Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:28, курсовая работа
Система валютного регулирования в России со времен СССР претерпела существенные изменения. В СССР она основывалась на монополии государства, которая заключалась в том, что права на совершение операций в валюте, включая само владение валютой, принадлежали исключительно государству. Все платежи и поступления в валюте осуществлялись в рамках валютного плана страны, а валюта как собственность государства продавалась и покупалась у советских организаций и граждан по фиксированному официальному курсу, установленному Госбанком СССР. Обращение валюты и валютных ценностей внутри страны, включая владение ими, преследовалось в уголовном порядке.
Введение 3
Причины необходимости создания эффективного валютного контроля 5
Компетенция таможенных органов в области валютного контроля 6
Место таможенных органов в системе органов и агентов валютного контроля РФ 7
Компетенция таможенных органов в области валютного контроля РФ 12
Организация контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров 14
Ответственность резидентов за нарушение предписаний валютного и таможенного законодательства 27
Ответственность за представление таможенному органу поддельной копии паспорта сделки 33
Уголовная ответственность должностных лиц 34
Заключение 36
Список литературы 37
Таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.
Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом применительно к таможенному контролю.
При выявлении таможенными органами Российской Федерации в ходе осуществления валютного контроля нарушений валютного законодательства Российской Федерации, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил, либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, лица несут ответственность в соответствии с Таможенным кодексом.
В
иных случаях ответственность за
нарушения валютного
Согласно Закону РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции", органы налоговой полиции имеют право пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством агентам валютного контроля. Статус налоговой полиции как правоохранительного органа может ввести в заблуждение относительно ее полномочий в сфере валютного контроля. Следует подчеркнуть, что налоговая полиция пользуется правом агента, а не органа валютного контроля, и, следовательно, она не имеет права применять меры ответственности за несоблюдение валютного законодательства. Однако, согласно п.8 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин", за незачисление валютной выручки от экспорта товаров на счета в уполномоченных банках предприятия подвергаются штрафу, налагаемому Государственной налоговой службой Российской Федерации (в настоящее время Министерство по налогам и сборам) или Инспекцией валютного контроля, в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка. Суммы штрафа поступают в федеральный бюджет Российской Федерации.
Некоторыми функциями и полномочиями обладают также Министерство финансов, Министерство торговли, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Гохран.
ТК России дано определение компетенции таможенных органов в области валютного контроля: "Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств".
Важным условием валютного контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности является перемещение через таможенную границу Российской Федерации предметов внешнеторговой деятельности – товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности.
Объектами валютного контроля для таможенных органов являются: перемещение через таможенную границу Российской Федерации валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также валютные операции, связанные с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.
В качестве субъектов валютного контроля выступают участники валютного рынка – физические и юридические лица, являющиеся резидентами и нерезидентами. Применительно к валютному контролю при экспорте товаров, субъектами являются участники внешнеэкономической деятельности – экспортеры и их контрагенты.
Все таможенные органы осуществляют функции валютного контроля в пределах своей компетенции (ст. 10 ТК России). С этой целью в их составе действуют специально созданные структурные подразделения:
Законодательное определение экспорта товаров дано в ст. 97 Таможенного кодекса Российской Федерации: «Экспорт товаров - таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию».
Перечень требования таможенного режима «экспорт товаров» установлен в ст. 98 Таможенного кодекса Российской Федерации, при этом указанный перечень не носит исчерпывающий характер, а диспозиция данной статьи носит не только описательный, но и бланкетный характер, так как: «экспорт товаров осуществляется при условии... выполнения других требований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства по таможенному делу».
Первым
ведомственным документом, разработанным
во исполнение Закона Российской Федерации
"О валютном регулировании и
валютном контроле" и Таможенного
кодекса Российской Федерации в
области валютного
Указанной
Инструкцией установлена
К актам законодательства по таможенному делу, устанавливающим требования, предъявляемые при экспорте товаров, относятся: Указ Президента Российской Федерации от 14.06.92 № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин», Указ Президента Российской Федерации от 30.12.91 № 335 «О формировании республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 году» и от 14.06.92 № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин», Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 06.03.93 № 205 «Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка», Инструкция от 12.10.93 Банка России № 19 и ГТК России № 01-20/10283 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» и ТК России.
