Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:32, реферат

Описание работы

В последние годы в России наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Их общее количество ежегодно увеличивается примерно на тридцать-сорок тысяч человек и приближается к полумиллионной цифре. Причем лишь небольшое число этих детей (по некоторым данным не более 10%) остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого "социального сиротства", то есть являются сиротами при живых родителях.

Содержание

Введение 3
Глава I Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей 5
Глава II Учет и устройство детей, оставшихся без попечения родителей 11
Заключение 19

Работа содержит 1 файл

Выявление и устройство детей,оставшихся без попечения родителей.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние годы в  России наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Их общее количество ежегодно увеличивается  примерно на тридцать-сорок тысяч человек и приближается к полумиллионной цифре. Причем лишь небольшое число этих детей (по некоторым данным не более 10%) остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого "социального сиротства", то есть являются сиротами при живых родителях.

Несовершеннолетние дети могут оказаться лишенными родительского  попечения в результате различных  обстоятельств: в случае смерти родителей, лишении их родительских прав, осуждении  родителей к лишению свободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от выполнения своих родительских обязанностей, отказе родителей взять своих детей из родильных и иных учреждений.

В большинстве ситуаций, если родители временно не могут осуществлять заботу о своих детях, они принимают меры к устройству их к родственникам или иным лицам, а в некоторых случаях и в государственные учреждения. Однако в случае внезапной смерти, болезни или несчастного случая с родителями дети могут оказаться в угрожающем положении. Еще большую опасность для детей представляет уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, внезапное оставление родителями своих детей и другие подобные ситуации. Усиление нестабильности в стране, рост числа беженцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, рост преступности привели к увеличению числа детей, внезапно оставшихся без попечения родителей или находящихся в угрожающей ситуации в результате злоупотребления родителями своими родительскими правами и нуждающихся в немедленной помощи. В связи с этим своевременное обнаружение детей, оставшихся без родительского попечения, и принятие мер к их защите является весьма актуальным.

Решение этих проблем  возложено на и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Эти органы обязаны осуществлять меры по выявлению, устройству и осуществлению последующего контроля за условиями жизни детей. В связи с тем, что при устройстве детей на воспитание в семью и особенно при передаче их на усыновление, были выявлены многочисленные злоупотребления, ни одно иное юридическое или физическое лицо, кроме органов опеки и попечительства, не вправе осуществлять деятельность по выявлению и устройству детей как профессиональную (ст. 121 СК). Это означает, что запрещено принимать целенаправленные меры по поиску, регистрации и определению судьбы детей, лишенных родительского попечения. Однако все должностные лица, учреждения, организации и граждане обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, оказавшиеся в их распоряжении. Особенно часто в таком положении оказываются органы дознания и предварительного следствия, производящие арест родителей; медицинские учреждения, которые первыми получают сведения о несчастных случаях и заболеваниях родителей; дошкольные и образовательные учреждения, которые посещают дети. Исходя из буквального понимания закона, обязанности должностных лиц и граждан ограничиваются сообщением о детях, нуждающихся в помощи, органам опеки и попечительства. Никаких самостоятельных действий по оказанию детям помощи они предпринимать не должны. Однако оставление ими детей в опасности противоречило бы нормам морали.

Таким образом, можно сделать вывод, что все лица, выявившие детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны незамедлительно принять меры к оказанию детям помощи и временному помещению их в безопасное место. Органы опеки и попечительства, получившие сведения о таких детях, обязаны в течение трех дней провести обследование условий жизни детей и принять меры к их временному устройству.

Глава I Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.1

Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 17-ФЗ.2 Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь же содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Расходы на реализацию мер  по обеспечению дополнительных гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет негосударственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников (ст. 5 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

В Семейном кодексе общие  положения о защите прав и интересов  детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в ст. 121 СК. Используемый в ст. 121 СК термин "дети, оставшиеся без попечения родителей" впервые применен в семейном законодательстве, что соответствует международно-правовым нормам и отвечает требованиям времени. В ст. 121 СК дан примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения: а) смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными; б) уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; в) длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождение их под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населенном пункте, признание родителей безвестно отсутствующими, розыск их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов).3

Основанное на положениях ст. 121 СК законодательное определение терминов "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей" дано Законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Установлено, что дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или один-единственный родитель, а дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке (ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Семейным кодексом определено, что защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства (п. 1 ст. 121 СК). Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими следующих функций: а) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей; б) избрание форм устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей; в) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Согласно п. 2 ст. 121 СК и п. 1 ст. 34 ГК органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти*. Однако согласно ст. 132 Конституции и ст. 6 (п. 1 и 4) Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству.

