Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:04, курсовая работа
Полномочия конкретного сотрудника, реализующего уголов-
но-процессуальные права и обязанности органа дознания, разнятся в
зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наде-
ленного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по
службе должностному лицу, которое является органом дознания.
По общему правилу под понятием «орган внутренних дел»,
«орган федеральной службы безопасности», «орган по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и т.д.,
как орган дознания, законодатель понимает сотрудников этого уч-
реждения.
Полномочия конкретного сотрудника, реализующего уголов-
но-процессуальные права и обязанности органа дознания, разнятся в
зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наде-
ленного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по
службе должностному лицу, которое является органом дознания.
По общему правилу под понятием «орган внутренних дел»,
«орган федеральной службы безопасности», «орган по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и т.д.,
как орган дознания, законодатель понимает сотрудников этого уч-
реждения. Деятельность «служащего — частица деятельности орга-
на, так как любой орган управления представляет собой коллектив
(группу) лиц, объединенных задачами и организационной структу-
рой данного органа. Компетенция служащего — частица компетен-
ции органа, в котором он занимает должность». Однако не у всех
из них равные права и не все они могут в одинаковой мере осуще-
ствлять возложенные на орган дознания функции.
Работники, наделенные правами учреждения (сотрудники
милиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств
и психотропных веществ, ФСБ и т. п.), уже по должности в связи с
исполнением своих служебных обязанностей в зависимости от вида
уголовно-процессуальной деятельности обладают процессуальны-
ми правами дознавателя. По ряду учреждений, наделенных процес-
суальным статусом органа дознания, это положения прямо закреп-
лено в законе.
Вот как выглядит данное положение применительно к статусу
сотрудника органа внутренних дел. Сотрудниками органов внут-
ренних дел Российской Федерации являются граждане Российской
Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего
состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внут-
ренних дел РФ, которым в установленном Положением о службе в
органах внутренних дел Российской Федерации порядке присвоены
специальные звания рядового
и начальствующего состава
внутренних дел (ч. 1 ст. 1 Положения о службе в органах внутрен-
них дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника орга-
нов внутренних дел Российской Федерации)
Сотрудником органа внутренних дел является любой и каж-
дый сотрудник милиции. Согласно ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О мили-
ции» сотрудник милиции выполняет обязанности и пользуется пра-
вами милиции, предусмотренными Законом РФ «О милиции». А п.
5 ст. 10 того же закона
возлагает на милицию
дать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неот-
ложные следственные действия. Таким образом, законодатель не
противопоставляет понятия «орган дознания» и «дознаватель».
Дознаватель по должности не только вправе, но согласно п. 5 ст. 10
и ст. 18 Закона РФ «О милиции» обязан выполнять уголовно-
процессуальные обязанности органа дознания. Он обладает полным
комплексом прав органа дознания.
Начальник органа дознания возложил на него уголовно-
процессуальные полномочия одновременно с назначением на
должность (определением его круга должностных прав и обязанно-
стей).
В отличие от дознавателя некоторым работникам других
служб учреждений, наделенных правами органа дознания, такие
полномочия могут лишь делегироваться начальником органа доз-
нания (его заместителем), или должностным лицом, являющимся
согласно п. п. 2, 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 40 УПК органом дознания. Ин-
ститут делегирования начальником учреждения своим подчинен-
ным процессуальных полномочий имеет большую историю и раз-
вит в военных частях (соединениях, военных учреждениях). Еще
в утвержденном 10 июля 1919 г. Совнаркомом РСФСР Положении
о полковых судах начальники гарнизона и коменданты воинских
частей поручали производство дознания подчиненным им военно-
служащим (п. 29 данного Положения).
Названный правовой институт может быть распространен не
только на все коллективы, где органом дознания признан соответ-
ствующий руководитель (капитан морского судна, руководитель
зимовки), но и на учреждения, перечисленные в ст. 40 УПК. Здесь
могут иметь место подобного рода отношения между начальником
и подчиненными ему сотрудниками, в обязанности которых обычно
не входит осуществление уголовно-процессуальной деятельности.
В должностных обязанностях указанной категории сотрудни-
ков и в ведомственных нормативных актах, регулирующих их дея-
тельность, о «дознании» нет даже упоминания. Вполне резонно ут-
верждение, что делегирование им уголовно-процессуальных пол-
номочий противоречит положениям, закрепленным названными до-
кументами. Однако практика возложения на них процессуальных
функций имеет место. Поэтому необходимо рассмотреть особенно-
сти их процессуального положения.
Налицо два вида отношений:
между руководителем учреждения, наделенного статусом
органа дознания, и сотрудником, в чьи должностные обязанности
возложено осуществление функций этого учреждения;
между руководителем учреждения, наделенного статусом
органа дознания, и другим ему подчиненным сотрудником органа
государственной власти (в
должностные обязанности
включено осуществление функций учреждения, перечисленного
в ст. 40УПК).
Таким образом, существует два вида дознавателей. Они в ор-
ганах дознания могут обладать неодинаковым правовым статусом.
Отличия таких одноименных субъектов уголовного процесса за-
ключаются в следующем.
Дознаватель — сотрудник, обязанный осуществлять функцию
органа дознания, вправе без каких-либо ограничений выполнять все
действия, возложенные законом на дознавателя, а также часть дей-
ствий органа дознания — самостоятельно, руководствуясь лишь
своим внутренним убеждением. И только при наличии ведомствен-
ного положения о необходимости утверждения того или иного по-
становления у начальника органа дознания выполняет это требова-
ние. Тем не менее, отсутствие на вынесенном им постановлении не
предусмотренной УПК визы начальника органа дознания не может
рассматриваться прокурором как нарушение законности, а тем бо-
лее судом как основание признания полученных в последствии до-
казательств недопустимыми.
Сотрудник, которому права органа дознания делегированы,
не обладает таким широким объемом полномочий. Он вправе про-
изводить лишь строго определенный субъектом, наделившим его
частью своих процессуальных прав, (обычно — должностным ли-
цом, которое согласно ст. 40 УПК является органом дознания) круг
следственных и иных действий.
То обстоятельство, что руководитель учреждения делегирует
свои уголовно-процессуальные полномочия лицу, дает ему основа-
ния требовать от этого лица представления для утверждения всех
или некоторых процессуальных постановлений. В приведенной
ситуации вынесение решения, право принятия которого предостав-
лено органу дознания, самостоятельно, без утверждения его на-
чальником, должно быть признано нарушением уголовно-
процессуального закона, которое затем может иметь следствием
признание полученных в последствии доказательств недопустимы-
ми.
Подобным образом отличается и правовое положение различ-
ных должностных лиц органа дознания в зависимости от круга их
функциональных обязанностей. Круг полномочий сотрудника, кото-
рому права органа дознания делегированы, строго определен распо-
ряжением начальника органа дознания. Сотрудник же, обязанный
осуществлять функцию органа дознания, независимо от волеизъяв-
ления своего руководителя наделен уголовно-процессуальной пра-
воспособностью.