Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:23, контрольная работа
Специфика надзорной деятельности прокурора в данном случае связана с тем, что он является органом надзора за законностью, а вместе с тем и стороной в деле. Поэтому во время досудебного производства прокурорский надзор ограничивается надзором за исполнением законов следователем, дознавателем, органом дознания, начальником следственного отдела, начальником органа дознания. Прокурор надзирает за исполнением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Таким образом, прокурор надзирает за исполнением законов всеми государственными органами уголовного преследования: органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и органами предварительного расследования.
Введение 3
Сущность, задачи и функции прокурорского надзора в уголовном
судопроизводстве 4
Заключение 11
Список использованной литературы 14
Содержание
Введение
Сущность, задачи
и функции прокурорского
судопроизводстве
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Прежде всего, необходимо сказать об особенностях надзорной деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве.
Специфика надзорной деятельности прокурора в данном случае связана с тем, что он является органом надзора за законностью, а вместе с тем и стороной в деле. Поэтому во время досудебного производства прокурорский надзор ограничивается надзором за исполнением законов следователем, дознавателем, органом дознания, начальником следственного отдела, начальником органа дознания. Прокурор надзирает за исполнением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Таким
образом, прокурор надзирает
Исходя из концепции состязательности, надлежит сделать вывод, что судебная власть осуществляет высший надзор за исполнением законов и законностью актов органов, ведущих уголовное дело. Судебная власть является и основным гарантом прав и свобод человека и гражданина во время досудебного производства по уголовному делу. Лицо может обжаловать любые незаконные и необоснованные действия, решения, которые ограничивают его права и законные интересы, государственных публичных органов, проводящих уголовное преследование. Судебная власть призвана осуществлять беспристрастный, независимый, объективный и высший контроль за соблюдением законности, прав и свобод человека в ходе уголовного процесса. Прокурор не надзирает за исполнением законов судом. На отступления суда от требований закона он может отреагировать только как сторона в деле — обжаловать их в вышестоящий суд в порядке, установленном УПК.
Сущность,
задачи и функции
прокурорского надзора
в уголовном судопроизводстве
Функции — это основные направления деятельности
прокуратуры по решению задач и достижению
целей прокурорского надзора. Руководствуясь
ст. 2 ФЗ от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре Российской
Федерации» (в ред. от 05.10.2002 г.) (далее –
ФЗ от 17.01.92), прокуроры осуществляют в
уголовном судопроизводстве:
1) надзор
за соблюдением прав и свобод человека
и гражданина;
2) надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное
следствие;
3)уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
4) координацию
деятельности правоохранительных органов
по борьбе с преступностью.
Все указанные направления деятельности
прокуратуры образуют неразрывное единство.
Две главные составляющие деятельности
прокурора в уголовном процессе — обвинительная
и надзорная (последняя включает в себя
и правозащитную) — есть проявления принципа
законности.
В силу принципа законности прокурор обязан
принимать меры к устранению нарушения
закона. Уголовный процесс есть правоприменительная
деятельность, материально-правовым основанием
которой является предположение о совершении
преступления определенным лицом. Прокуратура
презюмирует виновность обвиняемого и
несет бремя доказывания виновности. На
прокурора законом возложена обязанность
от имени государства осуществлять, при
наличии к тому оснований, досудебное
публичное уголовное преследование лиц,
обвиняемых в совершении преступлений;
в пределах своей компетенции и в установленном
законом порядке требовать перед судом
привлечения подсудимых, виновных в нарушении
уголовного закона, к ответственности.
Этим обусловливается характер деятельности
прокурора во время досудебного производства
по уголовному делу и тех полномочий, которые
предоставлены ему ч. 2 ст. 37 УПК.
Надзор за законностью в стадии предварительного
расследования и в период доследственной
проверки являются не самоцелью для прокурора,
а средством осуществления уголовного
преследования. Надзор за исполнением
законов органами, осуществляющими дознание,
предварительное следствие и оперативно-розыскную
деятельность, а также законностью и обоснованностью
принимаемых ими решений следует считать,
прежде всего, формой руководства прокурорами
досудебной подготовки материалов уголовного
дела. Генеральный прокурор РФ приказывает
прокурорам «исходить из того, что в досудебном
производстве прокурор является руководителем
уголовного преследования».