В соответствии с Законом  РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-I "О местном самоуправлении в Российской Федерации" органы местного самоуправления всех уровней (поселковая (сельская), районная и городская администрации) обязаны принимать меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан. Конкретные полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в Семейном кодексе (ст. 121-123, 125, 140, 142, 145, 147, 150-151 и др.), в ГК (ст. 31-41), ГПК (ст. 2632-2633), а также в некоторых других нормативных источниках (в том числе законах субъектов Российской Федерации), конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в данной сфере деятельности.

Семейный кодекс (п. 1 ст. 121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (то есть речь идет о поиске, выявлении и подборе детей).

Несмотря на то, что  деятельность других юридических и  физических лиц по выявлению и  устройству детей, оставшихся без попечения родителей, запрещена, тем не менее, они обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о таких детях, если они стали им известны (п. 1 ст. 122 СК).

Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. В соответствии со ст. 122 СК решение этих вопросов входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей. Понятно, что в этих целях они должны располагать полной и достоверной информацией, которая, в свою очередь, может быть в самых разных учреждениях и организациях. Главным образом, такие сведения имеются в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и т. п.) по месту обучения несовершеннолетних, в учреждениях здравоохранения по месту лечения (смерти) их родителей, в жилищных органах (КЭУ, ЖЭК, ЖКО, ДЭЗ и др.) по месту проживания несовершеннолетних детей и их родителей, в органах предварительного следствия и прокуратуры в связи с заключением под стражу родителей, а также в органах загса по месту государственной регистрации смерти родителей несовершеннолетних или рождения детей. Так, первоначальные сведения о подкинутых (найденных) детях появляются при государственной регистрации их рождения по заявлению медицинской, воспитательной организации или организации социальной защиты населения, в которую помещен ребенок, органа внутренних дел или лица, нашедшего ребенка, органа опеки и попечительства. Как установлено п. 1 ст. 122 СК, должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и других учреждений) обязаны немедленно сообщать о ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

О фактах утраты детьми родительского  попечения может стать известным  любому гражданину и не обязательно  в связи с исполнением служебных  обязанностей (например, соседи или  знакомые умерших родителей, родственники и т. д.). Однако не каждый гражданин по тем или иным причинам (в силу возраста, занятости по работе, стесненного материального положения и т. д.) имеет возможность самостоятельно принять неотложные меры по оказанию таким детям необходимой помощи. Тем не менее, п. 1 ст. 122 СК установлена обязанность всех граждан сообщать в органы опеки и попечительства известные им сведения о детях, лишившихся родительского попечения.

Таким образом, обязанность сообщать в орган опеки и попечительства о факте утраты детьми родительского попечения возлагается законом на всех без исключения лиц, располагающих соответствующими сведениями (независимо от должностного положения, рода деятельности и источника информации).4

Возможна ситуация, когда сами родители в связи с отсутствием возможности воспитывать своих несовершеннолетних детей (из-за отъезда на работу в иностранное государство, длительной болезни и т. д.) могут обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об устройстве детей.

Следует отметить, что обязанность  должностных лиц учреждений и граждан РФ по информированию органов опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей, предусматривалась и ранее действовавшим законодательством (ст. 122 КоБС в ред. Федерального закона от 7 марта 1995 г. № 28-ФЗ). Однако, как и прежде, данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении должностных лиц учреждений и граждан РФ за ее неисполнение.

Органы опеки и попечительства, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны согласно п. 1 ст. 122 СК в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей, которое заключается, в частности, в проверке достоверности поступившей информации об утрате детьми попечения родителей (истребовании и изучении соответствующих документов, бесед с окружающими детей лицами и т. п.).

Глава II Учет и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Все дети, оставшиеся без  попечения родителей, после их выявления  должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 3 ст. 122 СК порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, должен определяться федеральным законом. До введения в действие этого закона сохраняет силу установленный постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 919* порядок централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, в части, не противоречащей положениям ст. 122 СК (ст. 2 Федерального закона от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации").

Централизованный учет подразделяется на первичный, региональный и федеральный и осуществляется органами опеки и попечительства, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и Министерством общего и профессионального образования РФ.

На первоначальном этапе по результатам обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка и установления факта отсутствия попечения родителей данные о детях персонально регистрируются органом опеки и попечительства в журнале первичного учета установленной формы. (Приложение № 1 к Порядку централизованного учета детей). В том случае, если ребенок не был передан в течение одного месяца со дня его первичной регистрации на воспитание в семью, то орган опеки и попечительства согласно п. 3 ст. 122 СК заполняет на него анкету установленной формы (Приложение № 2 к Порядку централизованного учета детей), копия которой передается для постановки ребенка на региональный учет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ. В частности, в Москве формирование регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории г. Москвы, возложены на Комитет образования.

Информация о работе Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей