Вячеслав Кириллович Иваньков

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:18, доклад

Описание работы

Вячесла́в Кири́ллович Иванько́в (2января 1940, Москва — 9 октября2009, Москва) — советский и российский криминальный деятель, известный вор в законе. Известен также как: Япончик, Японец, Слава Японец, Дед, Ассирийский зять, Иванец. По одной из версий, прозвище Япончик, связано с характерным разрезом глаз Иванькова, по другой, дано в честь Мишки Япончика. Есть также версия, что своё криминальное прозвище он получил не за раскосый разрез глаз, а за успехи в японской борьбе джиу-джитсу.

Работа содержит 1 файл

Вячесла́в Кири́ллович Иванько́в.docx

— 35.50 Кб (Скачать)

    Вячесла́в Кири́ллович Иванько́в  (2января 1940, Москва — 9 октября2009, Москва) — советский и российский криминальный деятель, известный вор в законе. Известен также как: Япончик, Японец, Слава Японец, Дед, Ассирийский зять, Иванец. По одной из версий, прозвище Япончик, связано с характерным разрезом глаз Иванькова, по другой, дано в честь Мишки Япончика. Есть также версия, что своё криминальное прозвище он получил не за раскосый разрез глаз, а за успехи в японской борьбе джиу-джитсу.

Детство и юность Иванькова  вряд ли можно назвать счастливыми. Ему не улыбнулось семейное благополучие. Отец часто прикладывался к стакану. Как значилось в соответствующих  документах вытрезвителей, Иваньков К. "регулярно злоупотреблял алкогольными напитками, лечился в психиатрических  больницах". В начале 50-х он и вовсе оставил семью. Мать отличалась мнительностью, была чрезмерно брезглива и до скандальности аккуратна. Могла без причины по несколько раз перестирывать свои вещи. Проглаживала утюгом денежные купюры, чтобы не заразиться через них какой-либо болезнью.

Все это не могло не отразиться на характере Иванькова. Он рос физически  ослабленным. Врачи определяли у него расширение сердца и затемнение легких. Мальчика отправляли на лечение в детские больницы и санатории. Примерно с тринадцати лет он поставил перед собой задачу укрепить здоровье. Его характер как раз проходил подростковую ломку - раздражительный, грубый. В ссорах с матерью был дерзок. Без особой причины мог уйти из дому. Оттаивал от семейных неурядиц на тренировках в спортзале - занимался в секции вольной борьбы. Самостоятельно изучал джиу - джитсу. Схватки на ковре проводил напористо, почти всегда побеждал. Выступая на соревнованиях в классе юниоров, выполнил норму третьего спортивного разряда.

После восьмого класса Иваньков поступил в цирковое училище. Это  было в начале шестидесятых. Своей  специализацией он выбрал воздушную  гимнастику, быстро добился результатов, но тут его постигла неудача: во время  тренировки упал с трапеции, получив  закрытую травму черепа. За медицинской  помощью не обращался, хотя несколько  раз возникали обморочные состояния. Тренировки прекратил, а потом и  вовсе ушел из училища. Устроился  в комбинат бытового обслуживания слесарем, а затем стал бригадиром приемщиков, учился в вечерней школе. Казалось, судьба наконец сжалилась над ним, все стало налаживаться. На двадцать первом году жизни Вячеслав Кириллович стал мужем Лидии Айвазовны, красавицы ассирийки российского происхождения. В кругу друзей его в шутку стали именовать "ассирийским зятем".

Кто знает, если бы и дальше обстоятельства складывались благополучно, возможно, не получился бы из него дерзкий  преступник. Но у него опять случилась  травма головы, с потерей сознания, - сбила автомашина. На этот раз пришлось лежать в больнице. Выписавшись, Иваньков обнаружил, что плохо переносит  жару и езду в транспорте.

18 июля, узнав о решении  суда, повторившем заключение экспертизы  о направлении его на принудительное  лечение, Иваньков из больницы  убегает. Сдает экстерном экзамен  за 9-й и 10-й класс средней  школы, это ему было для чего-то  нужно. Но дома не живет,  скрывается от работников милиции.  Так продолжалось до ноября 1966 года, когда его вновь задержали  и возвратили в больницу. А  в марте 1967 года экспертная  комиссия с участием профессора  Р.Лунца пришла к заключению, что "Иваньков В. перенес шизофреноподобный психоз травматического генеза, течение которого было обусловлено психогеннотравмирующими воздействиями. Из психопатического состояния он полностью вышел". И 19 февраля его выписали...

