Виды соучастников преступления в уголовном праве зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:02, реферат

Описание работы

История закрепления норм о соучастии в уголовном законодательстве зарубежных стран достаточно длительна. Уже в XIX в. институт соучастия стал детально разрабатываться в уголовном законодательстве буржуазных стран (Франция, Германия, Великобритания и др.). В этой связи представляется интересным и практически полезным сравнительно-правовое исследование норм о соучастии в различных странах Европейского континента и США.

Содержание

Введение
1. Виды соучастников по российскому законодательству
2. Виды соучастников преступления в уголовном праве зарубежных стран
2.1. Регламентация института соучастия в уголовном праве Англии и США
2.2. Институт соучастия Франции
2.3. Институт соучастия в ФРГ
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

vidi_souchastn.doc

— 122.50 Кб (Скачать)


План

 

Введение

1. Виды соучастников по российскому законодательству

2. Виды соучастников преступления в уголовном праве зарубежных стран

2.1. Регламентация института соучастия в уголовном праве Англии и США

2.2. Институт соучастия Франции

2.3.  Институт соучастия в ФРГ

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Выделение соучастия как особого института позволяет отмежеванию соучастия от других форм преступной деятельности, но в самом соучастии также необходимо произвести разграничение, дабы избежать смешения видов и возможных ошибок при квалификации, руководствуюсь принципом справедливости.

В настоящий момент выделяются две теории при выборе критерия для оценки видов соучастников: субъективная и объективная.

В субъективной теория критерием деления соучастников является личная заинтересованность в наступлении преступных результатов деяний участников. Эта заинтересованность рассматривается вне зависимости от произведенных фактически (объективно) действий в процессе совершения преступления. Тот, кто в наибольшей степени заинтересован в совершении преступления, тот и будет считаться главным, основным виновным (исполнителем), другие лица, хотя и совершившие преступные действия будут считаться соучастниками.

В России занимает главенствующее место объективная теория, в основе которой лежат объективные критерии рассмотрения сущности соучастия. Критерии этой теории следующие: степень участия в преступлении и характер участия в преступлении.

Главенствующим из них является критерий степени участия. Далее, воспользовавшись критерием характера участия в преступлении необходимо разграничить и виды соучастников.

История закрепления норм о соучастии в уголовном законодательстве зарубежных стран достаточно длительна. Уже в XIX в. институт соучастия стал детально разрабатываться в уголовном законодательстве буржуазных стран (Франция, Германия, Великобритания и др.). В этой связи представляется интересным и практически полезным сравнительно-правовое исследование норм о соучастии в различных странах Европейского континента и США.


1. Виды соучастников по российскому законодательству

 

В действующем УК РФ (ст. 33) дана современная интерпретация видов соучастников:[1]

1.          Соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник.

2.          Исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом.

3.          Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими.

4.          Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.

5.          Пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

 

В Общей части УК РФ достаточно ясно определены признаки, в зависимости от наличия которых делается вывод о виде соучастников. Это специальные признаки субъекта и осуществление виновным объективной стороны преступления.[2]

По сравнению с прежней законодательной регламентацией в УК РФ существенно уточнены определения таких участников совершения преступлений, как исполнитель, организатор и пособник. В частности, согласно ст. 33 УК РФ исполнителями признаются три категории субъектов:[3]

1) лицо, непосредственно совершающий преступление, т. е единолично выполнивший всю объективную сторону преступления. Он также может действовать вместе с соучастниками, выполняющими иные роли;

2) лицо, совместно с другими непосредственно участвовавшее в совершении преступления, или соисполнитель. Все эти лица именуются соисполнителями, поскольку все вместе они выполняют объективную сторону преступления (при этом полного выполнения каждым соисполнителем все объективной стороны преступления не требуется; для констатации соисполнительства достаточно, чтобы каждый из соисполнителей выполнил хотя бы часть объективной стороны преступления);

3) лицо, использовавшее для совершения преступления других лиц, в соответствии с законом не подлежащих уголовной ответственности, или "посредственный исполнитель"[4].

Последние две категории лиц впервые предусмотрены в УК РФ.

 

Из определения организатора преступления, данного в ч. 3 ст. 33 УК РФ, можно выделить четыре разновидности организаторской деятельности:

1)                 организатором преступления признается лицо, реализовавшее совершение преступления, т. е. подготовившее совершение преступления в целом или в большей его части под руководством разработки плана совершения преступления, приискания соучастников, орудий и средств совершения преступления, изучения соучастников и т. д.;

2)                 организатором признается лицо, руководившее исполнением преступления, т.е. лицо, упорядочивающее деятельность соучастников по непосредственному совершению преступления как на месте его совершения, так и вне его;

3)                 организатором признается лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию), т.е. лицо, итогом деятельности которого по приисканию (участников, орудий и средств совершения преступления, разработке планов совершения преступлений и т.. д. стало создание организованной группы (ч. 3 ст. 35 УК РФ) или преступного сообщества (преступной организации) (ч. 4 ст. 35 УК РФ);

4)                 организатором признается лицо, руководившее организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), т. е. лицо, возглавляющее уже созданную им самим или другим лицом организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию).

Руководство — есть особое, более значимое, чем организация и исполнение, непосредственное участие в совершении преступления. Руководство — это не пособничество исполнению, а руководство исполнением, что можно признать особым случаем совершения преступления посредством использования деяния исполнителя в качестве инструмента (орудия) для достижения преступной цели.[5]

Следует также отметить, что оценка действий лица как организаторских исключает оценку этих же действий как подстрекательства к совершению преступления или пособничества в его совершении.

