Уголовно-правовая характеристика государственной измены и шпионажа

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Предметом работы является исследование всех аспектов применения уголовного закона по теме шпионаж и измена государству. Их анализ и рассмотрение пробелов в законах Российской Федерации, затрагивающих вопросы охраны основ конституционного строя и безопасности государства. Метод исследования включает совокупность и анализ методов, принципов и способов построение научных трудов.
Структура работы дает возможность рассмотреть принципы действия уголовного закона о государственной измене, как сложной системы.
Цель работы – дать уголовно–правовую характеристику государственной измене и шпионажу в России.
Задачи курсовой работы: разобрать историю развития государственной измены и шпионажа в России, ее понятия в настоящий момент, раскрыть объективные и субъективные признаки этой темы и разграничить ее состав от смежных составов преступлений.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика государственной измены и шпионажа
§1.1 Исторический аспект развития уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж в России
§1.2 Понятие государственной измены и шпионажа
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика государственной измены и шпионажа
§2.1 Объективные признаки государственной измены и шпионажа
§2.2 Субъективные признаки государственной измены и шпионажа
Глава 3. Разграничение составов государственной измены и шпионажа от смежных составов преступлений
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовик уголов.docx

— 71.64 Кб (Скачать)

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ

Факультет Бизнеса и права

Кафедра Уголовно-правовых дисциплин

 

 КУРСОВАЯ РАБОТА 

 

По дисциплине             Уголовное право

Студентки                   Славновой Аллы Игоревны

На тему: «Уголовно-правовая характеристика государственной измены и             шпионажа»

 

Автор работы:      

Славнова А.И.                                                                   (подпись)

 

Научный руководитель:     

К.ю.н., доцент Новиков В.А.                (подпись)                                                                                                                         

                                                                                             

                                                                                              Дата сдачи:

         «     »                 2013 г.

        Дата защиты:

                                    «     »               2013г.                                              

Оценка: __________________

 

Москва 2013

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ

 

Кафедра            Кафедра  уголовно-правовых дисциплин

Дисциплина     Уголовное право

Факультет         Бизнеса и права                  группа 11 Юрз6110

 

ЗАДАНИЕ

НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

 

Студентке Славновой Алле Игоревне

 

Научный руководитель к.ю.н. Новиков В.А.

 

Тема:  « Уголовно-правовая характеристика государственной измены и шпионажа»

(утверждена на заседании кафедры «___»______20__г. протокол №____)

 

Целевая установка: _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Основные вопросы, подлежащие разработке: _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основная литература:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ

 

ОТЗЫВ 
научного руководителя на курсовую работу

 

Студентки     Славновой Аллы Игоревны

Факультет     Бизнеса и права   группа 11 Юрз6110    курс 2

Дисциплина  Уголовное право

Тема работы  «Уголовно-правовая характеристика государственной измены и шпионажа»

Отмечаются следующие  моменты: актуальность темы исследования; степень разработанности проблемы, наиболее интересно исследованные  вопросы. Оценивается степень самостоятельности  и творчества студента; уровень его  теоретической подготовки; умение анализировать  научные материалы, делать практические выводы. Знание основных концепций, научной  и специальной литературы по избранной  теме.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научный руководитель к.ю.н., доцент Новиков В.А.

          

«_____»________________20 _г

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Общая характеристика государственной  измены и шпионажа

§1.1 Исторический аспект развития уголовной  ответственности за государственную  измену и шпионаж в России

§1.2 Понятие государственной измены и шпионажа

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика государственной измены и шпионажа

§2.1 Объективные признаки государственной  измены и шпионажа

§2.2 Субъективные признаки государственной  измены и шпионажа

Глава 3. Разграничение составов государственной  измены и шпионажа от смежных составов преступлений