Прокурор
выступает в уголовном процессе
как сторона обвинения (п. 45, 47 ст.
5 УПК). Функцию обвинения, под которой
законодатель понимает уголовное преследование,
прокурор реализует в форме досудебного
уголовного преследования и в форме поддержания
государственного обвинения в суде (ч.
2 ст. 35 ФЗ от 17.01.92). Уголовное преследование
в досудебный период есть деятельность,
направленная на подготовку, процессуальное
обоснование уголовно-правовых притязаний
обвинительной власти к лицу, предположительно
совершившему преступление. Досудебное
уголовное преследование, таким образом,
есть обвинительная деятельность по обоснованию
уголовного иска. В суде уголовное преследование
имеет форму поддержания обвинения обвинителем,
т.е. исковая деятельность.
Согласно ст. 29 ФЗ от 17.01.92 задачами прокуратуры
при осуществлении надзора в период досудебного
производства по уголовному делу является
надзор за соблюдением:
1) прав
и свобод человека и
2) установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
3) выполнения
оперативно-розыскных мероприятий и проведения
расследования, а также законность решений,
принимаемых органами, осуществляющими
ОРД, дознание и предварительное следствие.
Новое уголовно-процессуальное законодательство
ставит еще ряд задач перед прокурором
как участником процесса со стороны обвинения.
Согласно положениям п. 1, 2 Приказа Генерального
прокурора РФ от 05.07.02 деятельность прокуратуры
должна обеспечивать конечную цель уголовного
преследования — изобличение лиц, виновных
в совершении преступлений, и привлечение
их к уголовной ответственности.(12, с. 471)
Таким образом, задачами прокурора является быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона, руководство деятельностью органов уголовного преследования, координация их деятельности.
Прокуроры обязаны использовать свои процессуальные полномочия, предоставленные ст. 37 УПК, для надзора за законностью деятельности органов предварительного расследования, защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, в первую очередь потерпевших от преступлений.
С понятием
«уголовное преследование» неразрывно
связано понятие «обвинительная власть».
Обвинительная власть — это система государственных
органов, возглавляемых прокуратурой,
наделенных соответствующими процессуальными,
а также иными властными полномочиями,
и их деятельность по осуществлению уголовного
преследования в уголовном судопроизводстве
и в ходе доследственной проверки.
Судебная власть по законному и обоснованному
требованию обвинительной власти применяет
уголовный закон в форме постановления
обвинительного приговора. Органы обвинительной
власти, действуя в процессуальной и непроцессуальной
форме, раскрывают преступления, изобличают
лиц, их совершивших, предъявляют и поддерживают
в суде обвинение. Таким образом, обвинительная
власть призвана через посредство судов
в установленной процессуальным законом
форме добиваться привлечения к уголовной
ответственности лиц, совершивших преступления.
Обвинительная власть находит свое организационное
выражение в прокуратуре, которая должна
дистанцироваться от органов остальных
ветвей власти, быть независимой от них
и способной привлечь к уголовному преследованию
любое лицо, совершившее преступление,
невзирая на его социальное, должностное
положение и пр.
По УПК прокурор обладает монополией на официальное (государственное) обвинение. Прокурор уполномочен от имени государства осуществлять обвинительную функцию — уголовное преследование в уголовном процессе. Уполномоченными обвинительной властью являются органы дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскные органы. Их полномочия на проведение уголовного преследования следует рассматривать в качестве производных от власти прокурора.
Прокурор
является субъектом права на уголовный
иск. Другие государственные органы,
осуществляющие уголовное преследование,
находятся в процессуальном подчинении
у прокурора. Государственные органы
уголовного преследования, относящиеся
к стороне обвинения: следователь, начальник
следственного отдела, дознаватель, орган
дознания (п. 47 ст. 5 УПК), выступают как
помощники, «процессуальные слуги» прокурора.
Из правового статуса прокурора как субъекта
обвинительной власти вытекают его полномочия
по распоряжению уголовным преследованием.
