Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:10, реферат
Уголовное законодательство разных государств неодинаково. Различаются, в частности, принципы уголовной ответственности, круг деяний, признаваемых преступлениями, виды и размеры наказаний и т.д. Различия зависят от сущности социально-экономических формаций и национально-исторических особенностей становления и развития государств и их правовых систем. Неодинаковы и юридические нормы одного и того же государства на разных этапах его развития. Не тождественны задачи и функции уголовного права.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Уголовное право как отрасль права: понятие, предмет, метод, задачи и функций………………………………………………………………………….4
1.1. Понятие, предмет и система уголовного права…………………………..4
1.2. Задачи и функции уголовного права……………………………………..6
1.3. Принципы уголовного права и принципы уголовного закона, их значение для практической деятельности………………………………..9
Глава 2. Источники уголовного права………………………………………….13
2.1. Уголовный кодекс как основной источник уголовного права…………...13
2.2. Конституция РФ как основа российского уголовного права……………17
2.3. Принципы и нормы международного права………………………………18
2.4. Решения Конституционного Суда РФ……………………………………..19
2.5. Другие источники уголовного права………………………………………20
2.5. Действие источников уголовного права во времени и пространстве…...22
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………………
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" указано, что международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно, поскольку такими договорами прямо устанавливается обязанность государств обеспечить выполнение предусмотренных договором обязательств путем установления наказуемости определенных преступлений внутренним (национальным) законом.
Однако в ряде случаев международно-правовые акты имеют непосредственное уголовно-правовое значение без их включения в УК РФ. Это, например, касается вопросов уголовной ответственности лиц, пользующихся иммунитетом в силу международных договоров и конвенций России.
Таким образом, можно говорить о том, что международно-правовые акты могут быть непосредственными источниками уголовного права, что прямо соответствует принципу приоритета международного права над национальным (ч.4 ст.15 Конституции РФ) и косвенно признается самим уголовным законом России (ч.4 ст.11 УК РФ).
2.4. Решения Конституционного Суда РФ.
Источником уголовного права также могут быть решения Конституционного Суда РФ. В соответствии со ст.125 Конституции РФ и соответствующими положениями Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, в том числе и уголовного.
Признание закона (части закона) не соответствующим Конституции РФ лишает его юридической силы, что равносильно изданию нового федерального закона ("негативное правотворчество").
Так, Конституционный Суд РФ признал положение п. "а" ст.64 УК РСФСР (1960 г), квалифицирующее бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы как форму измены Родине, не соответствующим ч.2 ст.27, ч.3 ст.55 Конституции РФ. Согласно ч.1, 3 ст.79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" указанное положение п. "а" ст.64 УК РСФСР (1960 г) утратило силу с момента выхода постановления Конституционного Суда РФ, вне зависимости от изменения УК РФ[11].
2.5. Другие источники уголовного права.
В науке последовательно обосновывается предложение о признании источником уголовного права судебного решения Верховного Суда РФ, при этом такое решение может иметь своеобразный "прецедентный" характер
Действительно, решения Верховного Суда РФ по уголовным делам (постановления Пленума Верховного Суда РФ, решения по отдельным делам и т.п.) можно расценивать как источники уголовного права. В них содержатся фактически обязательные для правоприменителя правила квалификации того или иного преступления (группы преступлений), назначения наказания и иные решения, толкующие применение положений УК РФ.
Необходимость признания решений Верховного Суда РФ источниками уголовного права диктуется требованием единообразного понимания и применения уголовного законодательства на всей территории России.
Именно в этих решениях даются официальные толкования большому количеству понятий, называемых в уголовном законе, но не объясненных в нем непосредственно. Примером может служить такой оценочный признак, как "особая жестокость" при совершении ряда преступлений (убийство, изнасилование и пр), разъяснению которого посвящено несколько десятков решений Верховного Суда РФ.
Однако решение Верховного Суда РФ не может подменять собой букву закона и тем более противоречить ему. Именно возможность принятия высшей судебной инстанцией "незаконных" решений (такое бывало в практике не раз) выдвигается в качестве аргумента против их признания источниками отечественного уголовного права.
Несмотря на все опасения подобного рода в настоящий момент именно решения Верховного Суда РФ обеспечивают соблюдение требования п. "о" ст.71 Конституции РФ. Поэтому решение Верховного Суда РФ может быть только "толкующим" норму источником национального уголовного права, а собственно преступность и наказуемость деяния должны определяться законодательно.
В последнем положении прослеживается неразрывная связь российского уголовного права с уголовным правом стран континентальной (романо-германской) правовой семьи. Примечательно, что непосредственно в решениях Верховного Суда РФ неоднократно указывалось на необходимость "усилить работу по ознакомлению судей с судебной практикой Верховного Суда РФ в целях ее правильного и единообразного применения"[12]
Кроме того, согласно положению Конституции РФ о приоритете международного права и вступлении России во многие международные организации в качестве источников национального уголовного права необходимо расценивать также решения международных судов (трибуналов), имеющие непосредственное уголовно-правовое значение.
