Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 06:20, курсовая работа
Интерес к жертве имеют длительную историю. Однако возникновение науки которая изучает жертву, виктимологии, датируется серединой XX века. Виктимология взяла на себя функцию, исследовать все закономерности, связанных с жертвой преступления. Изучение причин и условий, способствующих совершению преступлений, позволяет сделать вывод, что наряду с массой «невиновных» жертв многие жертвы своим поведением провоцируют преступления или облегчают преступникам их совершение.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Пермский
Государственный университет»
ГОУ ВПО
"Пермский
государственный университет"
Юридический
факультет
Кафедра
уголовного права
и прокурорского надзора
ВИКТИМНОСТЬ.
специальности "Юриспруденция"
г. Пермь
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Преступность в России
Причин, по которым совершаются
преступления существует очень
много. Это может быть месть,
моральные принципы, незаконное
обогащение, неосмотрительность. Все
это толкает человека
Но не всегда происходит так, иногда главным стимулом к совершению противоправного поступка выступает сам потерпевший, осознавая, или даже не осознавая того. И причины совершения преступления необходимо искать уже не в поведении преступника, а во взаимоотношениях лица, совершившего преступления и потерпевшего, в поведении жертвы до преступного посягательства, а также в момент совершения преступления и после него.
Интерес к жертве имеют
В современной России у значительной части граждан крайне низок уровень правосознания, что выражается, в частности, низкой способностью осознавать пределы криминальной опасности и необходимости противостоять ей. Множество людей плохо приспособленны к самозащите, они являются носителями потенциальной личностной уязвимости, виктимности, в массе проявлений, определяющей виктимизацию общества, которая в России отличается более высоким уровнем, чем в некоторых других странах.
Виктимологическую ситуация, сложившаяся
в стране, можно оценить как
крайне напряженную, поэтому
Таким
образом, выбор мной темы
В процессе становления учения
о жертве преступлений шла
разработка категориального
В. И. Полубинский считает,
что слово «жертва» означает,
человека, пострадавшего от а)
неправомерных действий других
лиц; б) собственного
В
рамках данной работы, необходимо
принять во внимание понятие
жертвы, как человека пострадавшего
от неправомерных действий
По мнению Д. В. Ривмана, есть две позиции относительно того, что представляет собой жертва в виктимологическом смысле. Согласно первой позиции, человек или определенная общность людей, в любой форме их интеграции, которым прямо или косвенно причинен вред преступлением. В западной виктимологии ряд ученых относят к жертвам не только физических и юридических лиц, но даже общество, государство и международный порядок в целом. Со второй позиции, жертва — это физическое лицо, человек, которому непосредственно преступлением причинен физический, моральный или материальный вред.2 С точки зрения виктимологии целесообразней будет рассматривать жертву со второй позиции, исходя из того, что «общности людей» в качестве жертвы преступления реально не существует, поскольку при таком подходе к жертвам можно причислить все что угодно, даже общество в целом. Это делает виктимологию наукой без границ и фактически без предмета. Потерпевшим от преступления может быть признано и юридическое лицо, но оно не обладает качествами жертвы. Интегративная жертва появляется там, где ущерб от преступных действий, даже направленных против общности, материализован в причинение вреда непосредственно лицам, составляющим эту группу. В этом смысле общность людей, представляемая как жертва, — это совокупность жертв — физических лиц.
От слова жертва произошло
и понятие «виктимность».
Данное определение не
Так же представляется
В. И. Полубинский отмечает, что безусловно вероятность стать жертвой преступления повышается или понижается от наличия или отсутствия определенных качеств человека и его виктимно опасного или безупречного поведения, но также и от времени, места, положения, в котором он оказался, от ряда других условий.
Итак, существует множество
Личностный компонент
виктимности вытекает из наличия соответствующих виктимных предрасположений, т. е. социальных, психологических, биофизических качеств, повышающих степень уязвимости индивида и проявляющихся в большей мере активно. Без виктимной способности нет виктимности как таковой. Виктимная предрасположенность, делающая индивида, в принципе, легкой добычей, например, вора-карманника, сведется на нет, если у этого индивида нет кармана и кошелька7. Этот человек в данных конкретных условиях не способен стать жертвой кражи. Следовательно виктимность — это сочетание способности и предрасположенности стать жертвой.
По мнению Д. В. Ривмана
В. И. Полубинским, индивидуальная виктимность, «...как повышенная способность человека в силу социальной роли или ряда духовных и физических качеств при определенных обстоятельствах становиться потерпевшим», приобретается им от какого-то конкретного уровня. И это действительно так, Суть лишь в том, что этот уровень — не отсутствие виктимности, а та самая «нормальная», «средняя» потенциальная индивидуальная виктимность, та способность стать жертвой, которую указанные авторы не заметили.8 Любой человек потенциально виктимен, поскольку, когда он находится в определенной жизненной обстановке, включаясь в разноплановые социальные отношения, может оказаться жертвой преступления. Он не приобретает виктимность. Наоборот: просто не может быть потенциально невиктимным.
Виктимные предрасположения, виктимная способность — специфические личностные качества, они относительны. Они существуют объективно только как системные элементы. И ставятся в зависимость от второго компонентата понятия «виктимность». Реализация этих качеств зависит от наличия конкретной жизненной ситуации. И если данная конкретная ситуация это лишь частный случай на уровне единичного факта, то качествами виктимной потенции их делает состояние общества, еще не изжившего преступность. В