Уголовно-правовая характеристика торговли людьми и использования рабского труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексное рассмотрение уголовно-правовых и социальных аспектов торговли людьми и использования рабского труда, вопросов понятия, видов и общих положений торговли людьми и использования рабского труда, а также формированием на этой основе предложений организационно-правового характера, предупреждающих этот состав преступления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ 6
1. Понятие и общая характеристика преступлений против свободы личности 6
2. История развития российского законодательства о преступлениях против свободы личности 8
3. Торговля людьми и использование рабского труда как преступления против личной свободы 15
II. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБСКОГО ТРУДА 22
1. Объект, объективная сторона торговли людьми и использования рабского труда 22
2. Субъект, субъективная сторона торговли людьми и использования рабского труда 27
3. Торговля людьми и использование рабского труда: современное состояние и меры по законодательному урегулированию 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по уголовному праву.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

     В решение проблем для противодействия  рабству в России активную роль играют неправительственные организации и общественные центры оказания помощи жертвам торговли людьми. В первую очередь, это неправительственные организации, действующие в Приморском и Хабаровском краях, Калининградской области. Центр помощи пострадавшим от сексуального насилия «Сестры» (г. Москва), Коалиция «Ангел» (г. Москва), Центр против насилия и торговли людьми (г. Пермь), Байкальский центр правовых реформ (Иркутская область).

       Свою  деятельность по предотвращению такого явления осуществляют международные  негосударственные организации, правительства многих государств мира.

       Одними  из первых превентивную работу в этой области начали неправительственные  организации. В конце 1980-х г.г. в  Нидерландах был создан Фонд против торговли женщинами. Эта организация  в 1995 году инициировала вместе с неправительственными организациями международную программу «Ла Страда» - «Предотвращение торговли женщинами в странах Центральной и Восточной Европы». Основные направления деятельности международной программы «Ла Страда»40:

       - помощь пострадавшим от торговли людьми;

       - организация работы «горячей  лини»;

       - проведение исследований по проблемам  насилия в отношении женщин;

       - экспертиза законодательных актов,  которые регулируют положение  женщин в стране;

       - ведение просветительной деятельности  среди молодежи по проблемам женских прав и предотвращения торговли женщинами и иным видам насилия;

       - работа со средствами массовой  информации, распространение информации  по проблеме;

       - издание материалов, бюллетеней, листовок  по проблеме предотвращения торговли  женщинами и их распространение;

       - проведение семинаров, рабочих  секций, конференций;

       - сотрудничество с государственными  структурами с целью формирования  национальной программы действий  по предотвращению торговли женщинами;

       - сотрудничество с посольствами  иностранных государств в стране и национальными посольствами за границей, сотрудничество с правительственными и неправительственными организациями в стране и за границей с целью предотвращения торговли женщинами и помощи жертвам нелегальной торговли.

      Торговля  людьми и использование рабского труда - недопустимые общественные явления, которым необходимо решительно противостоять. Борьба с ними требует активности и инициативы, как на государственном, так и на международном уровне, а также отработки эффективных механизмов реального противодействия.

      Нет сомнения в том, что тщательно  проработанная законодательная  база противодействия торговле людьми и использованию рабского труда, на основе которой государственными органами, правоохранительной системой с опорой неправительственных организаций должен осуществляться комплекс мер в борьбе с этим уродливым явлением XXI века, эффективное использование в этих целях средств массовой информации, способны переломить существующую в цивилизованном мире порочную практику рабовладельчества во всех его проявлениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Рассмотрев  особенности торговли людьми и использования рабского труда, как преступлений против личной свободы, мы можем сделать следующие выводы.

     В соответствии с международными договорами России в УК РФ включена такая норма о преступлении против свободы человека, как торговля людьми и использование рабского труда. Необходимость криминализации этого деяния обусловлена рядом обстоятельств.

     Во-первых, Россия взяла на себя обязательства  установить преступность данных деяний в силу подписанных международных договоров.

       Во-вторых, неоспорим факт того, что торговля людьми и использование рабского труда приобрели в последнее время угрожающие масштабы.

