Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:00, контрольная работа
Политику государства принято разделять на внешнюю и внутреннюю, в рамках которых выделяют экономическую и социальную области политики. В границах социальной политики выделяется уголовная политика, составной частью которой и является уголовно-исполнительная политика
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРОФСОЮЗОВ
Красноярский
филиал
Специальность 021100
«Юриспруденция»
Дисциплина:
Уголовно-исполнительное право
Контрольная
работа
тема: «Уголовно-исполнительная
политика и ее принципы»
Красноярск 2008
План
Введение
Вопросы о понятии уголовно-исполнительной политики, ее сущности, содержании, обусловленности уровнем социально-экономического развития страны раскрыты в трудах ученых -- политологов, экономистов, социологов, философов, педагогов, психологов, правоведов и пр., отражены в нормативных актах различных отраслей права, правоприменительной практике. Вместе с тем ни в доктрине, ни в реальной действительности пока не выработано единого подхода к определению уголовно-исполнительной политики и ее основных направлений. Определение понятия уголовно-исполнительной политики может быть дано на основе анализа политики государства в целом, и в сфере борьбы с преступностью в частности.
В распространенном до начала 90-х годов определении политики как самого концентрированного выражения экономики, ее обобщения и завершения, как области отношения всех членов общества к государству и правительству раскрывается ее возникновение, сущность и зависимость от экономики. Политика, в свою очередь, реализуется на практике через систему правовых норм, вследствие чего она является фундаментом права. Право отражает содержание политики того или иного государства на определенном этапе его развития, закрепляя в своих нормах ее основные положения и придавая им тем самым общеобязательное значение.
Любое государство на каждом этапе развития проводит в жизнь политику, которая едина по своей сущности. Она отражает морально-нравственные устои общества, уровень его правового сознания, испытывает влияние международных актов о правах человека, в частности об обращении с осужденными.
Политику государства принято разделять на внешнюю и внутреннюю, в рамках которых выделяют экономическую и социальную области политики. В границах социальной политики выделяется уголовная политика, составной частью которой и является уголовно-исполнительная политика.
1. Уголовно-исполнительная
политика
Политика государства оказывает существенное влияние на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Она формирует принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество. Современная политика России направлена на построение правового государства и имеет задачи создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Поскольку политика проявляется в различных областях государственной и общественной жизни, она в той или иной области своего действия имеет специфические предметы, а значит и формы и методы воздействия. Именно в этом смысле говорят о внешней и внутренней политике, об экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной политике, хотя точнее было бы говорить о проявлениях единой политики во внутренней и внешней областях, в экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной сферах жизни общества и государства.
Важное место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с преступностью. Она определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы борьбы с преступностью. Содержание политики государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.
В связи с деятельностью государства в области борьбы с преступностью, выделяют уголовную, уголовно - исполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности.
Разделение политики на указанные направления условно. Отдельные направления политики могут объединяться между собой, или, напротив, разъединяться. Из уголовной политики выделились уголовно - правовая, уголовно - процессуальная и уголовно - исполнительная политики. Основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой и не всегда имеют характер уголовно - правового действия. Вместе с тем все направления этой политики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тесно связаны между собой.
Уголовно - исполнительная политика тесно связана с уголовной политикой. Уголовная политика определяет меры уголовно - правового воздействия на преступность. Политика государства в области исполнения наказания имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной политикой.
Уголовно - исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы исполнения наказания.
Борьба с преступностью -- одна из основных задач государства. Ее решение связано со всеми областями политики и непосредственно отражается на уголовно-исполнительной политике и правовом положении осужденных. И.В. Шмаров отмечал, что «на формирование стратегии политики в области исполнения наказания оказывают влияние динамика и структура преступности. При стабильном уровне преступности или его снижении политика в данной сфере, как правило, более гуманна. Однако рост преступлений, особенно тяжких, прежде всего насильственных, негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе, стимулирует более жесткие политические и правовые решения»1.
Уголовно-исполнительная политика как часть социальной политики в сфере борьбы с преступностью в рамках уголовной политики имеет свой предмет, с учетом которого ее можно определить как основанные на научном познании объективных закономерностей развития общества направления деятельности органов и учреждений, исполняющих меры уголовно-правового характера, назначенные виновному судом, а также органов, учреждений, общественных организаций и отдельных граждан, содействующих им в этой деятельности, на базе которых формируется правовое положение осужденных в период отбывания ими соответствующей меры уголовно-правового характера и применения к ним основных средств исправления, а также мер социальной адаптации.
