Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:31, курсовая работа
Целью работы является комплексное рассмотрение уголовно-правовых и социальных аспектов торговли людьми и использования рабского труда, вопросов понятия, видов и общих положений торговли людьми и использования рабского труда, а также формированием на этой основе предложений организационно-правового характера, предупреждающих этот состав преступления. Соответственно целям исследования устанавливаются следующие задачи:1) определить понятие и признаки торговли людьми и использования рабского труда;
Введение3
I глава.Преступления против свободы личности
§1. Понятие и общая характеристика преступлений против свободы личности
§2. История развития российского законодательства о преступлениях против свободы личности
§3. Торговля людьми и использование рабского труда как преступления против личной свободы
II глава.Уголовно-правовой анализ торговли людьми и использования рабского труда1
§1. Объект, объективная сторона торговли людьми и использования рабского труда1
§2. Субъект, субъективная сторона торговли людьми и использования рабского труда5
§3. Торговля людьми и использование рабского труда: современное состояние и меры по законодательному урегулированию7
Заключение
Список использованных источников литературы 38
Уголовный кодекс 1922 года конкретизировал систему посягательств против личной свободы, посвятив этому четыре состава преступлений[6]. Это – «Насильственное незаконное лишение кого-либо свободы, совершенное путем задержания или помещения его в каком-либо месте» (ст. 159); «Лишение свободы способом, опасным для жизни или здоровья лишенного свободы или сопровождавшееся для него мучениями» (ст. 160); «Помещение в больницу для душевнобольных заведомо здорового лица из корыстных или иных личных видов» (ст. 161); «Похищение, сокрытие или подмен чужого ребенка с корыстной целью, из мести или иных личных видов» (ст. 162).[7]
Названные выше составы преступлений против личной свободы сохранились в Уголовном кодексе 1926 года. В нем аналогично решался вопрос в отношении анализируемых посягательств (ст. 147, 148, 149) , с той лишь разницей, что лишение свободы способом, опасным для жизни или здоровья потерпевшего или сопровождавшимся причинением ему физических страданий, было не самостоятельным преступлением, как в Кодексе 1922 года, а квалифицированным признаком основного состава насильственного незаконного лишения свободы (ч. 2 ст. 147)[8].
Уголовный кодекс 1960 года в первоначальной редакции устанавливал еще более узкий перечень преступлений, посягающих на личную свободу[9]. К ним было отнесено всего два состава : незаконное лишение свободы, в том числе совершенное способом, опасным для жизни и здоровья потерпевшего (ч. 1 и ч. 2 ст. 126) , и подмен ребенка из корыстных или иных низменных побуждений (ст. 125 УК). В течение всего времени действия УК 1960 года в него вносились определенные изменения, обусловленные разными причинами, в том числе и социальной обусловленностью каких-либо деяний. Такие изменения были внесены в группу преступлений против личной свободы в разное время.
В 1988 году в Кодекс была введена ст. 1272, устанавливающая ответственность за незаконное помещение в психиатрическую больницу заведомо психически здорового лица[10]. Появление этой статьи связано с протестами международных организаций против нарушений прав человека в России в отношении диссидентов и иных инакомыслящих лиц, к которым применялись методы психиатрии в репрессивных целях. Следует заметить, что ответственность за подобные действия предусматривалась в Уголовном уложении 1903 года и в Уголовных кодексах 1922 и 1926 гг. Лишь с 1960 и до 1988 года такой ответственности законодательство России не содержало.
В 1987 году в Уголовный кодекс 1960 года был введен состав захвата заложников (ст. 1261)[11], в 1993 году установлена ответственность за похищение человека (ст. 1251)[12], а в 1995 году установлена ответственность за торговлю несовершеннолетними (ст. 1272)[13]. В процессе подготовки УК 1996 года (в частности, в одном из последних проектов,) состав захвата заложников включили в раздел «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка»[14], что, с точки зрения более высокой степени общественной опасности этого деяния, является правильным, поскольку при захвате заложника ущерб причиняется не отдельной личности (как в преступлениях против свободы), а неопределенно широкому кругу общественных отношений: безопасности личности, сохранности имущества, нормальной деятельности государственных и общественных организаций и др.
