Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:05, реферат
Становление демократического российского государства позволяет строить нашу правовую систему на принципах, общепринятых в цивилизованных странах мира. Этот подход нашел закрепление в ч. 2 ст. 1 УК: «Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права».
Российское уголовное право как отдельная отрасль права обладает всеми основными признаками, свойственными праву в целом. Прежде всего, это выражено в том, что уголовное право представляет собой систему норм, установленных государством. Эти нормы определяют наиболее опасные для существующего строя деяния, а также условия назначения мер наказания за их совершение.
Введение 3
1. Уголовное право: понятие, система, задачи и принципы. 4
2. Общая характеристика основных видов преступлений. 13
3. Общая характеристика основных преступлений против собственности. 19
Заключение 35
Список литературных источников: 36
Все участники организованной группы воров действуют по предварительному сговору и, как правило, с распределением ролей при совершении хищения.
Организованные группы нередко создаются для совершения квартирных краж, краж из помещений торговых, финансовых и других учреждений.
Члены организованной группы несут
ответственность за все кражи, в
которых они принимали какое-
Кража признается совершенной в крупном размере, если стоимость похищенного имущества в пятьсот раз превышает минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления (п. 2 примечания к ст. 158 УК). Этот квалифицирующий признак, предусмотренный ч. 3 ст. 158 УК, относится как к хищению имущества граждан, так и к хищениям имущества, являющегося государственной, муниципальной или общественной собственностью.
Последний особо квалифицирующий признак носит сугубо личный характер и относится только к тем лицам, совершившим кражу единолично или в составе группы, которые этим признаком обладают. Имеется в виду наличие в прошлом судимости не менее двух раз за хищение или вымогательство. При этом судимости не должны быть сняты или погашены. Этот признак определяет специальный опасный рецидив. Для признания лица ранее два или более раза судимым за хищения или вымогательство необязательно, чтобы во всех случаях были совершены окончательные хищения. Достаточно, чтобы судимости были за покушение на кражу или за соучастие в этом преступлении. [3, с. 110-115]
В ст. 159 УК РФ мошенничество определяется как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. По сравнению с кражей при мошенничестве более широко определяется предмет преступления. Предметом мошенничества может быть не только имущество, но и право на имущество. Права на имущество обычно закрепляются в разного рода документах, например ценных бумагах, долговых обязательствах, доверенностях на право распоряжения имуществом, завещаниях и т. п.
Объективная сторона мошенничества состоит в совершении обманных действий в целях незаконного получения чужого имущества или права на имущество, в злоупотреблении доверием потерпевшего в тех же целях.
Обман или злоупотребление доверием должны быть совершены в отношении дееспособного лица, которое по своей воле передает имущество или право на имущество в собственность или владение мошеннику. Обман недееспособного лица (малолетнего, душевнобольного) и получение от него имущества следует квалифицировать как кражу, а не как мошенничество.
Обман как средство введения в заблуждение потерпевшего может выражаться в искажении фактических или юридических данных, в ложном сообщении о личностных данных, например, мошенник выдает себя за должностное лицо или за работника правоохранительных органов.
До сих пор распространенной формой мошенничества является совершение торговых или иных сделок на улице, когда потерпевшему или продают фальсифицированный товар, например медное кольцо вместо золотого или граненое стекло вместо бриллиантов, или передают так называемую куклу — пачку нарезанной бумаги вместо денег.
Обман в личности может повлечь согласие потерпевшего передать имущество внешне как бы на законном основании. Например, предъявляя подложные документы работников милиции, преступники производят обыск в квартире коммерсанта, принимают ценности, составляют фиктивный протокол об изъятии и скрываются.
Злоупотребление доверием представляет вторую форму мошенничества, имеющую весьма значительное распространение.
С развитием рыночной экономики и коммерческих отношений возможности получить имущество путем злоупотребления доверием достаточно широки. Так, мошенничеством следует признавать получение аванса за выполнение работ, кредита, предоплаты за поставку товаров и т. п. без намерения возвращать кредиты, аванс, предоплату и без намерения выполнять обусловленные соглашением действия.
Злоупотребление доверием может выразиться в выпуске необеспеченных ценных бумаг, в создании финансовых "пирамид" с целью обмана наивных вкладчиков и т. п.
