Законность и правопорядок

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 06:51, курсовая работа

Описание работы

Законность как требование точного и неуклонного соблюдения законов возникает вместе с появлением государства и его законов. Практическая реализация законов возможна только тогда, когда в стране действует режим правовой законности. Если законность – это, прежде всего, требование соблюдения всех законов, то режим правовой законности – это такие политические, экономические, социальные и моральные обстоятельства, при которых соблюдение законов государства, осуществление юридических прав и обязанностей являются принципом деятельности всех органов государственной власти, должностных лиц, граждан и их объединений.

Содержание

Введение

1. Понятие и принципы законности

2.Принципы законности

3.Обеспечение законности

4. Правопорядок и условия его стабилизации

5. Законность в государственном управлении

6. Режим правозаконности и обеспечение прав граждан

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ПО ДИСЦИПЛИНЕ.docx

— 47.26 Кб (Скачать)

 

Государство, его законодательство призваны выражать и защищать интересы личности, задача административного  аппарата состоит в организации  практического осуществления законов, заинтересованности в[ii] укреплении законности и правопорядка. Вот почему столь  нетерпимы нарушения законности в государственном управлении, а  упрочение правовой основы государственной  деятельности оказывается органически  связанным с развертыванием демократии как главным направлением развития политической системы общества.

 

Если иметь в виду особую значимость соблюдения законов всеми  органами государства и исключительную роль законности в обеспечении прав граждан, то есть все основания трактовать законность как безусловное требование уважения личности, ее конституционных  прав и свобод, обращенное к должностным  лицам государственного аппарата, и, с другой стороны, как неукоснительное  требование уважения к праву и  к закону, обращенное ко всем гражданам  страны, вне зависимости от того, какой пост занимают эти граждане, в какой сфере общественной жизни  осуществляют свою деятельность, какие  заслуги имеют перед обществом. Проведение в жизнь, реализация этих взаимосвязанных категорических требований законности – надежная предпосылка  дальнейшего упрочения правовой основы государственной и общественной жизни в каждой стране.

 

6. Режим правозаконности  и обеспечение прав граждан

 

Если исполнение каждым гражданином  своих юридических обязанностей представляет одно из условий существования  законности, то упрочение законности и правопорядка является, в свою очередь, непременной предпосылкой беспрепятственного и всестороннего  использования всеми гражданами своих конституционных прав и  свобод.

 

Основные права и свободы  граждан, как и их основные обязанности, закреплены Конституцией Российской Федерации.

 

Конституция РФ устанавливает: человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность  государства.

 

Уважение личности, охрана прав и свобод граждан – обязанность  всех органов государственной власти и должностных лиц. Граждане РФ имеют  право на судебную защиту своих прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).

 

Исключительно большое значение в обеспечении конституционных  прав и свобод граждан имеет ч. 2 ст. 46 Конституции РФ: «Решения и  действия (или бездействие) органов  государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».

 

Законность требует незыблемого  соблюдения всех конституционных норм, в том числе и тех статей Конституции РФ, которые закрепляют широкий круг основных прав и свобод граждан. Можно утверждать, что режим  законности является политико-юридической  гарантией полноценного использования  гражданами своих конституционных  прав и свобод.

 

Положения Конституции РФ конкретизируются в текущем законодательстве. Однако надо иметь в виду, что  нормы Конституции РФ – это  нормы прямого действия, что означает: во-первых, граждане реально обладают кругом конституционных прав и свобод, это – их наличные права (а не только способность приобретения тех  или иных прав), прямо вытекающие из Основного Закона; во-вторых, свои основные права и свободы граждане Российской Федерации имеют право  защищать во всех случаях, вне зависимости  от того, насколько полно предопределен  текущим законодательством порядок  такой защиты и насколько четко  эти конституционные права детализированы текущим законодательством.

 

Конечно, важно, чтобы текущее  законодательство и конкретизировало[8] основные права, и определяло порядок  их защиты, что в большинстве случаев  и имеет место. Однако если этого  еще нет по тем или иным причинам, по тем или другим видам прав, то вне зависимости от этого конституционные  нормы действуют и могут быть использованы каждым гражданином непосредственно. Конституционная законность призвана обеспечивать верховенство Основного  Закона, его единое на территории страны понимание и применение, его всеобщность  и непререкаемость.

 

Конституционная законность требует безусловного восстановления нарушенных основных прав и свобод граждан, устранения препятствий к  их использованию, привлечения к  юридической ответственности лиц, которые своими действиями ущемляют права личности, нарушают ее честь  и достоинство, законные имущественные  и иные интересы.