В 2003 году, наконец, произошли долгожданные изменения в российском законодательстве, в него введены нормы, обеспечивающие работу правоохранительных органов по противодействию современным формам рабства и торговли людьми.
Проект закона «О противодействии торговле людьми» в 2002 г. начала готовить рабочая группа под руководством зам председателя Комитета Государственной Думы по законодательству Елены Мизулиной. В создании законопроекта принимали участие специалисты из МВД, МИДа, Минюста, Минтруда, Федеральной пограничной службы, представители общественных кризисных центров. Разработчиками был учтен иностранный опыт (к 2003 г. законы о противодействии торговле людьми и защите прав пострадавших приняты в Бельгии, Болгарии, Германии, Италии, Нидерландах, США, Таиланде, Украине, и др. странах), проект получил положительную оценку специалистов, в том числе экспертов ОБСЕ.
Импульсами к законодательной работе становились международные договоренности, в которые входила Россия, в 2000 г. - Конвенция ООН о транснациональной организованной преступности и дополняющие ее два протокола о борьбе с контрабандой людей и о противодействии торговле людьми; в 2003 г. - Конвенция МОТ «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда».
В феврале 2003 году проект (прошедший к этому времени уже четыре редакции) был представлен на парламентские слушания в Государственной Думе.
В законопроекте было сформулировано определение «жертвы торговли людьми». Жертвой признается лицо, которое «завербовано, перевезено, передано, продано и удерживается с применением физического и психического насилия либо с угрозой его применения». Другое ключевое понятие законопроекта – «эксплуатация», под которой авторы понимают «принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние», а также «извлечение органов и тканей человека»[15].
Жертвам предоставляются государственные гарантии безопасности при условии сотрудничества со следствием, а также социальная реабилитация за счет бюджетных средств. Если жертвы виновны в совершении нетяжких преступлений, они освобождаются от ответственности за них.
В проекте предполагалось внести в Уголовный кодекс семь новых составов преступлений, направленных против работорговли. В ст. 127 вводилась ответственность за :
1) торговлю людьми,
2) разглашение конфиденциальных сведений о жертве торговли людьми,
3) использование рабского труда,
4) долговую кабалу,
5) незаконные действия с документами в целях торговли людьми (манипуляции с паспортами, как отмечалось в предыдущих докладах, – один из эффективнейших инструментов для принуждения к современному рабству в России),
6) вербовку людей в целях эксплуатации,
7) подделку, изготовление и сбыт поддельных документов (разрешений на въезд-выезд из страны, миграционных карт и разрешений на работу) в целях торговли людьми.
Критериями отнесения конкретного действия к торговле людьми, согласно законопроекту, являлись наличие умысла и корыстных побуждений при совершении действий, нарушающих права человека, а именно:
а) применение физического и психического насилия или угрозы;
б) изъятие у лица, ставшего жертвой торговли людьми, документа, удостоверяющего личность;
в) вовлечение в долговую кабалу;
г) принуждение к труду;
д) ограничение свободы передвижения;
е) обман или злоупотребление доверием.
Согласие жертвы не должно приниматься во внимание при отнесении конкретного действия к торговле людьми в случае, если была применена любая из форм эксплуатации.
Противодействие торговле людьми, согласно законопроекту, вменялось в обязанность девяти федеральным ведомствам: МВД отвечает за выявление и пресечение торговли людьми на территории России; Генеральная прокуратура должна осуществлять надзор за расследованием соответствующих уголовных дел; ФСБ – выявлять связи торговцев живым товаром с международными террористическими организациями; охранять от торговцев людьми государственную границу предусматривалось поручить таможенникам, МИД – должен защищать права граждан, находящихся за рубежом и ставших жертвами торговли людьми, а Минтруда - готовить предложения по оказанию помощи жертвам торговли людьми и созданию специальных учреждений по их реабилитации. Ряд вспомогательных функций получили также Минздрав и Минобразования.
Координировать деятельность этих органов должна была, по мысли авторов законопроекта, федеральная комиссия, создаваемая Президентом РФ. К ее компетенции были отнесены: сбор и анализ информации о торговле людьми в России, а также организация кампаний «по повышению осведомленности населения о проблемах торговли людьми»; подготовка ежегодного доклада о состоянии дел в подведомственной ей сфере Президенту, парламенту, правительству и Уполномоченному по правам человека.