       Непосредственным  объектом торговли людьми и использования рабского труда является интерес обеспечения личной свободы человека. Так как личная свобода присуща любому человеку, то потерпевшим от этих преступлений может быть любое лицо, независимо от возраста, психического состояния и прочих личностных характеристик. При этом личная свобода как естественное право любого человека включает в себя целый ряд других правоохраняемых интересов - в частности, права на неприкосновенность частной жизни, честь, достоинство. Действительно, можно утверждать, что любой акт торговли людьми и использования рабского труда наносит вред перечисленным объектам.

     Объективная сторона торговли людьми и использования рабского труда состоит в извлечении виновным выгод (в первую очередь - материального характера). Объективная сторона торговли людьми предполагает осуществление действий  купли-продажи и иных сделок с человеком, а также действий, способствующих или обеспечивающих его эксплуатацию (вербовка, перевозка, укрывательство, передача, получение). Обязательным признаком объективной стороны этого преступления является отсутствие у потерпевшего возможности отказаться от выполнения работ и услуг, которые использует виновный.

     Субъект этих преступлений - общий.

     Субъективная  сторона торговли людьми и использования рабского труда состоит в прямом умысле виновного. При этом, не смотря на отсутствие прямого указания в УК РФ, действия виновного, как правило, характеризуются целью извлечения материальной или иной личной выгоды от торговли людьми и использования рабского труда.

     Понимание квалифицированных и особо квалифицированных признаков торговли людьми и использования рабского руда  аналогично таковым для других преступлений против свободы личности.

     Торговля  людьми и использование рабского труда стало самой быстроразвивающейся и очень прибыльной деятельностью для транснациональной организованной преступности.

     Поэтому необходимо предпринять меры, которые бы позволили защитить потенциальных жертв данных преступлений, особенно, женщин и детей в «поставляющих» странах и сократить рынок услуг в «принимающих» странах Северной Америки, Азии и Европы. Наряду с тем, что рыночная экономика имеет массу положительных аспектов, повышает мобильность и дает больше возможностей в наш век глобализации, она влечет за собой распространение организованной преступности, высокие человеческие и социальные затраты – все это слишком высокая цена для многих слаборазвитых стран, неспособных полноценно конкурировать на общемировом рынке.

     Для эффективной борьбы с торговлей людьми и использованием рабского труда необходимо создание всесторонней транснациональной стратегии. Она должна включать в себя способы защиты от криминалитета, эффективную систему расследования и привлечения к ответственности за эти преступления, и, в первую очередь, правовое обеспечение жертв этих преступлений, которые остаются за рубежом как нелегальные мигранты без всяких прав.

      Торговля  людьми и рабство в настоящее время в России – не элементарный рудимент прошедших исторических эпох и не простой признак культурного и экономического неблагополучия. Это явное свидетельство распада государства и глубокой болезни общества, симптом неизбежной деградации социальных и экономических отношений в условиях рыночной стихии к наиболее архаичным формам. Конечно, при таких обстоятельствах невозможно говорить о существовании и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Напротив, налицо явно и ярко выраженный личностный, общественный и государственный регресс.

      Следует отметить, что центральное правительство  России явно активизировало свои усилия и участие в решении проблемы торговли людьми. Правительство должно продолжить такие действия путем незамедлительной реализации защиты жертв торговли, включая иностранные жертвы в России, и сосредоточив профилактику на уязвимых группах. Правительство также должно заметно активизировать свои усилия по искоренению официального пособничества торговцам людьми.

      Только совместными действиями государства, признающего приоритет личности, и неправительственных организаций, осуществляющих контроль за деятельностью государства с целью повышения эффективности его работы в защите прав человека и активизации личностного фактора, можно решить обозначенные проблемы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 
       
