Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 14:11, курсовая работа
Поэтому целью нашей курсовой работы является глубокий и всесторонний уголовно-правовой анализ террористического акта как преступления против общественной безопасности.
Для реализации поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Рассмотреть объект террористического акта.
Проанализировать объективную сторону преступления в целом, а также значение каждой ее составляющей.
Изучить признаки субъективной стороны преступления.
Определить субъект данного преступления.
Раскрыть квалифицированные и особо квалифицированные виды террористического акта.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1.Анализ объективных признаков террористического акта………………..7
Глава 2. Анализ субъективных признаков террористического акта…………….15
Глава 3. Анализ квалифицированных и особо квалифицированных видов террористического акта…………………….………………………………………18
Глава 4. Анализ примечания к статье о террористическом акте………………...24
Глава 5. Отграничение террористического акта от смежных составов преступлений………………………………………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………………..32
Список использованных источников………………………………………………35
Форма и способ предупреждения
не имеют правового значения. Оно
может быть сделано письменно
или устно, по телефону, с использованием
третьих лиц и т.д. Но в этом
аспекте важно то обстоятельство,
что виновный должен быть уверен в
доставлении сообщения
И еще одно условие, установленное рассматриваемой нормой, - предотвращение акта терроризма. Это условие означает, что предупреждение, сведения, представленные лицом, участвовавшим в подготовке террористического акта, оказались полезными и позволили не допустить совершения указанного акта. Таким образом, предотвращение террористического акта следует понимать не как процесс, а как положительный результат действий лица. В противном случае, если, несмотря на усилия лица, акт терроризма был совершен, речь может идти лишь о смягчении наказания. Кроме того, освобождение от уголовной ответственности возможно при одновременном наличии еще одного условия - в действиях лица не должно быть иного состава преступления. Если же в них содержится состав иного преступления (незаконное приобретение оружия для совершения террористического акта и др.), то лицо, их совершившее, несет уголовную ответственность по соответствующим статьям УК, несмотря на то, что оно освобождается от ответственности за террористический акт.
Также принципиальное значение имеет решение вопроса о правовых последствиях добросовестной, но неудачной попытки предотвращения террористического акта. Представляется, что если лицо совершило все необходимые в конкретной обстановке действия, но по причинам, от него не зависящим (недостаточная квалификация саперов или их отсутствие на момент разминирования, неблагоприятные погодные условия и т.п.), предотвратить террористический акт не удалось, на данное лицо должно распространяться действие примечания к ст. 205 УК РФ. Если же при этом в действиях лица имеет место состав иного преступления (например, хищение взрывчатых веществ), такое лицо освобождается от ответственности по ст. 205, но подлежит наказанию по ст.226 УК РФ.
Таким образом, проанализировав примечание к ст. 205 УК РФ, мы пришли к выводу о том, что даже при намерении лица совершить такое особо тяжкое преступление, как террористический акт возможно освобождение лица от уголовной ответственности при исполнении им обязательных, конкретно указанных в примечании условий. Однако при работе над главой возникла спорная ситуация по вопросу объема применения содержания примечания. По этому поводу мы однозначно придерживаемся позиции о том, что примечание может и должно распространяться на всех лиц, причастных к совершению террористического акта.
ГЛАВА 5. ОТГРАНИЧЕНИЕ ТЕРРРИСТИЧЕСКОГО АКТА ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Изучая проблему уголовно-правового анализа террористического акта нельзя не остановиться на вопросах разграничения теракта и смежных с ним преступлений. На практике определенные трудности представляет разграничение теракта от убийства при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ), от заведомо ложного сообщения об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), от бандитизма (ст. 209 УК РФ), от диверсии (ст. 281 УК РФ), от насильственного захвата власти или насильственного удержания власти (ст.278 УК РФ). Считаем необходимым подробнее остановиться на сравнении и выявлении различий каждого состава преступления с террористическим актом.