Законопроект был отложен и находился в Главном административно-правовом управлении администрации президента. Ситуация изменилась после того, как Президент РФ выступил с инициативой внести изменения в некоторые положения УК. В октябре 2003 г. администрация Президента внесла в Государственную Думу поправки к кодексу, направленные на ужесточение ответственности за торговлю людьми
Поправки Президента в УК РФ предусматривали введение новых статей: «Торговля людьми», «Использование рабского труда». Эти поправки, по свидетельству Татьяны Холшевниковой (координатор рабочей группы по подготовке законопроекта), представляют собой «предваряющие законопроекты» – элементы созданного группой «большого» законопроекта. Президентская инициатива была поддержана Государственной Думой, она в третьем чтении приняла предложенные поправки к Уголовному кодексу, а Совет Федерации утвердил внесение в УК двух новых статей 127.1 и 127.2: «Торговля людьми» и «Использование рабского труда».
8 декабря 2003 года Президент РФ подписал закон о внесении поправок в Уголовный кодекс РФ утвержденный 13 июня1996 года N 63-ФЗ[16].
Тем самым впервые в российское уголовное право введены понятия «рабский труд», «торговля людьми», «эксплуатация», «изъятие у потерпевшего органов или тканей». В сравнении с обсуждавшимся законопроектом несколько изменилась (в сторону ужесточения) система санкций – не предусмотрены штрафы. Отнесение работорговли к категории тяжких преступлений дает возможность производить по этим делам оперативно-розыскные мероприятия.
До 2011 года в статьи 1271 и 1272: «Торговля людьми» и «Использование рабского труда» был внесен ряд дополнений и изменений, уточняющих их применение.
Торговля людьми представляет собой современную форму рабства, работорговлю нового типа, масштабы которой глобальны. Торговля людьми - многогранная угроза. Она отнимает у людей их права и свободы, повышает риск для их здоровья во всем мире и способствует росту организованной преступности[17]. В материалах XX Конгресса ООН (апрель 2000 г.), посвященного проблемам преступности, отмечалось, что торговля людьми в мире имеет выраженную тенденцию к росту. [18] Существует широкий диапазон оценок характера и масштабов современного рабства.
Торговля людьми, представленная в таких огромных масштабах, это своего рода изнанка глобализации. Нарастание разрыва благосостояния граждан тех стран , которые относятся к ядру современной экономической микросистемы, и тех стран, которые находятся на ее периферии, явление современного мира, которое активирует миграционные процессы. Такие страны, как Иордания и Объединенные Арабские Эмираты, практически полностью формируют свою трудовую сферу работниками-мигрантами. Среди факторов притока жертв в систему торговли людьми следует также назвать бедность, привлекательность предполагаемого высокого уровня жизни в других местах, отсутствие возможностей для трудоустройства, коррупция в государственных и частных структурах, организованная преступность, насилие против женщин и детей, дискриминация женщин, политическая нестабильность и вооруженные конфликты.[19] Используя сложную экономическую ситуацию в странах, высокий уровень безработицы и правовое несовершенство защиты граждан государств, нечистые на руку дельцы организовали уголовный бизнес – приглашение граждан работать за границей, где они подвергаются жестокой эксплуатации, зарабатывая мизерные деньги себе и тысячи для организаторов этого бизнеса. Экспорт «живого товара» осуществляется в Турцию, Италию, Испанию, Германию, Балканские страны, Венгрию, Чехию, Грецию, Россию, Арабские Эмираты, Израиль, Соединенные Штаты, в Скандинавию и прочие страны. Мужчин эксплуатируют в качестве строителей, шахтеров, женщин - как домохозяек, швей, посудомоек. Но кроме обычной эксплуатации, женщины соприкасаются еще с эксплуатацией в сфере сексуального бизнеса. Молодые женщины и девушки, поддаваясь искушению газетных объявлений быстро заработать деньги, работая официанткой, фотомоделью или домработницей, вербуются для трудоустройства за границей. «Брачные агентства», «бюро по трудоустройству» и всевозможные «визовые бюро» предлагают помощь в решении этого вопроса. Но когда женщины оказываются на территории иностранных государств, выясняется, что их просто обманули и насильно принуждают работать в местной секс-индустрии. У них отбирают документы, запугивают, а заработанные тяжелым трудом деньги к ним просто не попадают. Оказавшись в таких ужасных условиях, женщины боятся обращаться в полицию. Чаще всего из-за того, что они находятся в стране нелегально, и поэтому остерегаются преследований со стороны сутенеров или стремятся избежать депортации[20].