Особенно трудно бывает установить реальные намерения при невозвращении долга. Если лицо произвело заем с намерением не отдавать долг, то налицо мошенничество. Если же невозвращение долга было обусловлено каким-либо последующим обстоятельством, имеют место гражданско-правовые отношения.
Мошенничество признается оконченным с момента перехода чужого имущества во владение виновного или с момента получения им права распоряжаться чужим имуществом.
Субъективная сторона
Субъектом мошенничества может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста. В случае совершения мошенничества, предусмотренного п. "в" ч. 2 ст. 159 УК, субъектом является лицо, состоящее на государственной или муниципальной службе, хотя и необязательно должностное лицо.
Квалифицированные виды мошенничества такие же, как и при краже. Различие в том, что при мошенничестве не предусмотрено проникновение в жилище или помещение, так как потерпевшие добровольно впускают мошенника. В отличие от кражи при мошенничестве предусмотрено совершение преступления с использованием своего служебного положения.
Мошенничество следует отграничивать с рядом других преступлений против собственности и преступлений в сфере экономики.
От кражи мошенничество отличается и по объективной стороне (характеру действия), и по содержанию умысла. При мошенничестве в отличие от кражи виновный не изымает имущество из чужого владения, а добивается того, что потерпевший сам передает имущество или право на имущество виновному, будучи введен в заблуждение. Поэтому обман при мошенничестве является средством получения имущества. При краже обман может являться средством получить доступ к имуществу для последующего тайного его похищения. Например, лицо выдает себя за работника РЭУ или собеса и, будучи допущено в квартиру, совершает тайное похищение какого-либо имущества. При краже потерпевший не сознает, что похищается его имущество, и не дает согласия на его изъятие. При мошенничестве потерпевший, будучи введен в заблуждение, сам передает имущество преступнику или же соглашается на его изъятие. Поэтому внешне переход имущества от потерпевшего к виновному при мошенничестве происходит как бы законно, по воле потерпевшего.
От вымогательства, когда потерпевший может сам передать имущество преступнику, мошенничество отличается тем, что при вымогательстве потерпевший действует под влиянием страха, его воля подавлена, а при мошенничестве воля потерпевшего искажена в результате обмана.
Мошенничество следует отличать от лжепредпринимательства. Если предприятие не зарегистрировано в установленном порядке, не имеет лицензии на какую-либо деятельность, т. е. является фикцией, а действующие от имени такой псевдоорганизации по фальшивым документам лица преследуют цель незаконного получения и обращения в свою пользу денежных средств или иного имущества, все содеянное надлежит квалифицировать как мошенничество. Если же зарегистрированное предприятие, т. е. юридическое лицо, не занимается установленной уставом деятельностью, а создано с целью получения кредитов, и лица, создавшие организацию, намеревались получить средства и ликвидировать предприятие, имеет место идеальная совокупность мошенничества и лжепредпринимательства.
От фальшивомонетничества и изготовления в целях сбыта или сбыта поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами, мошенничество отличается характером подделки денежного знака или платежного документа. При фальшивомонетничестве подделка должна быть достаточно высокого качества, чтобы денежные знаки или ценные бумаги могли находиться в обращении. В настоящее время подделка денег достигает такого уровня, что только специалисты с использованием особой техники могут отличать фальшивые денежные знаки от настоящих.
Если же грубая подделка, например приписка двух нулей на однодолларовой купюре, направлена на обман отдельного лица, деяние следует рассматривать как мошенничество. Так, в прошлом при проведении денежной реформы образцы новых денежных знаков были напечатаны в журналах. Правонарушители вырезали эти образцы, склеивали обратной стороной и сбывали на рынке. Их действия были квалифицированы как мошенничество.
Наказание за мошенничество предусмотрено такое же, как и за кражу. Это означает, что законодатель приравнивает данные преступления по степени общественной опасности. [3, с. 116-118]
Статья 160 УК РФ гласит: "Присвоение и растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, — наказываются..." Таким образом, присвоение любого чужого имущества образует преступление.
Присвоением в соответствии с уголовно-правовой доктриной и судебной практикой признается удержание против воли собственника и использование чужого имущества, находящегося в законном владении виновного, в своих интересах.