Подстрекателем (ч. 4 ст. 33 УК РФ) является лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом. Подстрекатель воздействует на исполнителя преступления или других соучастников, возбуждая в них решимость, желание совершить преступление. Склонение к совершению преступления должно носить конкретный характер, т. е. вызывать у индивидуально определенного лица желание совершить определенное преступление, и быть направлено на возбуждение такого желания, хотя при этом и не требуется четкой детализации преступных действий.[6]

Склонение — это внушение мысли о желательности, полезности чего-то. Склонить лицо к совершению преступления — значит породить у этого лица умысел на совершение преступления. Подстрекатель воздействует на сознание и волю подстрекаемого, вызывая у него решимость совершить преступление. Применяя различные способы, подстрекатель не парализует волю склоняемого, не вводит его в заблуждение. Лицо, подстрекаемое к совершению преступления, остается свободным в выборе варианта своего поведения. Закон называет несколько наиболее распространенных способов: уговор, подкуп, угроза.

Уговор — это просьба или совет совершить преступление в обоюдных интересах. Подкуп — предоставление или обещание выгоды имущественного характера: денежного вознаграждения, раздела похищенного имущества. Угроза — это высказывание намерения применить насилие в отношении подстрекаемого или его близких: поджечь дом, разгласить какие-либо сведения, огласка которых для подстрекаемого нежелательна (шантаж) либо причинить лицу другие страдания или иной ущерб, если он не совершит требуемого преступления. К другим способам можно отнести разжигание низменных чувств: ненависти, зависти, мести, ревности; используется также лесть, учитывая индивидуальные особенности психологии подстрекаемого.[7]

К пособничеству УК РФ отнес наряду с другими известными ранее действиями заранее данное обещание приобрести или сбыть предметы, добытые преступным путем (ч. 5 ст. 33).

В зависимости от характера деятельности пособника (ч. 5 ст. 33 УК РФ) пособничество делится на два вида: интеллектуальное и физическое.

К интеллектуальному пособничеству относятся дача исполнителю советов, указаний и предоставление иной информации, существенно облегчающие совершение преступления и содержащие информативные сведения. К интеллектуальному пособничеству также относятся заранее данное обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно заранее данное обещание приобрести или сбыть такие предметы.

К физическому пособничеству относятся предоставление средств или орудий совершения преступления либо устранение препятствий. Физическое пособничество возможно как путем действия, так и бездействия, и должно оказывать исполнителю существенную помощь в совершении преступления.

Пособнические действия возможны на стадиях приготовления к преступлению и покушения на преступление, а также на стадии оконченного преступления вплоть до момента фактического окончания преступления.

В российском уголовном законодательстве специально не выделяются главные и второстепенные соучастники.

В ч. 4 ст. 34 УК РФ законодатель квалифицировал действия соучастников в преступлениях со специальным субъектом.

Специальный субъект преступления — это вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности и обладающее дополнительными юридическими признаками, описанными в уголовном законе или однозначно вытекающими из его толкования, ограничивающие круг лиц, которые могут быть привлечены к ответственности по данному закону.[8]

Исполнителем в данных преступлениях может быть только лицо, обладающее признаками, указанными в соответствующей статье Особенной части УК РФ. Остальные соучастники преступления в этом случае должны нести ответственность как пособники, подстрекатели или организаторы в зависимости от выполненной ими роли в совершении преступления, согласно ч.4 ст.34 УК РФ.[9]

При этом особое значение приобретает вопрос, связанный с личностными свойствами специального субъекта (исполнителя), которые должны учитываться при его ответственности за совершенное преступление.[10]

Следует согласиться с мнением С.С. Аветисяна, что исполнителем (соисполнителем) преступления со специальным составом, как правило, могут быть только специальные субъекты, которые являются участниками данных специальных отношений, что предполагает в каждом конкретном случае выявление и установление дополнительных признаков специального преступления.[11]

К некоторым дополнительным признакам личного свойства специального субъекта обычно относят: лицо женского пола, сильное душевное волнение, психофизиологическое состояние, психическое расстройство, не исключающее вменяемости,[12] прошлая антиобщественная деятельность (судимость, рецидив) и другие признаки, которые имеют важное значение, когда речь идет о квалификации соучастия в преступлениях со специальным субъектом.

 


2. Виды соучастников преступления в уголовном праве зарубежных стран

 

2.1. Регламентация института соучастия в уголовном праве Англии и США

Институт соучастия — один из самых древних институтов английского общего права.

В английском общем праве в настоящее время участники всех преступлений являются исполнителями. Однако при назначении наказания судьи учитывают "вклад" каждого из преступников, в связи с чем проблема соучастия по-прежнему актуальна. В уголовно-правовой доктрине под соучастием понимаются действия двух или более лиц по реализации преступного замысла.[13]

Исторически здесь сложилась определенная система соучастия (до 1967 г. применявшаяся только к фелониям, а впоследствии ко всем преступлениям), которая включала исполнителей и их соучастников до и после факта совершения преступления. Исполнители, в свою очередь, подразделяются на исполнителей первой и исполнителей второй степени. По общему праву под исполнителем первой степени понимался главный виновник преступления, т.е. лицо, в преступном намерении которого заключена последняя, заслуживающая порицания психическая причина преступного действия. Известна английскому законодательству и такая категория, как невиновный посредник. Им признается тот, кто совершает actus reus преступления, но не подлежит ответственности по причине недееспособности либо потому, что у него отсутствует mens rea, или в связи с тем, что деяние было совершено под принуждением. Исполнителем второй степени по общему праву является лицо, действия которого охватываются понятием "пособничество и подстрекательство" (aiding and abetting) в момент совершения преступления. Под этим выражением общее право понимает главным образом подстрекательство.[14]

Информация о работе Виды соучастников преступления в уголовном праве зарубежных стран