Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:21, курсовая работа
Целью работы является всестороннее исследование принципов и задач уголовного права.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач, имеющих научно-познавательный и практический характер, которые могут быть в обобщенном виде представлены следующим образом:
•рассмотреть задачи уголовного права;
•определить понятие, значение и систему принципов уголовного законодательства;
•дать характеристику каждого принципа уголовного права.
Введение 3
Основная часть 5
1 Понятие, предмет и задачи уголовного права 5
1.1 Понятие уголовного права, его предмет, метод и система 5
1.2 Задачи уголовного права 10
2 Принципы уголовного права 13
Заключение 27
Глоссарий 30
Список использованных источников 33
Введение 3
Основная часть 5
1 Понятие, предмет и задачи уголовного права 5
1.1 Понятие
уголовного права, его предмет,
1.2 Задачи уголовного права 10
2 Принципы уголовного права 13
Заключение 27
Глоссарий 30
Список использованных источников 33
Список сокращений 35
Приложения 36
Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 1) провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, в котором высшей ценностью является человек, его права и свободы, и обязанностью которого является их признание, соблюдение и защита (ст. 2). Реализации этих основополагающих конституционных норм должна служить вся правовая система Российской Федерации и такая важная ее отрасль, как уголовное право. Именно уголовное право непосредственно охраняет жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, права и свободы граждан, что прямо отражено в действующем уголовном законодательстве России.
С принятием в 1996 году нового Уголовного кодекса Российской Федерации начался принципиально новый этап в развитии российской уголовной политики. Впервые за всю историю нашего государства одним из приоритетов уголовной политики, наряду с защитой основ конституционного строя и безопасности государства, активным противодействием организованной преступности, предупреждением и активной борьбой с коррупцией, обеспечением экономической безопасности государства, стало максимальное обеспечение безопасности личности, прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств. Основными тенденциями изменений в уголовной политике по сравнению с советским периодом являются: постепенный отказ от возможности разрешения любых социальных проблем методом принуждения, подавления личности; ориентация на международные стандарты и международный опыт борьбы с преступностью; ориентация уголовной политики на пересмотр законодательства в борьбе с преступностью под углом зрения его соответствия Конституции Российской Федерации.
Столь
радикальное изменение
Успешность
этой работы во многом зависит от того,
насколько осознанно, теоретически
обоснованно она будет
Для успешного развития как отечественной науки уголовного права, так и системы уголовного права в современную эпоху необходимо восстановить отечественную традицию теоретического анализа функций, задач и принципов уголовного права.
Таким образом, актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена следующими соображениями:
1.
Необходимостью глубокого
2.
Слабой разработанностью
Целью работы является всестороннее исследование принципов и задач уголовного права.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач, имеющих научно-познавательный и практический характер, которые могут быть в обобщенном виде представлены следующим образом:
1.1
Понятие уголовного
права, его предмет,
метод и система
Уголовное право как отрасль права входит в общую систему права России, оно обладает чертами и принципами, присущими праву Российской Федерации в целом (нормативность, обязательность для исполнения и т.д.). Основой уголовного права, как и других отраслей права, служит Конституция Российской Федерации. Многие ее положения имеют прямое отношение к защите прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, непосредственно к вопросам уголовной ответственности (например, конституционные положения о равенстве граждан перед законом, о смертной казни, о запрете повторного осуждения за одно и то же преступление и т.д.). Вместе с тем уголовное право отличается от других отраслей права, так как имеет свои особенные предмет и метод регулирования, свои задачи.1
Предметом уголовно-правового регулирования выступают общественные отношения, содержание которых является специфическим, сложным и неоднозначным. Можно выделить две основные разновидности таких отношений.
К первой из них относятся охранительные уголовно-правовые отношения, возникающие между государством, выступающим в лице уполномоченного на то органа, и лицом, совершившим деяние, содержащее все признаки состава преступления. Указанные субъекты данного правоотношения обладают совокупностью прав и обязанностей. Государство в уголовно-правовом отношении выступает как носитель права возложить на виновного ответственность за совершенное преступление и применить наказание, установленное законом, а преступник — носитель обязанности претерпеть неблагоприятные последствия нарушения уголовно-правовой нормы. В то же время лицо, совершившее преступление, имеет право на обоснованную юридическую оценку его действий, справедливое наказание. Отсюда вытекает корреспондирующая обязанность государства — привлекать лицо к уголовной ответственности, назначать наказание или иные меры (принудительные меры воспитательного воздействия или медицинского характера) в строгом соответствии с требованиями уголовного закона.
Таким образом, предметом охранительных уголовно-правовых отношений является реализация уголовной ответственности и наказания, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.