 

В Конституции записано, что  государство будет и дальше способствовать тому, чтобы расширялись и обогащались  права и свободы граждан, создавались  наиболее благоприятные условия  и гарантии их полной реализации. В  обеспечении условий наиболее полной реализации прав граждан значительную роль играют законность и прокурорский надзор, обеспечивающий ее соблюдение всеми органами государственной  власти и должностными лицами, общественными  организациями, учреждениями и гражданами. Вместе с этим Конституция подчеркивает, что осуществление гражданами прав и свобод неотделимо от исполнения ими конституционных обязанностей, «нет прав без обязанностей, нет  обязанностей без прав – это непреложный  политический принцип общества». Конституция  РФ устанавливает не только основные права, но и основные обязанности граждан РФ. Конституционная законность требует безусловного выполнения каждым гражданином РФ своих основных юридических обязанностей.

 

Граждане РФ должны честно и добросовестно выполнять свои конституционные обязанности и  все иные юридические обязанности, закрепленные в текущем законодательстве. Демократия и законность создают  необходимые условия, обеспечивающие реализацию конституционных прав и  свобод граждан, исполнение ими своих  юридических обязанностей.

 

Режим законности и правопорядка с наибольшей ясностью показывает взаимосвязь  прав и обязанностей граждан. В самом  деле, может ли законность обеспечить использование гражданами своих  прав и свобод, если не будет при  этом требовать исполнения юридических  обязанностей?

 

Конечно, это невозможно. И относится это не только к  обязанностям государственных органов  и должностных лиц, но и к обязанностям любого гражданина. Права и свободы  человека потому и становятся юридическими, что включают законом поддерживаемые требования:

 

1) ко всем – не нарушать  их и не препятствовать осуществлению  (использованию);

 

2) к установленным законом  лицам совершать те или иные  действия;

 

3) к лицам, не исполнившим  своих обязанностей, применять меры  юридического характера.

 

Последнее из перечисленных  требований обеспечено правом обращения  в суд (иной государственный орган). В подавляющем большинстве случаев  использование предоставленного права  непосредственно зависит (в смысле его использования) от полноты выполнения обязанностей какими-то лицами. В условиях режима законности есть юридическая  возможность беспрепятственного осуществления  своих прав потому, что обязанные  лица надлежащим образом выполняют  обязанности перед управомоченным либо принуждаются к этому государственным  органом, либо вынуждены возместить вред, причиненный их безответственным поведением, наконец, просто наказываются как правонарушители. Речь идет, конечно, о юридической стороне осуществления  гражданином своих прав – режим  законности, требование выполнения всеми  обязанностей, вытекающих из закона, не создают непосредственно фактические  предпосылки полноценного использования  каждым своих правомочий, лежащих  в политической и экономической  областях. К тому же нельзя забывать, что пользование собственным  правом зависит от самого гражданина, его потребностей и интересов. Однако очень важно, что режим законности предполагает существование такой  реальной обстановки в государстве, при которой законодательное  провозглашение прав и свобод оказывается  не только формальным, но и в принципе соответствует фактическим возможностям личности, обеспечено не только юридическими, но и материальными, социальными и политическими гарантиями. В этом одна из особенностей правовой организации общественной жизни.

 

 

Заключение:

 

Законность и демократические  формы государства являются теми началами, которые в той или  иной форме и степени ограждают  личность от произвола власти, общество в целом – от насилия со стороны  тех, кто нарушает право. Особое политическое значение приобретает законность с  установлением равенства всех перед  законом и судом. Такого рода равенство  диктуется самой сутью права  как равной меры свободы, но это равенство  достигается только при гражданском  обществе и правовой государственности. С этого времени требование законности так или иначе уже относится  не только к населению, но и к представителям власти, становится в этом смысле всеобщим. Вместе с этим, что очень важно, обогащается и уточняется сам  смысл, само содержание категории законности. Требование власти соблюдать ее законы превращается в политическое требование населения исполнять законы и  самим представителям государственной  власти, в требование связанности  государственных органов действующим  правом. Законность превращается в  непременный атрибут демократического политического режима. Равенство  всех перед законом и режим  законности являлись с самого начала бессменным лозунгом широких народных масс, сильнее всех страдавших от произвола  монархов, дворян, чиновников. Именно благодаря  настойчивой борьбе прогрессивных  движений, повышению уровня u1087 политического  сознания и культуры народов в  целом ряде стран Запада ставятся преграды беззаконию, нарушениям прав и свобод граждан, поддерживаются общедемократические  идеи и институты, и вместе с этим возрастает ценность права. Борьба широких  слоев населения за общедемократические  институты и свободы ставит преграды беззаконию. Проведение в жизнь принципа законности происходит в той степени, в какой он диктуется потребностями  общества в праве и правопорядке, в формальном равенстве и свободе, в справедливости, в престиже закона, в демократических формах государства, обеспечивающих наиболее стабильное функционирование и развитие общества.