Необходимо отметить, что женщины, которые вывозятся в иностранные государства с целью использования их в секс-бизнесе, составляют крайне изолированную и безынициативную группу. Нарушение прав человека и насилие в отношении них носят массовый характер. Женщины работают по 12-15 часов, а часто и целые сутки в секс-клубах, притонах или бюро интимных услуг. Кроме того, собственники этих заведений используют их также уборщицами, официантками или домработницами. Используя ограничения, шантаж и запугивания сутенеры делают женщин полностью покорными и управляемыми. Понятно, что в таких условиях человек проходит через психологические, моральные и физические испытания. Одним из важных факторов является то, что очень часто женщина находится в стране нелегально. Официальные документы, по которым она приехала, отобраны или утратили срок действия. Женщине сообщают, что она находится на нелегальном положении в стране и это может повлечь много негативных последствий. Поэтому такая женщина сама заинтересована избегать контактов с представителями власти. В таких случаях невозможно или проблематично осуществить какую-либо правовую защиту потерпевшей. Неудивительно, что будучи глубоко запуганными, пройдя через шантаж и угрозы, жертвы секс-бизнеса даже при возвращении на родину очень редко отваживаются обращаться в органы правосудия в отношении сутенеров и свидетельствовать против них в судах. Кроме того, иногда иностранный язык становится препятствием сотрудничества жертвы и представителей власти за границей[21].
Что касается детей, то они, как правило, продаются для использования их в качестве доноров для получения трансплантируемых органов. Некоторые авторы считают, что трансплантация органов у несовершеннолетних и торговля детьми в этой связи как вид криминального бизнеса возможны только в случае продажи детей иностранным гражданам, так как изъятие органа предполагает проведение предварительных медицинских анализов, наличие соответствующих тестов, аппаратуры, специально подготовленного помещения, медицинского персонала, что сложно осуществимо в пределах России. Кроме того, криминальные действия, направленные на изъятие органа, полностью скрыть невозможно, в любом случае произойдет утечка информации. Несомненно, и то, что наряду с указанной выше целью проданные дети могут использоваться для занятия попрошайничеством, детской проституцией и т.п. Не вызывает сомнения и тот факт, что после соответствующей идеологической и наркологической подготовки эти дети по достижении ими определенного возраста могут быть использованы для участия в боевых действиях и террористических актах.[22]Как правило, торговлю людьми и использование рабского труда осуществляют преступные группы, обладающие высокой степенью организованности и криминального профессионализма. Многие исследователи отмечают, что торговля людьми - гораздо более прибыльный бизнес, чем торговля наркотиками и оружием. Наркотики или оружие можно продать только однажды, тогда как услуги женщины или раба можно продавать вновь и вновь. Поэтому зарегистрированный рост организованной преступности и ее дальнейшая глобализация приводят и к распространению торговли людьми и их дальнейшей эксплуатации[23]. Кризис института семьи, распространение домашнего насилия, семейного неблагополучия, жилищные проблемы, алкоголизм, бедность, ограниченность возможностей, кроме того, наличие спроса на услуги сексуального характера и дешевый рабский труд являются корневыми причинами роста торговли людьми и уязвимости больших групп населения перед лицом разных форм криминальной эксплуатации. Современное состояние торговли людьми позволяет вычленить наиболее распространенные ее формы[24]:
1. Торговля людьми, в основном женщинами и детьми, с целью сексуальной эксплуатации:
-в сфере развлечений и предоставления сексуальных услуг;
-в предоставлении сексуальных услуг в местах расположения войск;
-в производстве порнографии (особенно использование детей для этой цели).
2. Торговля людьми в целях эксплуатации рабского труда:
-в строительных и других тяжелых физических работах;
-в неформальной и теневой экономике;