Вторая разновидность общественных отношений, которые входят в предмет уголовного права, регулируется уголовно-правовыми нормами, наделяющими граждан правом па причинение вреда при наличии определенных обстоятельств: состояния необходимой обороны, крайней необходимости и т.д. Поощряя граждан на охрану своих прав и свобод, защиту других лиц, интересов общества или государства от общественно опасных посягательств, уголовный закон, с одной стороны, стимулирует их право дозволенную активность, с другой — формирует дополнительные сдерживающие мотивы у лиц, желающих совершить преступление. Отношения, которые возникают в связи с этим, специфичны. Осуществляя свое право, например, на необходимую оборону, гражданин вступает в отношения как с лицом, совершившим общественно опасное посягательство, так и с государством.
Данные правоотношения называются регулятивными, они складываются на основе управомочивающих норм, определяющих права участников общественных отношений.
Уголовное право как отрасль права имеет не только свой предмет, но и свой метод правового регулирования, иначе говоря, способ воздействия норм права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.
Методом охранительного уголовно-правового отношения является установление запрета совершать предусмотренные законом деяния под угрозой применения уголовного наказания. Такой метод правового регулирования является специфичным, он не свойствен ни одной другой отрасли права; только в уголовном праве способ реагирования на юридические факты в виде совершения преступления заключается в установлении преступности и наказуемости деяний, уголовных запретов их совершения.
Для регулятивных уголовно-правовых отношений характерен метод наделения граждан определенными правами (например, правом на обоснованный риск, неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения и т.д.). При реализации указанных прав допускается причинение вреда охраняемым законом общественным отношениям, а при определенных условиях — даже лишение жизни другого человека.
Подытоживая изложенное, можно следующим образом сформулировать понятие уголовного права как отрасли права. Уголовное право — это совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих преступность и наказуемость деяния, основания уголовной ответственности, виды наказаний и иных принудительных мер, общие начала и условия их назначения, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.2
Уголовное право состоит из Общей и Особенной частей. Содержание Общей части обусловлено тремя основополагающими понятиями — уголовного закона, преступления и наказания. В ней законодатель провозглашает задачи уголовного законодательства и его принципы, указывает основание уголовной ответственности, определяет действие закона во времени и в пространстве, формулирует понятие преступления и выделяет категории преступлений, формы и виды вины, называет общие условия уголовной ответственности (возраст, вменяемость), закрепляет перечень обстоятельств, исключающих преступность деяния, дает понятие и характеристику стадиям совершения преступления, соучастию в преступлении, определяет цели наказания, устанавливает систему наказаний, предусматривает порядок назначения наказания, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.
Особенная часть уголовного права включает в себя нормы, в которых содержится описание отдельных видов преступлений и определение меры установленных за их совершение наказаний. Нормы классифицированы по разделам, которые, в свою очередь, состоят из глав.
Общая и Особенная части уголовного права, будучи структурными элементами одной системы, органически взаимосвязаны, взаимообусловлены и находятся в неразрывном единстве. Применение нормы Особенной части требует обращения к нормам Общей части, и наоборот. Положения Общей части относятся ко всем без исключения нормам, содержащимся в Особенной части уголовного права, они реализуются через нормы Особенной части и совместно с ними.
Уголовное право слагается из соответствующих институтов. Институт уголовного права — это система взаимосвязанных уголовно-правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность сходных общественных отношений или какие-либо их компоненты. Они различаются между собой по объему и содержанию. Например, одним из наиболее крупных институтов уголовного права выступает институт наказания, меньшим по объему является институт соучастия и т.д. Путем совершенствования отдельных институтов происходит развитие уголовного права как отрасли права в целом.
Являясь
отраслью права, уголовное право
имеет сходные черты с
Административное право призвано регулировать общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти. Одним из методов административно-правового регулирования, как и в уголовном праве, является запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия. Границы административного и уголовного права определяются характером и направленностью этих запретов: административно-правовые нормы запрещают совершение административных правонарушений; уголовно-правовые — преступлений. В первом случае за нарушение запрета применяется административное наказание, во втором — уголовное наказание.
Уголовно-процессуальное право регулирует отношения, возникающие между органом государства и лицом, совершившим уголовно наказуемое деяние, по поводу порядка и основания возбуждения, предварительного расследования и судебного рассмотрения уголовного дела. Таким образом, уголовный процесс есть форма жизни уголовного закона; применительно к уголовному праву он подчинен диалектике соотношения формы и содержания.3
Уголовно-исполнительное право регулирует порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, определяет средства исправления осужденных. Уголовно-исполнительные отношения отличаются от уголовно-правовых (в частности, по основанию и моменту их возникновения, по субъектам). Так, основанием возникновения уголовно-правового отношения является факт совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, а уголовно-исполнительного — обвинительный приговор суда; уголовно-правовое отношение возникает в момент совершения указанного деяния, уголовно-исполнительное — с момента обращения обвинительного приговора к исполнению. Субъектами уголовно-правового отношения являются лицо, совершившее общественно опасное деяние, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, и государство, решающее вопросы привлечения к уголовной ответственности и наказания; субъектами уголовно-исполнительного отношения — осужденный и учреждения и органы, исполняющие наказание.