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

Введение

 Произошедшее в последнее  десятилетие укрепление конституционного  строя, обретение государством  и обществом стабильного развития  потребовали переосмысления уголовно-правовых  механизмов и средств обеспечения  сохранности государственной тайны,  и, собственно, системы составов  преступлений, предусмотренных ст. 275, 276 УК РФ. Свидетельством тому  является широкая дискуссия, развернутая в СМИ,- большой общественный резонанс вызывают уголовные дела в отношении государственных изменников, шпионов и лиц, разгласивших государственную тайну. В настоящее время ученым органов безопасности необходимо обозначить свою позицию и выработать предложения, направленные на системное совершенствование рассматриваемых предписаний уголовного закона. С точки зрения технико-юридической конструкции действующего уголовного закона системообразующую роль в уголовно-правовой охране безопасности государства играет ст. 275 УК РФ (государственная измена). Ее применение выявило ряд практических проблем, связанных прежде всего с законодательным отображением форм государственной измены и соотношением их с ее общим понятием1.Как уголовное преступление государственная измена отличается от других видов преступлений своей особой специфичностью и целым рядом других особенностей, которые в своей сущности могут нести судьбоносное значение как для сохранения суверенитета, территориальной неприкосновенности, а также и для обороноспособности и экономической безопасности России, как суверенного государства. Необходимо отметить, что в настоящее время проблеме преступлений против государства (государственных преступлений, особо опасных государственных преступлений, преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства) в монографической литературе уделяется существенно меньше внимания, чем преступлениям против многих других объектов уголовно-правовой охраны. Проблема ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства остается на современном этапе актуальной и даже приобретает все большее значение в связи с увеличением объема сотрудничества между странами, хотя общее количество таких деяний, именовавшихся в прошлом государственными преступлениями, кажется незначительным. Применение уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за преступления против государства, в данном случае имеет важное политическое значение и имеет предупредительные функции. Развитие государства есть развитие экономики, науки и других общественных сфер. Внедрение новых изобретений и технологий, идей в военную и экономическую жизнь дает преимущества перед конкурентами.2 Задачи шпионажа исторически определились как информационная (в том числе предупреждающая) и наступательная, то есть контрразведка и проведение локальных подрывных военных операций в тылу врага. Сбор информации в наши дни зачастую заключается в  обработке и анализе официальной информации. Современный шпионаж – ничто иное, как работоспособная эффективная агентурная сеть, развёрнутая в стране противника. И все же вопрос о причинах, побуждающих людей заниматься шпионажем, остается наиважнейшим для кадровой службы любой разведки мира. Психологи давно дали удручающий ответ: мотивы, как правило, неясны, а попытки свести их к каким-то конкретным свойствам человека, например, ненависти, патриотизму, легкомыслию, жажде приключений или корыстолюбию, не решают проблему состоятельности или несостоятельности агента. Тем не менее, лучшими шпионами становились те, кто предлагал свои услуги по идейным убеждениям. Итак, возникает необходимость в рассмотрении проблем государственной измены и шпионажа.

Объектом исследования являются проблемы в области уголовно-правовой борьбы и применение законодательных норм в сфере преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.

Предметом работы является исследование всех аспектов применения уголовного закона по теме шпионаж и измена государству. Их анализ и рассмотрение пробелов в законах Российской Федерации, затрагивающих вопросы охраны основ  конституционного строя и безопасности государства. Метод исследования включает совокупность и анализ методов, принципов и способов построение научных трудов.

Структура работы дает возможность  рассмотреть принципы действия уголовного закона о государственной измене, как сложной системы.

Цель работы – дать уголовно–правовую  характеристику государственной измене и шпионажу в России.

Задачи курсовой работы: разобрать  историю развития государственной  измены и шпионажа в России, ее понятия  в настоящий момент, раскрыть объективные  и субъективные признаки  этой темы и разграничить ее состав от смежных  составов преступлений.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Общая характеристика государственной  измены и шпионажа 

§1.1 Исторический аспект в развитии уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж в России 

