Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 21:51, лекция
1. Процессуальный порядок возбуждения исполнительного производства
2. Подготовка судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению
и его адрес; дата вынесения постановления; должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление; наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление; вопрос, по которому выносится постановление; основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты; решение, принятое по рассматриваемому вопросу; порядок обжалования постановления.
Некоторые вопросы по содержанию постановления о возбуждении исполнительного производства разрешались на уровне судебной практики. Так, выработано мнение, согласно которому отсутствие в постановлении о возбуждении исполнительною производства расчетного счета службы судебных приставов не является уважительной причиной для неисполнения исполнительного документа в добровольном порядке (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2004 № А56-17569/03).
Судебный пристав-исполнитель или иное должностное лицо службы судебных приставов вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.
Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.
После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.
Наряду с возбуждением исполнительного производства, в законе предусмотрено и другое процессуальное последствие предъявления заявления и исполнительного документа.
Согласно ст. 31 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:
Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется изыскателю, а также я суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Устранение обстоятельств, предусмотренных п. 1-4 и 7 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в обычном порядке
2. Подготовка судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению
В Законе об исполнительном производстве нет специальной главы или статьи, регулирующей вопросы подготовки судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению. Однако после возбуждения исполнительного производства и до совершения принудительных действий по исполнению требований, указанных в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель обязан совершить ряд процессуальных действий, которые и составляют стадию подготовки судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению.
В порядке подготовки судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению решаются задачи обеспечения законности и своевременности совершения исполнительных действий.
По аналогии с гражданским процессом, подготовка судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению — это совокупность трех видов деятельности: интеллектуальной (судебный пристав-исполнитель обдумывает перспективы развития дела); процессуальной (совершает подготовительные действия); делопроизводственной (направляет копию постановления о возбуждении исполнительного производства взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ).
В рамках подготовки судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению должнику предоставляется срок для добровольного исполнения исполнительного документа.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 Закона об исполнительном производстве.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено законом.
Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства.
Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:
При этом несоблюдение судебным приставом-исполнителем сроков уведомления должника о возбуждении в отношении его исполнительного производства не снимает с должника обязанности по исполнению судебного решения и не нарушает право должника добровольно исполнить требования исполнительного документа (постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.12.2004 № А56-17870/04).
На стадии подготовки возможна реализация мер обеспечения исполнения исполнительного документа. Так, в целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в этом постановлении.
Вопрос об отводах также целесообразно решать уже на стадии подготовки судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению. На это имеется указание и в законе (ч. 2 ст. 63 Закона об исполнительном производстве). По общему правилу, отвод должен быть мотивирован, изложен в письменной форме и заявлен до начала совершения исполнительных действий, за исключением случаев, когда о наличии оснований для отвода стало известно после начала совершения исполнительных действий. Если отвод судебного пристава-исполнителя, переводчика, специалиста будет заявлен в ходе совершения исполнительных действий, то в случае его удовлетворения произойдет отложение исполнительных действий.
В порядке подготовки судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению возможно разъяснение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению. Обычно неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, выявляются уже при принятии исполнительного документа судебным приставом-исполнителем, который в этом случае вправе обратиться в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении соответствующего судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан этот исполнительный документ, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом. Разъяснение возможно и в ходе совершения исполнительных действий.
Разъяснение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению, является факультативным основанием приостановления исполнительного производства (п. 5 ч. 2 ст. 39 Закона об исполнительном производстве).