  1. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах»// [Электронный ресурс]// Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»
  2. Конституция Российской Федерации ((принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)) [Электронный ресурс]// Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) /ред. от 04.05.2011/[Электронный ресурс]// Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) /[Электронный ресурс]// Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»
  5. Закон РФ от 29 апреля 1993 г., Уголовный кодекс РСФСР (утвержден ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) [Электронный ресурс]// Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»
  6. Закон РФ от 07 марта 1995 года, Уголовный кодекс РСФСР (утвержден ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) [Электронный ресурс]// Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»
  7. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (с изм. и доп. от 11 марта 2004 г.)// [Электронный ресурс]// Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»
  8. Федеральный закон от 20 августа 2004 N 119-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (принят ГД ФС РФ 31.07.2004) (ред. от 28 декабря 2010 г.)// [Электронный ресурс]// Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»
  9. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 июля 1987 г., Уголовный кодекс РСФСР (утвержден ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996)// [Электронный ресурс]// Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»
  10. Выступление М. Тейлора - главного координатора Бюро Госдепартамента по мониторингу и борьбе с торговлей людьми - 19 июля 2007 г. в Государственном департаменте США на конференции «Защита защитников», предназначенной для сотрудников правительственных учреждений и неправительственных организаций, занимающихся вопросами демократии, прав человека и труда // Бюро международных информационных программ Государственного департамента США // http://usinfo.state.gov/russian.
  11. Доклад Государственного департамента США о торговле людьми за 2007 год // Бюро международных информационных программ Государственного департамента США // http://usinfo.state.gov/russian.
  12. Доклад Государственного департамента США о торговле людьми за 2007 год // Бюро международных информационных программ Государственного департамента США // http://usinfo.state.gov/russian.
  13. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. ЛГУ, 1969. С. 276.
  14. Иващенко В.А. Уголовно-правовые аспекты борьбы с использованием рабского труда. Киев, 2000. С. 49-50.
  15. История государства и права России / Под ред. В.Е. Руднева. М., 1997. С. 110.
  16. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1999.
  17. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/ Отв. ред. А.И. Рарог./ «Проспект», 2004.
  18. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (2-е издание, исправленное, переработанное и дополненное) (под ред. А.И. Чучаева) ("КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2010, [Электронный ресурс]// Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»
  19. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (Бриллиантов А.В., Долженкова Г.Д., Иванова Я.Е. и др.) (под ред. А.В. Бриллиантова)/«Проспект», 2010, [Электронный ресурс]// Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»
  20. Курченко В. Использование рабского труда в теории и судебной практике // Российская Юстиция. – 2004. - № 9.
  21. Предотвращение использования рабского труда. Учеб. пособие / Под ред. О.Г. Горбунова, Е. Б. Левченко, Б.В. Лизогуб. М., 2001. С. 85.
  22. Преступление и наказание. Комментарий к проекту уголовного кодекса России. М., 1993. С. 194; Новое уголовное право России. Особенная часть. Учебное пособие. М., 1996. С. 191.
  23. Уголовное право России. Учебник/Отв. ред. Кругликов Л.Л. М., Из-во БЕК, 2000. С. 184.
  24. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник (2-е издание, исправленное и дополненное) (под ред. В.П. Ревина)/ «Юстицинформ», 2009/ [Электронный ресурс]// Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»
  25. Статья: Миграционная безопасность в контексте противодействия торговле людьми и рабству: криминологический аспект Никитенко И.В./«Российский следователь», 2010, N 2.// [Электронный ресурс]// Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»
  26. Статья: Торговля людьми как вид транснациональной преступности (Кубов Р.Х.)/«Российский следователь», 2008, N 1// [Электронный ресурс]// Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»
  27. Статья: Вопросы криминологической характеристики торговли людьми и использования рабского труда (Полянская Е.М.)/«Общество и право», 2009, N 5// [Электронный ресурс]// Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»
  28. Статья: Объективная сторона - один из важнейших признаков состава преступления - торговли людьми (Егорова Л.Ю.)/ Российский следователь/ 2005, N 3/ [Электронный ресурс]// Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»
  29. Статья: Международная защита прав трудящихся-мигрантов (Овсюк А.М.)/«Юрист-международник», 2008, N 2// [Электронный ресурс]// Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»
  30. Статья: К вопросу о противодействии торговле людьми (исторический анализ явлений) (Торбин Ю.Г., Арутюнов Г.К.) /«Миграционное право», 2009, N 4/ [Электронный ресурс]// Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»
  31. Статья: Актуальные вопросы квалификации использования рабского труда (Галахова А., Акимова Ю.) / «Уголовное право», 2007, N 4/ [Электронный ресурс]// Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»
  32. Судебная практика/Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 09.12.2009 N 299п09// [Электронный ресурс]// Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика торговли людьми и использования рабского труда