Защита государства, органов власти, установленной политической и экономической  системы является приоритетной задачей  любого уголовного законодательства. Преступления, посягающие на основы государственного устройства, на внешнюю и внутреннюю безопасность страны, всегда рассматривались  как особо опасные. В Российской Империи до 1917 г. действовало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. И Уголовное уложение 1909 г., введенное в действие частично. В этих законах было уделено значительное место преступлениям против верховной власти и безопасности государства. Предусматривались преступления против императора (посягательства на жизнь и здоровье, оскорбление), наследника, императрицы, членов императорского дома, государственная измена, заключающаяся в создании смуты, собирании данных, являющихся военными секретами, создании незаконных обществ, преследующих преступные цели, публичном распространении сочинений или произнесении речей, возбуждающих к учинению бунтовщического или изменнического деяния, к ниспровержению существующего в государстве общественного строя, вражду между отдельными частями или классами населения, между сословиями или между работодателями и работниками и др.3 После свержения монархии в России и создания советского социалистического государства были отменены царские законы и принимались отдельные уголовные законы, направленные на борьбу с «контрреволюционной деятельностью». Это были отдельные декреты. В УК РСФСР 1922 г. давалось общее определение контрреволюционного, т.е. государственного преступления. Контрреволюционным преступлением признавалось всякое действие, направленное на свержение завоеванной пролетарской революцией власти рабоче-крестьянских советов и существующего Конституции РСФСР рабоче-крестьянского правительства, а также действия в направлении помощи той части международной буржуазии, которая не признает равноправия приходящей на смену капитализму коммунистической системы собственности и стремится к ее свержению путем интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы и тому подобными средствами (ст. 57). Позднее в это понятие были включены действия, направленные на подрыв или ослабление светской власти. Его нормы полностью вошли в УК РСФСР 1926 г. В УК давалось развернутое определение контрреволюционного преступления (ст. 58). «Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов и избранных ими на основании Конституции Союза ССР и конституций союзных республик, рабоче-крестьянских правительств Союза ССР, союзных и автономных республик, или к подрыву или к ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции. В силу международной солидарности интересов всех трудящихся такие же действия признаются контрреволюционными и тогда, когда они направлены на всякое другое государство трудящихся, хотя бы и не входящее в Союз ССР»4. Круг составов контрреволюционных преступлений, предусмотренных УК 1926 г., оказался в историческом аспекте достаточно стабильным (измена Родине, шпионаж, совершение террористических актов, диверсия, контрреволюционная пропаганда или агитация, а также проведение контрреволюционной организационной деятельности, контрреволюционный саботаж, недонесение о контрреволюционном преступлении и ряд других). Этот закон действовал с изменениями и дополнениями вплоть до 1959 г. 25 декабря 1958 г. был принят Закон Союза ССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления», УК 1926 г. трансформировался в «Особо опасные государственные преступления», а раздел «Особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления» - в «Иные государственные преступления». Статьи общесоюзного закона без всяких изменений были включены в УК РСФСР 1960 г. Новый закон в разделе «Особо опасные государственные преступления» ограничил круг уголовно наказуемых деяний: декриминализировал контрреволюционный саботаж (ст. 58), сузил понятие шпионажа (ст. 58), снизил тяжесть санкций во многих составах преступлений и т.д. Общее количество статей сократилось с 18 до 10. Наконец, новый закон не дал определения особо опасного государственного преступления. Такое определение выработано наукой уголовного права. В условиях бывшего Союза ССР определение давалось следующим образом: «Особо опасными государственными преступлениями признаются предусмотренные общесоюзным уголовным законом общественно опасные деяния, направленные на подрыв или ослабление общественного строя СССР»5 В 1984 г. Закон СССР «Об ответственности за государственные преступления» претерпел ряд изменений и дополнений, обусловленных принятием Конституции СССР 1977 г. И изменившимися условиями борьбы с данной категорией преступлений.  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1984 г. была изменена редакция ст. 1,5,7 Закона, а также включена новая статья 136 “Об уголовной ответственности за передачу иностранным организациям сведений, составляющих служебную тайну”. В соответствии с ним Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1984 г. была изменена редакция ст. 76 УК. С апреля 1985 г. В России начался новый этап реформирования общественно-экономических и политических отношений. Формируется новая доктрина обеспечения в целом национальной безопасности Российской Федерации. Впервые в истории России 5 марта 1992 г. Принят Закон РФ «О безопасности», который в комплексе рассматривает все виды безопасности, в том числе государственную безопасность как важную составную часть в ряду других. Переосмысление многих фундаментальных положений о безопасности сказалось и на законе «Об уголовной ответственности за государственные преступления» от 25 декабря 1958 г. Назрела необходимость его реформирования на базе новой научной концепции. Реформирование Закона началось с безотлагательной отмены в 1989 г. ст. 7 Закона (ст. 70 УК РСФСР) об уголовной ответственности за антисоветскую агитацию и пропаганду. Вместо агитации и пропаганды преступлением были объявлены призывы к насильственному изменению конституционного строя (ст. 70 УК РСФСР) и к совершению преступлений против государства. Тем самым были резко сужены рамки уголовно-правового запрета, несущего на себе исторически наибольшую политико-идеологическую нагрузку7. Сложность и противоречивость понятия, системы и классификации составов государственных преступлений сказались на процессе разработки, обсуждения и принятия УК РФ 1996 г., включая его гл. 29 о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства.8  

