Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:28, курсовая работа
Поскольку уголовно-правовое значение аффекта весьма велико для квалификации преступлений и справедливого назначения наказания данная тема является актуальной на сегодняшний день. Чем более глубоко будет изучен вопрос об особенностях совершения преступлений в состоянии аффекта, тем реже будут встречаться случаи неправильного применения уголовно-правовых норм. Учитывая смежный характер данной темы, она будет интересна не только для тех, кто изучает право, но и для тех, кто изучает психологию.
ВВЕДЕНИЕ
1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АФФЕКТА В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
1.Понятие аффекта и его признаки
2.Виды аффекта в уголовном праве
2.ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СОСТОЯНИИ АФФЕКТА ПО УК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.Убийство в состоянии аффекта
2.Причинение тяжких телесных повреждений в состоянии аффекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
В юридической психологии и психиатрии общепризнанным считается деление аффекта на физиологический и патологический.
Основное и наиболее существенное различие заключается, прежде всего, в степени их воздействия на сознание человека, переживающего аффект.
Физиологический аффект – это кратковременное внезапно возникшее расстройство (нарушение) психики, которое, не лишая лицо вменяемости, ограничивает его способность в полной мере сознавать значение совершаемых им действий или руководить ими.
На правовую оценку деяния, совершенного в состоянии аффекта, влияют два важных фактора:
- пониженная способность
лица сознавать фактический
- провоцирующее противоправное
или аморальное поведение
Сочетание этих обстоятельств существенно снижают общественную опасность содеянного и позволяют ограничить сферу уголовной ответственности[2, c. 95].
В уголовном праве
Физиологический аффект не является временным болезненным расстройством психики, его возникновение не связано с психическим заболеванием. К тому же, состояние физиологического аффекта сохраняет способность осознания собственного поведения. Поэтому лицо, совершившее преступление в состоянии физиологического аффекта, признается вменяемым и подлежит уголовной ответственности[12, c. 24].
Аффект подлежит медицинскому доказыванию. Диагностика этого феномена является одной из наиболее сложных в экспертной практике. Ретроспективность диагностики не позволяет обеспечить одно из главных условий экспертного исследования — его непосредственность. Ни один из экспертов, когда-либо диагностировавших физиологический аффект, непосредственно его не наблюдал. Поэтому диагноз устанавливается опосредованно через исследование описаний места преступления, характера травм и повреждений, показаний свидетелей, если таковые были, а чаще всего через воспроизведение произошедшего самим обвиняемым. Эти обстоятельства являются благоприятным условием, способствующим симуляции физиологического аффекта[12, с. 26].
Уголовная ответственность
лиц, совершивших общественно
Патологический аффект -
кратковременное болезненное
Патологический аффект приводит к истощению нервной системы, т.е. связан с огромным внутренним напряжением, значительной тратой сил. У лица появляется вялость, общая расслабленность, безразличное отношение к содеянному и окружающему, т.е. состояние близкое к прострации[12, c. 23].
Патологический аффект является
исключительным состоянием и довольно
редко встречается в судебно-
Психологическая часть экспертизы дает заключение о том, переживал ли исследуемый аффект, какой именно и какой степени. Психиатрическая часть экспертизы с учетом болезней обследуемого проводит дифференциальную диагностику, подтверждая или отвергая наличие у него патологического аффекта и констатируя наличие физиологического. В этой части экспертизы проводится медицинское обследование обвиняемого.
Основным элементом, характеризующим психику человека, является сознание. Именно эта категория и определяет юридическое значение расстройств психики. Качественное нарушение сознания — утрата лицом способности отдавать себе отчёт в своих действиях и руководить ими во время совершения общественно опасного деяния, исключает вину субъекта и является основанием для признания его судом невменяемым. Сохранность этой способности является предпосылкой вины и основанием для признания лица вменяемым.
Лица, совершившие преступления в состоянии патологического аффекта, признаются невменяемыми и ответственности за свои действия (бездействие) не несут. В этом случае к нему применяются принудительные меры медицинского характера[9, с. 20].
Понятие аффекта как уголовно-правовой категории гораздо уже, чем как явления психологического. Несовпадение этих явлений имеет место, поскольку:
а)поводы возникновения аффекта перечислены в ст. 31 УК – это противоправное или аморальное поведение потерпевшего; в психологии в этом качестве могут выступать любые стрессовые ситуации;
б) в уголовном праве понятие аффект включает в себя только физиологический аффект; в психологии -физиологический и патологический;
в) в уголовном праве аффект - это такое эмоциональное состояние, когда лицо не могло в полной мере сознавать значение своих действий или руководить ими; в психологии - не имеет значения, сознавало ли лицо характер своих действий полностью, частично либо не могло это делать вовсе[8, c. 212].
Из сказанного выше следует, что в науке выделяются физиологический и патологический аффекты, которые имеют свои признаки и особенности доказывания т.к. по-разному влияют на уголовную ответственность. Также следует разграничивать аффект как уголовно-правовое понятие и как психологическое.