Присвоение отвечает всем признакам хищения, рассмотренным выше. Особенность присвоения, требующая выделения этого деяния в самостоятельный состав, заключается в характере объективной стороны, в способе преступного действия и бездействия.
В отличие от других форм хищения, когда преступник сам изымает имущество из чужого владения или добивается передачи ему имущества путем обмана, угроз или физического насилия, при присвоении имущество поступает во владение виновного на законном основании.
Собственник или законный владелец имущества передает его по своей воле другому лицу, как правило, с какой-либо определенной целью, предоставляя право владения или временного использования этого имущества. Такое право может возникать на основе гражданско-правовых отношений (аренда, подряд, прокат, хранение, транспортировка и др.). Право владения может возникать и на основании служебной деятельности лица, связанной с распоряжением имуществом (работники торговых организаций, экспедиторы, заведующие складом или иным хранилищем, различные должностные лица, связанные с распоряжением ценностями, кассиры и др.).
С объективной стороны присвоение заключается в незаконном удержании имущества, вверенного лицу, т. е. в отказе его возвратить по требованию собственника или ввиду прекращения договорных отношений по поводу имущества. Например, законный владелец не возвращает собственнику имущество, ложно утверждая, что оно похищено или погибло во время пожара. В этом случае преступление совершается путем бездействия.
Присвоение может заключаться и в активных действиях, например в использовании имущества, переданного на хранение, что ведет к его амортизации, невозможности использовать собственником в своих интересах. Например, лицо, которому в гараж на время поставлена чужая машина, разрешает родственнику поехать на ней в отпуск, а собственнику говорит, что машину угнали неизвестные лица.
С юридической точки зрения присвоение всегда выражается в незаконном, против воли собственника, удержании чужого имущества с намерением обратить его в свою пользу.
Растрата вверенного имущества всегда заключается в активных действиях, т. е. в потреблении имущества, например продуктов питания, в использовании денежных средств на приобретение товаров или на повседневные нужды, в продаже вверенного имущества, например автомашины, и т. п.
Растрата как бы является следующим этапом после присвоения. Для того чтобы растратить имущество, его сначала нужно с юридической точки зрения присвоить, т. е. принять решение не возвращать собственнику и использовать в своих интересах, обратить в свою пользу.
Присвоение является оконченным с момента невозвращения имущества в установленный срок или отказа его возвратить.
Растрата является оконченной с момента полного или частичного потребления присвоенного имущества или с момента его реализации.
Субъектом присвоения или растраты является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Особенностью субъекта присвоения является то, что имущество ему вверено на законном основании с определенной целью или для определенной деятельности. Имущество считается вверенным, когда лицу переданы юридические полномочия по владению, пользованию или распоряжению имуществом.
С субъективной стороны присвоение и растрата совершаются с прямым умыслом и корыстной целью. В содержание умысла входит сознание, что имущество, находящееся в правомерном владении, удерживается, используется, отчуждается и т. п. против воли собственника и тем самым ему причиняется материальный ущерб.
Корыстная цель заключается в намерении использовать чужое имущество как свое собственное и получить таким образом материальную выгоду.
Санкции, указанные в ч. 1 и 2 ст. 160 УК, касающиеся штрафа и исправительных работ, несколько мягче, чем за кражу, и не предусматривают арест. Однако наказание в виде лишения свободы предусмотрено одинаковое. [3, с. 118-120]
В отличие от кражи, мошенничества, присвоения и растраты, являющихся ненасильственными видами хищения, грабеж находится на стыке ненасильственного и насильственного хищения, поскольку этим преступлением охватываются составы грабежа без насилия и с насилием.
В ст. 161 УК РФ грабеж определен как "открытое хищение чужого имущества".
Объективная сторона грабежа заключается в открытом изъятии чужого имущества из чужого владения. Изъятие заключается в самовольном перемещении чужого имущества из места нахождения, в том числе хранилища, и завладение им. Такое изъятие в отличие от кражи совершается открыто, т. е. очевидно для потерпевшего или других лиц, присутствующих на месте преступления и осознающих, что на их глазах совершается хищение имущества.