После выписки из психиатрической  больницы Иваньков состоял под наблюдением  психоневрологического диспансера... Работал фото лаборантом, тренером в детской спортивной школе. В 1974 году получил 2-ю группу инвалидности по психическому заболеванию бессрочно. Одновременно Иваньков вел активный образ жизни, часто посещал рестораны, имел широкий круг знакомых. В марте во время драки в ресторане "Русь" в г. Москве Иваньков был задержан. При производстве обыска у него были обнаружены и изъяты поддельные документы (паспорт и водительское удостоверение). В период следствия по уголовному делу с 5 июня по 13 августа 1974 года Иваньков находился на стационарной судебно-психиатрической экспертизе в Институте имени профессора Сербского, где комиссия пришла к заключению, что он "психическим заболеванием не страдает, вменяем в отношении инкриминируемых ему деяний, высказывания о "преследовании" носят симулятивный характер". 18 ноября 1974 года Иваньков был осужден по ст.196 ч.3 УК РСФСР за использование поддельных документов к 7 месяцам 15 дням лишения свободы и был освобожден из-под стражи в зале суда в связи с отбытием срока наказания. За драку - групповые хулиганские действия - привлечен не был. Используя коррумпированные связи, Иваньков сумел уйти от полной уголовной ответственности. В период следствия и суда Иваньков содержался под стражей в Бутырской тюрьме, где был посвящен в сан "вора в законе" находившимися там "ворами". Его клички: "Ассирийский Зять", "Япончик"…

                     Воровской талант и его поклонники

После тюрьмы Иваньков развелся с женой. Числился некоторое время  товароведом в овощном магазине, но на самом деле нигде не работал. Зато часто бывал в "командировках". Ведь теперь ареной его действий был  не один, хотя и очень большой  город, а фактически вся страна. В  милицейских сопроводиловках о  нем говорилось: "Без определенных занятий и без прописки..." Он вошел в круг наиболее влиятельных лидеров уголовного мира Москвы. Вечера проводил в ресторанах. В компаниях отличался властностью, переходящей в жестокость. Его часто приглашали в качестве теневого арбитра в спорах "о долгах".

В России 80-х вовсю развивалось нелегальное предпринимательство.

Иваньков оказался в первой шеренге отечественных рэкетиров. Не было бы его, появился бы кто-то другой.

Почерк Ассирийского Зятя и его команды можно проследить, скажем, на свердловском деле. Там джентльмены  удачи заставили поделиться крупными теневыми доходами нескольких цеховиков и антикваров. Деньги вымогались у них под предлогом взимания долгов, которые потерпевшие якобы не возвращали определенным лицам. Кстати, такая форма рэкета была применена Япончиком одним из первых в России.

В числе потерпевших был  коллекционер-филателист. Япончик и два его сообщника изрядно "поработали" над своим клиентом. Выбивая деньги, они приковали его к водопроводной трубе в ванной комнате. Когда от боли жертва теряла сознание, ее обливали водой и продолжали пытку. В конце концов пообещали, что последней процедурой для него будет купание в ванне с кислотой. Ассистент Япончика Балда притащил огромную бутыль. Тяжелая, ядовитая жидкость, испаряясь, забулькала по эмали. Тогда коллекционер сломался и подписал три расписки, каждая на 20 тысяч рублей. На общую сумму по тем временам можно было купить почти шесть автомобилей "Волга".

Но Иваньков не учел одного - на его хвосте висели муровцы. Они тоже работали уже не только в Москве. Наконец-то нашли свидетелей, по показаниям которых можно было возбуждать уголовное дело. Была получена санкция прокурора на задержание и арест Япончика. О том, как это происходило, вспоминает участник операции, один из ведущих сыщиков ГУУРа (Главного управления уголовного розыска) МВД СССР (фамилию по его просьбе не называем):

-« Мы следили за его домом несколько дней. Наконец появился. Ему дали войти в квартиру. Но команды на задержание все не было, хотя ясно и профану, что в помещении брать безопаснее. Через некоторое время он вышел, направился к телефону-автомату, набрал номер. Опять был довольно удобный момент, а команды нет. Вдруг Япончик резко бросил трубку, видимо, получив какое-то известие. Какое? Скорее всего, его предупреждали, что тучи сгущаются. Он бросился к машине, сорвался с места и вылетел со двора. У проходного подъезда остановился. К нему села жена. Оставляя на асфальте черные следы от пробуксовки колес, легковушка набрала скорость. Вот тут наконец-то последовала команда на захват. Несколько машин с оперативниками блокировали выезд на шоссе. Однако Япончик прорвался. Пришлось стрелять... Мне показалось, Иваньков знал, что на этот раз не уйдет. Его агент предупредил о тех силах, что обложили его. Тем не менее сдаваться не собирался... Но его взяли... При обыске обнаружили три подложных паспорта на разные фамилии, но с одной и той же фотографией».

29 апреля 1982 года народный  суд Люблинского района г. Москвы приговорил Иванькова к четырнадцати годам лишения свободы.

Начиная с 1989 года Иваньков пишет жалобы и ходатайства о смягчении меры наказания. Первое время эти его попытки не давали результата. А в начале 1990 года жена Иванькова обращается к народному депутату СССР Федорову С.Н. с просьбой оказать содействие в помиловании ее мужа. И он направляет в Президиум Верховного Совета РСФСР и Председателю Верховного Совета РСФСР два аналогичных депутатских запроса такого содержания: "Учитывая, что Иваньков В.К. глубоко осознал противоправность содеянного, что пребывание в изоляции от общества свыше 7-8 лет не отвечает интересам перевоспитания личности, а также принимая во внимание его возраст и состояние осужденного, прошу Вас, Борис Николаевич, рассмотреть вопрос о его помиловании. 11 сентября 1990 года. Народный депутат СССР Федоров С.".