Отграничение террористического акта от убийства при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ). Наиболее сложным представляется разграничение терроризма с убийством лица или его близких, в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга (п. «б»), совершенным общеопасным способом (п. «е»), с убийством по мотиву политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды (п. «л»), либо по мотиву кровной мести (п. «е.1»). Представляется, что разграничение составов в случаях, когда лишаются жизни лица, выполняющие свой служебный или общественный долг, следует искать в субъективной стороне содеянного, а именно – в цели совершаемых действий, создающих опасность гибели людей, в том числе путем взрыва, поджога и иных подобных действий. Так, при терроризме действия совершаются с целью нарушения общественной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие решений органами власти. Взрыв, поджог и сопряженное с ними убийство человека используются лишь как средство достижения таких целей и адресуются обществу в целом. В то время как при убийстве, попадающем под п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ, цель – отомстить конкретному человеку или его близким, или воспрепятствовать его законной деятельности. При терроризме же выбор жертвы не определен.
Отграничение
Отграничение терроризма от бандитизма (ст.209 УК РФ). Основными разграничивающими признаками этих преступлений выступают элементы объективной стороны и цели совершения преступлений. Обязательный признак объективной стороны бандитизма – создание устойчивой вооруженной группы из двух и более лиц, заранее объединившихся для нападения на граждан или организации (банды). При террористическом акте создание террористической группировки – лишь подготовление к квалифицированному терроризму, а террористический акт, совершенный организованной группой, - квалифицированный теракт. Нападение – основное общественно опасное действие бандформирований. Терроризм не связан с насилием над конкретными людьми и представителями государственных и общественный организаций, он, скорее, представляет собой “рассеянную” угрозу или опасность всему населению, обществу. Вооруженность – обязательный признак бандитизма, в то время как при террористическом акте возможны действия, не связанные с наличием или применением оружия. Но главное различие между терактом и бандитизмом – в целях этих преступлений. Целями бандитских нападений являются различные корыстные интересы, завладение имуществом, оружием, наркотиками, запугивание, “обложение данью” предпринимателей и т.п. Цель терроризма – устрашение населения, оказание воздействия на властные органы, т.е. это скорее идеологические цели.
Отграничение терроризма от диверсии (ст. 281 УК РФ). По законодательной обрисовке действия диверсии сильно совпадают с террористическим актом. Но, если в статье, говорящей о диверсии, дан исчерпывающий перечень преступных действий, то к теракту, кроме названных непосредственно в ст. 205 УК РФ, относятся еще самые разнообразные иные действия. Во-вторых, целью диверсии является само уничтожение или повреждение материальных объектов, чтобы непосредственно таким путем подорвать мощь, экономическую безопасность и обороноспособность государства. Если при террористическом акте совершение взрывов, поджогов и иных действий сопряжено с запугиванием населения в широком смысле этого слова, то при диверсии виновное лицо ставит перед собой задачу иного содержания – причинить вред государству как форме организации общества, и главное - не столько физический, сколько материальный и организационный вред. Кроме того, существенным разграничивающим признаком является демонстративность, ультимативность действий при терроризме. Различие между рассматриваемыми преступлениями состоит и в объекте посягательства: общественная безопасность при терроризме и экономическая безопасность России при диверсии.
Необходимо отличать состав террористического акта и от насильственного захвата власти или насильственного удержания власти (ст. 278 УК РФ). Грань между ними нужно проводить одновременно по нескольким признакам. Во-первых, по объекту: насильственный захват власти или насильственное удержание власти посягает на конституционные основы осуществления государственной власти в РФ, в то время как объектом террористического акта являются основы общественной безопасности. Во-вторых, эти преступления различаются по характеру совершаемых действий. Так, действия направленные на насильственный захват или насильственное удержание власти, а равно на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, которые образуют объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 278 УК РФ, далеко не всегда носят общеопасный характер и грозят гибелью человека, причинением значительного имущественного ущерба или наступлением иных тяжких последствий, что является неотъемлемой характеристикой террористического акта. В-третьих, по цели совершения рассматриваемых деяний. Если террористический акт совершается с целью воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями, то насильственный захват власти или насильственное удержание власти имеет совсем иные цели – захват государственной власти, ее незаконное удержание или изменение конституционного строя РФ. И, в-четвертых, преступления различаются по субъекту. Действия, направленные на насильственный захват власти или ее насильственное удержание, как правило, совершаются не фанатично настроенными лицами, выступающими против государства или общества в целом, что характерно для террористического акта, а оппозицией официальной власти, которая имеет прочную материальную и социальную базу и готова вступить в открытую борьбу за власть.