В литературе встречаются и другие определения уголовно-исполнительной политики, например, как политики в области борьбы с преступностью в сфере исполнения уголовного наказания, определяющей «цели, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами».2 Считается, что в этих определениях не в полной мере выражена сущность, специфика и содержание именно уголовно-исполнительной политики, задачей которой является установление и обеспечение правового положения уже осужденных лиц.
Термин «уголовно-исполнительная политика», пришедший на смену термину «исправительно-трудовая политика», прочно вошел в научный оборот после принятия Конституции 1993 г., в ст. 71 которой отмечается, что в ведении Российской Федерации находится уголовно-исполнительное законодательство.
Термин «исправительно-трудовая политика» появился в советском государстве в 20-е годы. В то время употреблялся еще и термин «пенитенциарная политика». Слово «пенитенциарный» происходит от латинского слова «poenitentiarius», которое в переводе на русский язык означает «покаянный, исправительный».3 В зарубежных концепциях XVIII в. и в русском дореволюционном праве бытовало мнение о том, что смысл положения осужденного в период исполнения назначенного ему наказания, главным образом в виде лишения свободы, заключается в религиозном воздействии на него, что предполагает покаяние виновного и отпущение ему грехов. Впоследствии в России и других странах термину «пенитенциарный» придавалось значение «исправительный», а политика в сфере определения правового положения осужденного называлась «исправительно-трудовая», что отражало ее основное направление -- исправление трудом. С середины 20-х по 60-е годы весь Советский Союз был превращен в «трудовой лагерь», а использование дешевого труда осужденных было особенно выгодно стране Советов. Впоследствии постепенно труд осужденных стал терять свое первоначальное значение и приобретать качество одного из основных средств воздействия на виновных, являвшегося главным критерием их становления на путь исправления.
Термины «исправительно-трудовая политика» и «исправительно-трудовое право» использовались в России в значении «уголовно-исполнительного» вплоть до принятия Уголовно-исполнительного кодекса РФ 1997 г.
Содержание уголовно-исполнительной политики выражается в разработке основных направлений порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений и отдельных граждан в исправлении осужденных; в определении характера применяемых к ним средств исправления и мероприятий, направленных на оказание помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, в бытовом и трудовом устройстве.
В
задачу уголовно-исполнительной политики
входит определение приемов и методов
обращения с виновными в преступлениях
лицами, т. е. создание эффективной исправительной
системы России.
2. Принципы
уголовно-исполнительной политики
Принципы - это вытекающие из требований политики государства общие руководящие начала, обусловливающие все содержание деятельности соответствующих органов при исполнении уголовных наказаний.
Принципы уголовно-исполнительной политики, выраженные в правовых нормах, становятся принципами уголовно-исполнительного права.
Имеются три группы принципов уголовно-исполнительного права:
1) общеправовые; 2) межотраслевые; 3) отраслевые.
I
Общеправовые принципы: демократизм, законность,
гуманизм.
Общеправовыми они называются потому,
что присущи всем отраслям права; межотраслевыми
- потому, что присущи смежным отраслям
права: уголовному, уголовно-процессуальному,
уголовно-исполнительному; отраслевыми
- потому, что присущи только одной отрасли
права: уголовно-исполнительному.
Принцип демократизма отражает сущность многих институтов и норм уголовно-исполнительного права. Прежде всего, он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) подчеркивается, что “каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности”. Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный, прежде всего к лишению свободы, существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности.
Принцип демократизма заключается в следующем:
а) законы, регулирующие исполнение наказания и применение к осужденным исправительного воздействия выражают волю народа. Так, например, проект нового Уголовно-исполнительного кодекса обсуждался в средствах массовой информации.
б) руководство деятельностью исправительными учреждениями строится на основе демократического централизма. То есть централизованное руководство органами, исполняющими наказание, сочетается широкой самостоятельностью местных органов власти и управления.
в) основное содержание этого принципа составляет положение о том, что уголовно-исполнительное законодательство исходит из равенства всех осужденных перед законом независимо от национальности, языка, происхождения, социального положения, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.
г) принцип демократизма выражается в демократичном характере процесса исправления осужденного он не только объект, но и субъект воспитания.
д) принцип демократизма выражается и в широком участии общественности в исправлении осужденных и в осуществлении общественного контроля за работой исправительных учреждений.
Информация о работе Уголовно-исполнительная политика и ее принципы