§1.2 Понятие государственной измены и шпионажа 

Государственная измена представляет собой враждебную деятельность гражданина Российской Федерации, осуществляемую совместно с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, направленную против внешней безопасности Российской Федерации.9 Под внешней безопасностью понимается состояние защищенности суверенитета, территориальная целостность и обороноспособность России от внешнего враждебного воздействия,10т.е. как объект преступного посягательства, состояние защищенности государственного и общественного строя Российской Федерации от угроз извне. Уважение суверенитета является основным принципом международных отношений, закрепленным в Уставе ООН и других международных актах. Во внутренних делах суверенитет означает верховенство Конституции РФ11 и принятых во исполнение ее федеральных законов. Неприкосновенность территории предполагает сохранение в целостности территории, находящейся под суверенитетом России, в пределах государственной границы Российской Федерации. Государственной является граница, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего Союза ССР, а также договорами Российской Федерации с сопредельными государствами. Обороноспособность - совокупность экономических, военных, технических, научных, идеологических возможностей государства и его вооруженных сил по обеспечению защиты от нападения извне, его суверенитета и территориальной неприкосновенности12. Действующая редакция ст. 275 УК РФ в должной мере не учитывает юридические особенности форм ее совершения. Такие формы, как шпионаж и выдача государственной тайны оказались напрямую «привязанными» к сущностной характеристике измены, то есть к оказанию помощи внешним силам, действующим против России. Причем, ст. 275 УК РФ определяет измену в ее конечном виде. Для практического же правоприменения необходимо отражение в законе признаков состава преступления применительно к каждой из форм государственной измены. Так, измена в форме шпионажа на этапе собирания сведений имеет усеченный состав, в котором момент юридического окончания преступления перенесен на более ранний этап по сравнению с оказанием помощи адресату (если это противоречие все-таки преодолимо путем толкования со ссылкой на ст. 276 УК, то другие противоречия, которые следуют из буквального изложения ст. 275, остаются проблемными). Значительная трудность связана с использованием в УК законодательного термина «враждебная деятельность» этот термин заимствован из УК РСФСР 1961 г., однако в нем он был употреблен в ином контексте, в словосочетании «…иное оказание помощи в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности»…». Это приводит к толкованию проведения враждебной деятельности адресатам в качестве признака состава всех форм государственной измены. В результате этого к шпионажу, совершаемому гражданами РФ, уголовным законом необоснованно предъявляются дополнительные требования по сравнению со шпионажем со стороны иностранцев. Если в военное время, поскольку действует военный противник (враг), понятие враждебности является очевидным, то в мирное время его трактовка порождает трудности.13 Здесь следует иметь в виду и трансформацию типичной мотивации совершения государственной измены. Ранее нередко гражданин шел на совершение государственной измены по идеологическим соображениям, то есть из враждебных побуждений, например, желая ослабить советскую власть или становился жертвой шантажа, пытаясь защитить себя и близких. При этом, несмотря на всю жесткость существовавшего тогда контроля истории известны случаи, когда кадровые сотрудники спецслужб проносили переписанные от руки сведения в ботинках на стельках. В настоящее время у изменников превалирует корыстная мотивация. «Помощь» иностранцам стала «работой», а получаемые от них деньги – «заработной платой». Понятие шпионажа дано в ст. 276 УК РФ. Понятие шпионажа по сравнению с Кодексом 1960 г. не претерпело существенных изменений: в число признаков шпионажа добавлено наряду с похищением, собиранием и передачей сведений хранение с целью передачи, а равно исключено указание на военную тайну, поскольку сведения, составляющие военную тайну, - неотъемлемая часть сведений, составляющих государственную тайну. Как и государственная измена, шпионаж представляет собой посягательство на внешнюю безопасность государства. Однако, если при государственной измене деяние осуществляется как бы изнутри - гражданином России, то шпионаж, предусмотренный ст. 276 УК РФ, совершают только иностранные граждане и несколько реже - лица без гражданства, т.е. шпионаж – преступление, посягающее на внешнюю безопасность Российской Федерации, не из внутри, а из вне. Как свидетельствует текст ст. 276 УК РФ шпионаж – деятельность иностранных граждан или лиц без гражданства и, следовательно, как справедливо замечает доктор юридических наук профессор А.И. Рарог, «шпионаж – деятельность агентов иностранных спецслужб». По мнению профессора С.В. Дьякова, шпионаж совершается лицами, имеющими дипломатическую неприкосновенность. И хотя это позволяет им уходить от реальной уголовной ответственности, преступные действия от этого не превращаются в правомерные. Такие лица выдворяются из России за действия, не совместимые с дипломатическим статусом. Так, за действия несовместимые с дипломатическим статусом (шпионаж), был выдворен из России сотрудник посольства Южной Кореи Чо Сон У. Представитель же МИД РФ Валентин Моисеев, находившийся с корейцем в преступной связи, привлечен к уголовной ответственности за государственную измену в форме шпионажа14. При преступном посягательстве на государственную безопасность России к лицам, пользующимся дипломатическим иммунитетом, может быть применена необходимая оборона (ст. 37 УК РФ). Ее применение не зависит от наличия дипломатического иммунитета, возраста посягающего и его психического состояния.  В Москве при проведении тайниковой операции была задержана атташе посольства США Марта Патерсон. При задержании у нее была обнаружена портативная радиоаппаратура, контейнеры для передачи информации. Во время официального разбирательства, проведенного в присутствии советника посольства США, контейнер, заложенный Патерсон, был вскрыт, и в нем оказались шпионские инструкции, миниатюрная радиоаппаратура, крупная сумма денег, два резервуара со смертоносным ядом и специальная инструкция по его применению. В связи с тем, что на Петерсон распространялся дипломатический иммунитет, МИД заявил посольству США решительный протест и объявил ее персоной нон-грата15.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика государственной измены и шпионажа