 

Отказ от законности в государственном  управлении означает безграничность административного  усмотрения, господство своеволия чиновников и свободу расправы со всеми инакомыслящими, систематическое злоупотребление  властью, издевательство над правами  граждан, противоправную и подчас просто преступную деятельность со стороны  бюрократического аппарата, т. е. приводит к полному пренебрежению правом. Коррупция бюрократии, связь с  организованной преступностью приводят к беззаконию в стране. Беззаконие внутри страны чаще всего приводит к грубым нарушениям международного права, к международному терроризму. Вот почему, особенно в наше время, приход к власти неофашизма – это  не только внутригосударственный факт одной страны и бремя одного народа, ставящее эту страну на грань катастрофы. Это факт, на который не может  не обращать внимания мировая прогрессивная  общественность, борющаяся за мир  между народами и государствами.

 

Стремление к демократии и законности, поддержанию мирового правопорядка – такова цель мирового сообщества.

 

 

Список используемой литературы:

 

Курсовой проект составлен  с использованием правовых программ «гарант», «консультант плюс».

 

1. Боннер А. Т. Законность  и справедливость в правоприменительной  практике. М., 1992.

 

2. Борисов В. В. Правовой  порядок развитого социализма. Саратов, 1977.

 

3. Братусь С. Н. Юридическая  ответственность и законность. М., 1976.

 

4. Вопленко Н. Н. Социалистическая  законность и применение права.  Саратов, 1983.

 

5. Горшенев В. М. Законность  как достояние правового государства  // Проблемы обеспечения законности  в механизме право применения. Волгоград, 1991.

 

6. Законность в Российской  Федерации. М., 1998.

 

7. Кудрявцев В. Н. О  правопонимании и законности // Государство  и право. 1994. № 3.

 

8. Кудрявцев В. Н. Закон.  Поступок. Ответственность. М., 1986.

 

9. Лисюткин А. Б. К  понятию законности // Правоведение. 1993. № 5.

 

10. Матузов Н. И. Право  как нормативная основа правопорядка //

 

Становление правового порядка  в российском государстве: реальность и перспективы (социально-правовые проблемы). Саратов, 1995.

 

11. Лукашева Е. А. Социалистическое  правосознание и законность. М., 1973.

 

12. Правовой режим законности: вопросы теории и истории. СПб., 2001.

 

13. Правовое государство,  личность, законность. М., 1997.

 

14. Проблемы обеспечения  законности в механизме правоприменения.  Волгоград, 1991.

 

15. Рабинович П. М. Проблемы  теории законности развитого  социализма. Львов, 1979.

 

16. Саванели Б. В. Правопорядок  и юридическая практика. Тбилиси, 1981.

 

17. Тихомиров Ю. А. Критерии  законности правовых актов // Право  и экономика. 1997. № 19–20.

 

18. Шайкенов Н. А. Правовое  обеспечение интересов личности. Свердловск, 1990.

 

19. Явич Л. С. Социалистический  правопорядок. Л., 1972.

 

 

[1] Лисюткин А. Б. К  понятию законности // Правоведение. 1993. № 5.

 

Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М.,1973.

 

[2] Боннер А. Т. Законность  и справедливость в правоприменительной  практике. М., 1992.

 

Лисюткин А. Б. К понятию  законности // Правоведение. 1993. № 5.

 

[3] Шайкенов Н. А. Правовое  обеспечение интересов личности. Свердловск, 1990.

 

Проблемы обеспечения  законности в механизме правоприменения. Волгоград, 1991.

 

[4] Проблемы теории законности  развитого социализма. Львов, 1979.

 

Горшенев В. М. Законность как достояние правового государства // Проблемы обеспечения законности в механизме право применения. Волгоград, 1991

 

[5] Явич Л. С. Социалистический  правопорядок. Л., 1972.

 

Саванели Б. В. Правопорядок и юридическая практика. Тбилиси, 1981.

 

. Шайкенов Н. А. Правовое  обеспечение интересов личности. Свердловск, 1990.

 

[6] Матузов Н. И. Право  как нормативная основа правопорядка //

 

Становление правового порядка  в российском государстве: реальность и перспективы (социально-правовые проблемы). Саратов, 1995.

 

Братусь С. Н. Юридическая  ответственность и законность. М., 1976.

 

[7] Матузов Н. И. Право  как нормативная основа правопорядка // Становление правового порядка  в российском государстве: реальность  и перспективы (социально-правовые  проблемы). Саратов, 1995

 

Законность в Российской Федерации. М., 1998.

 

[8] Шайкенов Н. А. Правовое  обеспечение интересов личности. Свердловск, 1990.

 

. Тихомиров Ю. А. Критерии  законности правовых актов // Право  и экономика. 1997. № 19–20.


Информация о работе Законность и правопорядок