Вскоре соответствующие  документы поступают в отдел  по вопросам помилования при Верховном  Совете РСФСР. Оттуда начинается. В  Тулун направлен запрос. Бумажная карусель закручивается чьей-то умелой и могущественной рукой. В декабре 1990 года материалы по Иванькову попадают в Верховный суд для проверки в порядке судебного надзора. 21 января 1991 года заместитель председателя Верховного суда Меркушев А.Е. (и сейчас занимающий ту же должность) внес протест в президиум Московского городского суда о пересмотре дела Иванькова. 30 января 1991 года Мосгорсуд постановил: приговор в отношении Иванькова В. оставить без изменений. Но в феврале 1991 года вносится вторичный протест по делу Иванькова, только уже в судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда РСФСР. И тот 25 февраля 1991 года изменил назначенное Иванькову наказание, определив срок лишения свободы в 10 лет.

И все-таки вскоре Япончик уже был на свободе. Он некоторое время пожил в Москве, где успел провести воровскую сходку.

А в марте 1992 года нелегально выехал в поселок Веселый Ростовской области. Здесь он прописывается  в общежитии и предпринимает усилия для выезда за границу. С этой целью через советско-американское предприятие "Приоритет" им подается обращение в консульское управление МИД России. Он получает загранпаспорт для выезда по маршруту: "Москва-Пекин-Будапешт" и 300 долларов США. Одновременно он обращается в посольство США, чтобы получить визу на въезд в эту страну. Скрывает судимости, искажает дату рождения, домашний адрес, место работы, номера домашнего и служебных телефонов. И его вопрос решается положительно. Он покидает пределы России. А спустя месяц после его успешного отбытия за границу СП "Приоритет" самоликвидируется.

Что произошло потом, хорошо известно. "Вор в законе" Япончик вошел в так называемый братский круг, составляющий одиннадцать наиболее непогрешимых, с точки зрения правил и традиций преступного мира, криминальных авторитетов разных стран. Себя он по воровскому обычаю считает магерамом, то есть королем среди "воров в законе".

 

       Покушение на Вячеслава Иванькова - "Япончика"

 Вечером 28 июля 2009 года все информационные агентства России сообщили о том, что в Москве совершено покушение на одного из самых известных и влиятельных "воров в законе" Вячеслава Иванькова, так же известного как "Япончик". Это покушение буквально взорвало криминальный мир и фактически стало объявлением большой войны между группировками.

 Утром 9 октября 2009 года Иваньков от полученных ранений, несмотря на усилия врачей, скончался.

                      Хроника покушения

Последнее время Иваньков постоянно проживал за границей, и  прибыл в Москву инкогнито за несколько  дней до покушения. О его приезде  было известно только силовикам, постоянно  ведущим за ним наблюдение, и членам столичных криминальных группировок, контролирующих игорный бизнес. Якобы, Япончик приехал, чтобы улаживать конфликт, возникший между ними, говорят силовики.

Около 18.00 28 июля 2009 года «вор в законе» на «Мерседесе» с  водителем и телохранителями  подъехал к ресторану "Тайский  слон" на Хорошевском шоссе, 25. По словам служащих ресторана, Иваньков часто приезжал сюда по вечерам, чтобы попить чаю. В 19.45, когда "Япончик" выходил из ресторана, на него было совершено покушение. Пули попали Иванькову в живот (якобы, именно в этот момент он нагнулся, поэтому пуля киллера попала в живот, а не в голову, куда метил снайпер. Однако не исключено, что киллер специально хотел лишь покалечить Иванькова, обрекая его этим на дополнительные мучения. Или выстрелом в пах хотел унизить "отца русской мафии"). В тяжелом состоянии  "Япончик" был доставлен в реанимацию Боткинскую больницу, где его немедленно прооперировали. Его кишечник был поврежден в 5 местах, и врачи делали сложнейшую операцию в течение 4 часов.

Киллер хорошо подготовился. Он поджидал жертву в грузовой «Газели», припаркованной у дома № 66 по Хорошевскому шоссе, в 70 метрах напротив ресторана. Внутри кузова, закрытого пластиковым тентом, был сооружен помост из деревянных подносов для хлеба, рядом стояла деревянная лестница. В тенте было прорезано окошко размером 15 на 20 сантиметров, через которое хорошо просматривался выход из "Тайского слона".

Позиция киллера была во всех отношениях выгодной и хорошо продуманной: вести огонь нужно было через проезжую часть Хорошевского шоссе, по которому в это время движется плотный поток машин и автобусов, которые могли перекрыть траекторию полета пули. Именно поэтому киллер выбрал "Газель" с высоким крытым кузовом, чтобы поднять траекторию выстрела на три метра.

Информация о работе Вячеслав Кириллович Иваньков