Таким образом, законодательными актами Российской Федерации установлено не только требование об обязательном зачислении резидентами валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, но и конкретизировано это требование применительно к экспорту товаров.
В целях наиболее полной реализации данных положений ГТК России был издан ряд нормативных актов (в т.ч. Приказ ГТК России от 24.07.95 № 467), дающих разъяснения по применению действующих норм валютного и таможенного законодательства Российской Федерации и регламентирующих служебную деятельность должностных лиц таможенных органов Российской Федерации по данному вопросу.
В частности в п.1 Приказа ГТК России от 24.07.95 № 467 предписано исходить из того, что «...обязательное зачисление в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров в определенные законодательством сроки исполнения текущих валютных операций либо в сроки, определенные Центральным банком Российской Федерации для валютных операций, связанных с движением капитала (если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации), является требованием таможенного режима экспорта наряду с иными требованиями, установленными ст. 98 Таможенного кодекса Российской Федерации». При этом необходимо отметить, что Приказ ГТК России от 24.07.95 № 467 зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.08.95 № 923, законность его издания и регистрации подтверждена Верховным Судом РФ (Решение от 17.10.97 № ГКПИ 97-375).
Данная норма нашла свое подтверждение и в Указе Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» (п.7): «При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации по внешнеторговым сделкам (включая бартерные сделки) в соответствии с таможенным режимом экспорта, исходить из того, что обязательный ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, либо зачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке (если иное не предусмотрено настоящим Указом и иными актами законодательства Российской Федерации) является требованием таможенного режима экспорта товаров в соответствии со ст. 98 Таможенного кодекса Российской Федерации».
Валютно-экспортный контроль основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами, о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещения через российскую таможенную границу и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших за данный товар, и дате поступления валютной выручки (смотри Схему 1). Основой этого механизма является обязанность экспортера обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации.
Совместной
Инструкцией Банка России и
Государственного таможенного комитета
Российской Федерации от 12 октября
1993 г. № 19 и № 01-20/10283 (соответственно)
"О порядке осуществления
С
подписанием ПС экспортер принимает
на себя ответственность за полное
соответствие сведений, приведенных
в ПС, условиям контракта, на основании
которого был оформлен данный ПС, а
также за зачисление в полном объеме
и в установленные сроки выручки от экспорта
товаров по контракту, на основании которого
был составлен ПС (пункт 3.2 Инструкции).
Ярким примером действия валютного законодательства является арбитражная практика, подтверждающая, что зачисление экспортной валютной выручки на счет в уполномоченном банке является обязательным условием таможенного режима экспорта (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда (ВАС) РФ от 22.07.97 N 2045/97).
Акционерное общество "Барнаульский аппаратно-механический завод" обратилось в арбитражный суд Алтайского края с иском о признании недействительным постановления Алтайской таможни о взыскании штрафных санкций, предусмотренных ст. 273 Таможенного кодекса РФ за нарушение таможенного режима экспорта. Нарушение состояло в невыполнении обществом обязанностей по зачислению валютной выручки на счет в уполномоченном банке на территории РФ.
Решением суда исковые требования АО были удовлетворены. Однако постановлением апелляционной инстанции решение суда было отменено, а обществу в иске отказано.
В протесте заместителя Генерального прокурора РФ постановление апелляционной инстанции предлагалось отменить, а первоначальное решение суда оставить в силе. При этом в обоснование отмены опротестованных судебных актов заместитель Генерального прокурора РФ ссылался на то, что, согласно ст. 200 , 201 Таможенного кодекса РФ, ответственность за нарушение валютного законодательства может быть применена к лицу таможенным органом лишь в случаях, когда данное нарушение одновременно является и нарушением таможенных правил. Заметим, что, согласно ст. 201 ТК РФ, при выявлении таможенными органами в ходе таможенного контроля нарушений валютного законодательства Российской Федерации, являющихся одновременно и нарушениями таможенных правил, виновные лица несут ответственность в соответствии с ТК РФ.