Прокурор — хозяин досудебного уголовного
преследования. Являясь субъектом диспозитивности,
он вправе по своему внутреннему убеждению,
исходя из обстоятельств дела и требований
закона, распоряжаться своим правом на
уголовный иск и другими процессуальными
правами. Он обладает правом распоряжения
публичным уголовным преследованием в
публичных интересах, а также защиты прав
и свобод человека и гражданина. Прокурор
возбуждает уголовное дело (уголовное
преследование), он же в окончательном
виде определяет объем обвинения и принимает
решение о направлении дела в суд. Особая
форма распоряжения со стороны прокурора
обвинением предусмотрена гл. 40 УПК.
Прокурор
вправе в порядке и по основаниям,
которые установлены уголовно-процессуальным
законом, отказаться от осуществления
уголовного преследования. Как во время
досудебного производства по уголовному
делу, так и в суде. Формами отказа прокурора
от осуществления уголовного преследования
на досудебном производстве необходимо
считать отказ прокурора дать согласие
на возбуждение уголовного дела в отношении
конкретного лица или вынесение прокурором
постановления об отказе в возбуждении
уголовного дела. Дача согласия прокурором
на прекращение уголовного дела и (или)
уголовного преследования по основаниям,
предусмотренным ст. 25, 26, 28, 427 УПК, — это
тоже разновидность отказа прокурора
от уголовного преследования лица по мотивам
целесообразности.
Исключительность обвинительных полномочий
прокурора проявляется и в его праве определить
форму предварительного расследования.
Уголовно-процессуальный закон установил
две процессуальные формы досудебного
публичного уголовного преследования:
дознание и предварительное следствие.
При этом досудебное производство в форме
предварительного следствия возможно
по любому уголовному делу, ибо это универсальная
форма, а дознание — по всем очевидным
делам о преступлениях небольшой и средней
тяжести. Выбор прокурором той или иной
формы предварительного расследования
является его правом как стороны в деле,
и не может быть оспорен стороной защиты.
Прокуроры в ходе реализации функции уголовного преследования согласно ч.1ст.8ФЗ от 17.01.92 координируют деятельность по борьбе с преступностью правоохранительных органов.
Для прокурора уголовное преследование является выполнением своих должностных обязанностей и нравственного долга по установлению истины. В Приказе Генерального прокурора РФ от 03.06.02 № 28 «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» говорится о том, что прокуроры должны «представлять суду не только доказательства, подтверждающие виновность подсудимого, но и факты, исключающие преступность и наказуемость деяния, смягчающее наказание, а также такие, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания».
Являясь стороной обвинения, прокурор принимает все необходимые меры попечения о том, чтобы от законного порядка не было отступлений ни в пользу обвинения, ни в пользу оправдания. Прокуратура не занимается положительной защитой прав обвиняемого (это дело стороны защиты), но ей вменяется в обязанность надзирать за тем, чтобы эти права, как и все основанные на законе, не были нарушены. Поэтому правозащитная функция прокурора гармонично дополняет его обвинительную деятельность, что проявляется в различных формах, в частности в институте реабилитации. Надзорная и правозащитная функции прокуратуры в досудебный период подготовки материалов уголовного дела неразрывно связаны с реализацией функции уголовного преследования.
Таким образом, прокурорский надзор за законностью во время досудебного производства по уголовным делам носит сложный характер, причем составляющие его виды деятельности равноценны по своему значению. Предмет надзорной деятельности сформулирован в ст. 29 ФЗ от 17.01.92. Вторая.(обвинительная) составляющая часть деятельности прокурора заключается в реализации уголовного преследования. В стадиях досудебного производства оно состоит в быстром и полном раскрытии преступления, изобличении виновного, пресечении его преступной деятельности, обеспечении возмещения вреда, а также закреплении сведений, подтверждающих основательность обвинения, в форме, делающей их допустимыми к использованию в суде в качестве судебных доказательств. В судебных стадиях прокурор поддерживает обвинение (уголовный иск) путем представления обвинительных доказательств и аргументацией своего утверждения о виновности подсудимого в совершении преступления и назначении ему справедливого наказания.