Таким образом, рассмотрев все отграничивающие признаки состава террористического акта от смежных с ним преступлений, мы сделали вывод о том, что теракт по различным основаниям сходен со многими иными преступлениями, как непосредственно входящими наряду с ним в 24 главу - преступления против общественной безопасности и общественного порядка (ст. 207, 209 УК РФ), так и в другие: главу 16 – преступления против жизни и здоровья (ч. 2 ст. 105 УК РФ), главу 29 – преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. 281, ст. 278 УК РФ). Но самым важным выводом, сделанным при работе над данной главой, является суждение о том, что от любого из перечисленных преступлений террористический акт имеет принципиальное отличие по какому-либо элементу состава преступления. Это имеет главенствующее значение для правильной квалификации совершенного общественно опасного деяния и является залогом успешного осуществления задач и принципов уголовного права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Терроризм – это один из наиболее разрушительных для государства и общества элементов преступности. Он оказывает негативное воздействие на развитие других составляющих преступности. Он влияет на политические, экономические, социальные, морально-психологические, социокультурные процессы в обществе. К тому же современный терроризм обладает огромными финансовыми и экономическими возможностями, не контролируемыми ни государством, ни обществом. Он имеет собственную систему внутреннего управления и противодействия государству в интересах достижения политических, экономических и иных целей. Поэтому свое исследование мы посвятили подробному и глубокому уголовно-правовому анализу террористического акта как преступления против общественной безопасности.
И в результате решения задач, означенных во введении, мы можем подвести общий итог всей проделанной работы и выразить его в следующих положениях, касающихся уголовно-правовой характеристики террористического акта:
Во-первых, террористические действия могут быть разнообразными – определяются открытым перечнем возможных действий, но для всех них необходимо наличие двух общих элементов: 1) они направлены на подрыв государственной власти и, в более широком смысле, общественной безопасности, правопорядка в целом; 2) создают у населения чувство страха и беспомощности, возникающие под влиянием организованного и жестокого насилия террористов.
Во-вторых, террористический акт может быть совершен любыми лицами, достигшими 14-летнего возраста, если у них сформировался преступный мысленный результат (цель), к которому они стремились, совершая преступления именно в форме прямого умысла вины.
В-третьих, виды террористических актов разграничиваются по степени общественной опасности и помимо основного состава выделяют также квалифицированные и особо квалифицированные виды преступления. В ст. 205 УК РФ перечисляются 5 дополнительных обстоятельств, при наличии которых закон повышает меру наказания в сравнении с простым составом террористического акта.
В-четвертых, проявление принципов гуманизма и справедливости, свойственных российскому уголовному праву (ст. 6 и 7 УК РФ) отражается в возможности освобождения от уголовной ответственности лица, участвовавшего в подготовке террористического акта при наличии обязательных для этого условий.
В-пятых, в целях установления тождества между юридическими признаками реального общественно опасного деяния и признаками, с помощью которых законодатель в норме Особенной части УК сконструировал состав данного преступления, создал его законодательную модель необходимо правильно квалифицировать преступления. А прийти к обоснованной, точной и полной квалификации террористического акта можно только путем отграничения данного преступления от сходных составов преступлений: от убийства при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ), от заведомо ложного сообщения об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), от бандитизма (ст. 209 УК РФ), от диверсии (ст. 281 УК РФ), от насильственного захвата власти или насильственного удержания власти (ст.278 УК РФ).
В заключении нашей курсовой работы, проведя глубокий уголовно-правовой анализ террористического акта и выявив некоторые пробелы и изъяны права в данной области, нам хотелось бы сделать конкретные выводы по изменению данной статьи с целью ее усовершенствования и лучшего ее использования в будущем:
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет.
Такой подход будет отвечать принципу справедливости уголовного права, согласно которому наказание должно соответствовать степени общественной опасности и наступившим последствиям.
Информация о работе Уголовно-правовой анализ террористического акта