Убийство как умышленное противоправное лишение жизни другого человека представляет наибольшую опасность для общества т. к. посягает на одно из основных прав человека – жизнь. Cтатья 141 Уголовного кодекса посвящается убийству в состоянии аффекта. Данный вид убийства является привилегированным (убийство при наличии смягчающих обстоятельств).
Для установления ответственности за такое преступление необходимо рассмотреть его состав.
Непосредственным объектом убийства в состоянии аффекта является жизнь человека как таковая. Преступное лишение жизни отсутствует, если деяние направлено против умершего или еще не начавшего жить человеческого существа.
С объективной
стороны данное преступление
имеет материальную конструкцию
и включает в себя: деяние,
общественно опасное
Поведения виновного лица при совершении убийства в состоянии аффекта является определенной реакцией на поведение потерпевшего. Поэтому для квалификации такого убийства необходимо установить наличие состояния физиологического аффекта и условий его возникновения и проявления.
Для квалификации убийства по ст. 141 УК необходимо наличие следующих условий:
Внезапность аффекта проявляется в том, что такое состояние следует за противоправным или аморальным поведением потерпевшего как ответная реакция на это. Внезапность аффекта признается и тогда, когда возникновение аффекта произошло через какой-то промежуток времени после деяния потерпевшего.
Поводом для наступления аффекта должны послужить противоправные или аморальные действия именно потерпевшего, а не третьих лиц, и именно в отношении виновного. Конкретный перечень поводов, способных вызвать состояние аффекта, установлен ст. 141 УК. Умышленное убийство в состоянии сильного душевного волнения, вызванного правомерными действиями в отношении виновного, невозможно квалифицировать по ст. 141 УК.
Убийство будет считаться совершенным в состоянии аффекта в случае, если виновный совершил преступление в этот непродолжительный период душевного волнения, до его окончания.
Умысел на убийство весьма тесно связан с состоянием аффекта, что дало основание в теории уголовного права именовать такой умысел «аффектированным». Он возникает внезапно, как и сам аффект и должен быть реализован незамедлительно[19, c. 9].
Выяснение вида умысла имеет принципиальное значение, так как он в особенности влияет на ответственность при установлении наказания.
Положение о том, что рассматриваемое
убийство совершается с аффектированным
умыслом, является в литературе общепризнанным.
Однако дискуссионным остается вопрос
о том, какой вид умысла характерен
для аффектированного убийства. Здесь
мнения ученых расходятся. Все позиции
по данному вопросу можно
Авторы первой точки зрения утверждают, что убийство в состоянии аффекта может быть совершено только с прямым аффектированным умыслом. В частности В.В. Сидоров утверждает, что виновный, находясь в состоянии аффекта, сознает общественную опасность деяния, прилагая определенное волевое усилие для выполнения каких-то преступных действий, не только предвидит, но и желает причинить потерпевшему вред. Иначе трудно объяснить поведение лица, совершающего преступление в состоянии аффекта. Суть, однако, в том, что этот вред не всегда конкретизируется относительно конечного результата посягательства на жизнь или здоровье потерпевшего[15, c. 82].
Вторая группа авторов
полагает, что рассматриваемое убийство
можно совершить только с косвенным,
но не с прямым умыслом. Такой точки
зрения придерживаются В.И. Ткаченко, который
считает, что «представление о цели
является, как известно, составной
частью такого волевого процесса, как
желание. И если при совершении деяния
в психике отсутствует
Третью позицию разделяют те ученые, которые полагают, что убийство в состоянии аффекта может быть совершено как с косвенным умыслом, так и с прямым. К ним относятся А.И. Рарога, С.В. Бородин и др.[7, с. 69].
Это толкование является наиболее предпочтительным в силу двух обстоятельств:
а) в законе нет никаких ограничений в отношении вида умысла;
б) в судебно-следственной практике допускается привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших это преступление как с одним, так и с другим видом этой формы вины[6, с.56].
Психическое состояние виновного не только влияет на умысел в момент совершения преступления, но и определяет мотив и цель аффектированного убийства. Мотив рассматриваемого преступления носит ситуационный, неустойчивый, скоротечный характер, возникает внезапно и тут же порождает умысел, оказывая существенное влияние на его динамику и реализацию.
Цель, как и мотив данного преступления, носит сугубо ситуационный характер. Виновный, находясь в состоянии аффекта, преследует цель – причинить вред обидчику, отомстить за причиненное ему зло, обиду. Такая преступная цель порождается непосредственно самим аффектом и под его воздействием[5, с. 23].
Особое правовое и психологическое значение в случае совершения преступления в состоянии аффекта имеет эмоциональное состояние. Для установления аффективного состояния виновного в момент совершения им убийства следует прибегать к помощи специалистов для диагностики состояния аффекта в рамках судебно-психологической экспертизы.
Субъектом рассматриваемого преступления может быть лицо, которое совершило общественно опасное деяние, при этом находящееся в момент совершения убийства в состоянии физиологического аффекта.
Возраст, с которого наступает уголовная ответственность за убийство в состоянии аффекта, определяется законом в 16 лет.
Информация о работе Уголовно-правовые последствия совершения преступления в состоянии аффекта