  способы борьбы со злоупотребелением и превышением должностных полномочий.

     В связи с поставленной целью особое внимание было уделено учебникам по уголовно-правовой направленности.  
 
 
 
 
 

    1. Понятие должностного преступления
 

     Приступая к уголовно-правовому и криминологическому анализу должностных преступлений, необходимо изучить понятийный аппарат должностной преступности.

     Должность – простейшая ячейка аппарата, предназначенная  для одного работника, определяющая его место и роль в административной службе. Должность есть юридическое  описание социальной позиции лица, занимающего ее.

     Должность – это прежде всего служебные обязанности, во исполнение которых должны производиться служебные действия.

     Определение понятия должностного лица необходимо, в частности, для решения вопроса  о возможности привлечения к  ответственности работников за служебные  правонарушения или преступления, в зависимости от квалификации содеянного.

     Понятие «должностное лицо» многократно  используется в Конституции России. Так, в ст.41 говорится об ответственности  должностных лиц за сокрытие фактов,  создающих  угрозу  для  жизни  и здоровья людей. «Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд»,- сказано в ст.46 Конституции РФ.

     К сожалению, единого понятия «должностное лицо» ни в федеральном законодательстве, ни в юридической науке нет, хотя используется оно и в конституционном, и в административном, ни в уголовном, и в других отраслях права.

     В ст.285 Уголовного кодекса РФ сказано: «Должностными лицами в статьях  настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции  в государственных органах, органах местного самоуправления, Государственных корпорациях, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ…»

     Это понятие должностного лица не используется при применение норм административного, финансового, экологического права.

     В УК РФ имеется глава 23 «Преступления  против интересов службы в коммерческих и иных организациях» (ст.201-204). На основании  статей этой главы за злоупотребления  полномочиями, за превышение полномочий, за коммерческий подкуп (аналог взятки) к ответственности могут привлекаться граждане, которых УК называет «лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях».

     Таким образом, законодатель создал новое  понятие: «лица, выполняющие управленческие функции». Во многих правовых актах понятие «должностное лицо» имеет более широкое толкование, чем в УК РФ.

     Государственная служба – профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Последствия  должностных преступлений состоят в причинении существенного вреда государственным или общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам граждан.

     В уголовном законе не содержится родового определения данной группы преступлений. Теоретически можно определить эту группу преступлений как общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями власти или должностными лицами благодаря занимаемому или служебному положению и вопреки интересам службы и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда. 
 

    I.I. Состав злоупотребления должностными полномочиями 

     C 1999 г. понятие коррупционного преступления легализовано международным уголовным правом. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию сформулировала составы целого ряда преступлений, проявляющихся в различных вариантах активного и пассивного подкупа должностных лиц и иных разновидностях корыстного злоупотребления служебным положением, рассматриваемых согласно Конвенции, как преступления коррупционные.

     Исходя  из этого, в УК РФ можно выделить нормы об ответственности за следующие  преступления, вполне заслуживающие  именования их, как коррупционных:  

1) Ст.285 (злоупотребление должностными полномочиями);

2) ст.290 (получение взятки);

3) ст.291 (дача взятки);

4) ст.292 (служебный подлог);

5) ст.201 (злоупотребление полномочиями);

6) ст.202 (злоупотребление полномочиями частными  нотариусами и аудиторами);

7) ст.204 (коммерческий подкуп);

8) ст.170 (регистрация незаконных сделок  с землей);

9) ст.184 (подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов).  

     Нормы о первых четырех преступлениях помещены в главу 30 УК РФ о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

     Состав  злоупотребления служебными полномочиями заключается в использовании  должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенные нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч.1 ст.285).

     В части 2 этой же статьи повышенное наказание  устанавливается за то же деяние, если оно совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации (под ним понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, или государственную должность субъекта Российской Федерации (т. е. лицо, занимающее должность, устанавливаемую конституциями или уставами субъектов Российской Федерации также для непосредственного исполнения полномочий соответствующих государственных органов), а равно главой органа местного самоуправления. Наконец, часть 3 предусматривает еще более строгое наказание, если деяния, предусмотренное частями 1 и 2 статьи, повлекут наступление тяжких последствий.

     В примечании 1 к этой статье дается расшифровка  понятия должностного лица, которое  относится не только к составу  злоупотребления должностными полномочиями, но и к другим составам преступлений, нормы об ответственности за совершение которых помещены в главе 30 УК РФ. В соответствии с этим примечанием должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и военных формированиях Российской Федерации. Понятие представителя власти раскрывается в примечании к ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти): им признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Злоупотребление должностными полномочиями