Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 00:49, курсовая работа
Вопрос о судебной власти, ее характерных чертах и назначении издавна привлекал внимание мыслителей. В советский период эта тема была предана забвению. Более того, сам термин «судебная власть» постепенно исчез из лексикона, так как советская юридическая доктрина решительно отвергала теорию разделения властей. Между тем разделение властей признается величайшей государственно-правовой доктриной, история которой, как утверждают некоторые исследователи, начинается с библейских времен. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства. Еще античные мыслители - Платон
Введение ………………………………………………………… 3
Глава I Общая характеристика судебной власти ……….…………… 6
Глава II Верховный Суд Республики Беларусь и место в системе
общих судов…………………………………………………… 8
2.1. Порядок формирования, структура …………………………..11
2.2. Компетенция ………………………………………………….. 13
Заключение ………………………………………………………………..27
Список использованных источников и литературы .………………… 31
Приложение ……………………………………………………………… 33
15
Содержание
Введение ………………………………………………………… 3
Глава I Общая характеристика судебной власти ……….…………… 6
Глава II Верховный Суд Республики Беларусь и место в системе
общих судов…………………………………………………… 8
2.1. Порядок формирования, структура …………………………..11
2.2. Компетенция ………………………………………………….. 13
Заключение ………………………………………………………………..27
Список использованных источников и литературы .………………… 31
Приложение ……………………………………………………………… 33
Введение
Актуальность темы курсовой работы.
Вопрос о судебной власти, ее характерных чертах и назначении издавна привлекал внимание мыслителей. В советский период эта тема была предана забвению. Более того, сам термин «судебная власть» постепенно исчез из лексикона, так как советская юридическая доктрина решительно отвергала теорию разделения властей. Между тем разделение властей признается величайшей государственно-правовой доктриной, история которой, как утверждают некоторые исследователи, начинается с библейских времен. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства. Еще античные мыслители - Платон, Аристотель высказывали в своих работах подобные идеи. Одним из первых выдвинул идею разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную с целью гарантии законности и предупреждения возможных злоупотреблений в государстве Д. Мильберн (1614-1657 гг.). Традиционно основоположниками «классического» варианта теории разделения властей в юридической литературе называют Дж. Локка и Ш. Монтескье. Однако Дж. Локк, не выделяя отдельно судебную власть и разделяя власти лишь на законодательную, исполнительную и федеративную, подчинил все власти законодательным органам, поскольку, «тот выше, кто может подписывать законы». Судебную власть Локк считал элементом исполнительной власти. Свое дальнейшее развитие теория разделения властей получила в работах Монтескье, назвавшего три «рода власти»: законодательную, исполнительную и судебную. Советский тоталитарный режим не устраивала эта теория. В годы правления командно-административной системы суд был превращен в рядовое государственное учреждение, в обычный орган государственной власти, служил проводником партийно-государственной политики, нередко использовался для расправы с политической оппозицией, инакомыслящими. Возвращение к этому понятию в наши дни обусловлено социально-экономическими и политическими изменениями в обществе, строительством правового государства, которое немыслимо без независимой судебной власти, обеспечивающей верховенство закона, противостоящей административному произволу и правовому нигилизму. 29.06.2006 принят Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Принятие Кодекса завершило кодификацию законодательства о судоустройстве и статусе судей. Полностью или частично в Кодекс вошли положения таких норм, как Закон Республики Беларусь от 13.01.1995 "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь", законодательство Республики Беларусь о хозяйственных судах, Закон Республики Беларусь от 30.03.1994 "О Конституционном Суде Республики Беларусь" и иные законодательные акты - указы и декреты Президента Республики Беларусь. Кодекс вступил в силу 13.01.2007. В отличие от Закона Республики Беларусь "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь", который выступал основополагающим актом организации судебной системы республики, в Кодексе закреплено единство судебной системы. Кодексом установлено, что судебная власть в стране осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. Таким образом, перед нами предстал единый, комплексный акт о судебной системе Республики Беларусь. Особое внимание следует обратить на то, что в Кодекс введены нормы, регламентирующие деятельность Верховного Суда Республики Беларусь. Последний определен как высший судебный орган, который возглавляет систему общих судов осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Тема курсовой работы: «Верховный Суд Республики Беларусь (порядок формирования, структура, компетенция и место в системе общих судов».
Объектом исследования в курсовой работе является судебная власть. Предметом исследования курсовой работы является судебная инстанция - Верховный Суд Республики Беларусь.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний правильно, объективно, всесторонне раскрыть тему курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие судебной власти;
- рассмотреть порядок формирования, структуру и компетенцию Верховного Суда;
- а также, место Верховного Суда в системе общих судов.
Характеристика источников для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, во-вторых, специальная юридическая литература. Значительный вклад в разработку вопросов, о судебных инстанциях в Республике Беларусь внесли выдающиеся юристы, профессора, судьи, в частности, профессор И. И. Мартинович, кандидат юридических наук А. А. Данилевич и другие. При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.
Структура курсовой работы включает: титульный лист, содержание, введение, два раздела с подразделами к ним, заключение, список использованных источников и приложение. Курсовая работа выполнена на 38 листах компьютерного текста.
Глава I
Общая характеристика судебной власти
Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам, полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективного влияния законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом [3. с. 67].
Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:
Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.
Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах.
Исключительность судебной власти - следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции Республики Беларусь, принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.
Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.
Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел.
Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах.
Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Республики Беларусь и другими законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами.
Глава II
Верховный Суд Республики Беларусь и место в системе общих судов
Одним из проявлений суверенитета государства на своей территории является наличие высшего судебного органа, принимающего последнее, окончательное решение по подсудным ему делам и контролирующего деятельность всех нижестоящих судов. В Республике Беларусь таким органом для общих судов является Верховный Суд.
Правовая основа Верховного Суда:
Конституция Республики Беларусь (извлечение)
Раздел IV. Глава 6. Суд
Кодекс Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. №139-З
«О судоустройстве и статусе судей»
Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З
«О государственной службе в Республике Беларусь»
Указ Президента Республики Беларусь от 25 января 1999 г. N 54
«О некоторых вопросах деятельности Верховного Суда»
Приложение 15 к Налоговому кодексу Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 71-3
Ставки государственной пошлины с исковых заявлений и жалоб, подаваемых в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, а также за выдачу копий судебных актов этой коллегии .
22;http://supcourt.by/
Особенности правового статуса Верховного Суда Республики Беларусь:
- осуществляет надзор за судебной деятельностью всех общих судов республики. Процессуальными формами этого надзора является рассмотрение дел в кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам с целью проверки законности и обоснованности постановлений, вынесенных нижестоящими судебными инстанциями, и исправления допущенных ими судебных ошибок;
- является высшей надзорной инстанцией в системе общих судов, которая принимает окончательное решение по уголовным, гражданским и административным делам;
- дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел, и осуществляет контроль за их исполнением. Это является основной не процессуальной формой надзора Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих судов;
- вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов. Так, по инициативе Верховного Суда Конституционный Суд 9 июля 1997г. рассмотрел вопрос о соответствии п.3 раздела III «Заключительные положения» Закона от 17 мая 1997г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь» и признал правоту его позиции;
- рассматривает по первой инстанции дела особой сложности и особого общественного значения;
- имеет самую разветвленную, по сравнению с другими судами, организационно-функциональную структуру, включающую руководящие органы (Пленум и Президиум) и обширный и многочисленный аппарат суда, обеспечивающий осуществление правосудия и выполнение иных функций высшего судебного органа;
- обеспечивает специализированное отраслевое рассмотрение дел по четырем направлениям: уголовному, гражданскому, военному и патентному, что проявляется в наличии соответствующих судебных коллегий в его составе [18; с. 98].
Таким образом, надзор Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих органов правосудия является важной организационной гарантией правильности функционирования всей судебной системы и преследует цель обеспечения законности в деятельности всех ее органов. В то же время, несмотря на свой статус высшего судебного органа, Верховный Суд в соответствии с Конституцией не обладает правом законодательной инициативы.
1.1. Порядок формирования, структура.
Верховный Суд Республики Беларусь состоит из судей Верховного Суда Республики Беларусь, в том числе Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, первого заместителя и заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Количество заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь определяется Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.
Верховный Суд Республики Беларусь действует в составе:
- Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;
- Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;
- судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;
- судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь;
- судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь;
- Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь.
При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь в Верховном Суде Республики Беларусь могут образовываться кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.
Количественный состав судей Верховного Суда Республики Беларусь устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.(ст.45 Кодекса о судоустройстве и статусе судей )
Судьей Верховного Суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет. Последнее условие не относится к судьям судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности, которые могут не иметь высшего юридического образования. В этом случае они должны обладать высшим техническим или естественнонаучным образованием и стажем работы в области интеллектуальной собственности не менее трех лет. На таких судей коллегии не распространяются общие требования, касающиеся прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена. Председатель, его заместители и судьи Верховного Суда назначаются Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания и исполняют свои обязанности бессрочно (п. 2 ст. 98 Конституции). Количество народных заседателей для Верховного Суда составляет 10 человек на одного судью. Их подбор осуществляется управлениями юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов сроком на пять лет на основании списков избирателей по выборам в местные или высшие органы власти из числа граждан, постоянно проживающих на территории района, города, области. Списки народных заседателей Верховного Суда утверждаются Президентом по представлению Председателя Верховного Суда.