Для признания решения международного суда источником, применимым в национальной уголовной юрисдикции, необходимо соблюсти следующие условия:
а) юрисдикция международного суда признается Россией;
б) на возможность использования решения международного суда в качестве "применимого права" должно быть указано в норме международного права;
в) в решении международного суда должна быть применена норма международного права, имеющая силу для России;
г) решение международного суда должно официально вступить в силу в соответствии с учредительными документами и процедурой самого суда.
2.5. Действие источников уголовного права во времени и пространстве.
Согласно ч.1 ст.9 УК преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Это значит, что к лицу, совершившему преступление, применяется только тот закон, который действовал во время его совершения.
В соответствии с ч.3 ст.15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 31.10 95 № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" разъяснил, что суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.
Действующим считается такой уголовный закон, который вступил в силу и не утратил ее. Вступление уголовного закона в силу определяется Федеральным законом от 14.06.94 № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"[13] Этим Законом определено, что на территории Российской Федерации применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Согласно ст.2 указанного Закона датой принятия федерального закона (а таковым является уголовный закон) считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона - когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней со дня их подписания Президентом РФ (ст.3). Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральным законом об их ратификации. Согласно ст.4 Федерального закона официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Первая публикация действующего в настоящее время УК была в "Российской газете" 18-20, 25 июня 1996 г.
Федеральный закон вступает в юридическую силу одновременно на всей территории Российской Федерации по общему правилу по истечении 10 дней после официального опубликования (ст.6). При ином порядке дата вступления закона в силу определяется либо в законе о порядке введения закона в действие, либо путем указания в самом законе.
Так, в соответствии со ст.1 Федерального закона от 13.06.96 № 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации", УК был введен в действие с 1 января 1997 г., т.е. спустя более полугода после его принятия. При этом введение в действие наказаний в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста предусмотрено на более позднее время, когда будут созданы необходимые условия. Это было вызвано тем, что УК представляет собой законодательный акт, требующий определенного времени для подготовки к его применению на практике.
Другой подход избран законодателем при решении вопроса о вступлении в силу уголовных законов об изменении и дополнении УК, принятых в последние годы. Эти законы в основном небольшие по объему, поэтому содержат указание на их вступление в юридическую силу с момента официального опубликования, что вполне оправданно.
Утрачивает силу уголовный закон в результате его отмены, замены другим законом по истечении указанного в нем срока или в связи с изменением условий или обстоятельств, в соответствии с которыми он был принят. Например, в связи с введением в действие с 1 января 1997 г. УК с этого же времени утратил силу УК РСФСР. В период действия УК в него несколько раз вносились изменения.
По вопросу времени действия уголовного закона в отношении соучастников преступления в правовой литературе также высказаны различные точки зрения. По мнению одних авторов, действия каждого из соучастников должны оцениваться с позиции закона, который действовал в момент их совершения. Другие полагают, что временем действия уголовного закона следует признать время выполнения исполнителем объективной стороны преступления.
Последняя позиция представляется более правильной, соответствующей закону, так как отражение вовне деяния соучастников преступления находит в деятельности исполнителя. Ответственность других соучастников зависит от того, какое деяние совершено исполнителем, если, конечно, оно охватывалось их умыслом. Деяния соучастников квалифицируются по той же статье, что и деяние исполнителя, но со ссылкой на ст.33 УК, с определением их конкретной роли в совершенном преступлении (организатор, подстрекатель, пособник). В случае недоведения исполнителем преступления до конца другие соучастники несут в соответствующих случаях ответственность за приготовление к преступлению или за покушение на преступление.
К общему правилу о применении к совершившему преступление лицу закона, действовавшего во время его совершения, имеется исключение. Так, ч.1 ст.10 УК, в которой отражено положение ст.54 Конституции РФ, устанавливает правило об обратной силе уголовного закона, в соответствие с которым уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Эти положения закона соответствуют общим принципам гуманизма и справедливости.
Согласно ч.2 ст.10 УК лицам, отбывающим наказание, в случае смягчения наказания новым законом назначенное наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым законом. Снижение проводится до верхнего предела санкции нового закона при условии, что лицо было осуждено к более строгому наказанию, чем данный верхний предел нового закона.
Определенную сложность представляют случаи применения так называемого "промежуточного" закона. Этот вопрос, в частности, возникает тогда, когда уголовный закон к моменту привлечения лица к уголовной ответственности становится более мягким, чем был во время совершения преступления, а ко времени постановления приговора суда стал более строгим. Общепринято, что "промежуточный" закон должен применяться, хотя в юридической литературе высказано и противоположное мнение.
Действие уголовного закона в пространстве - это вопрос определения территории, на которой применяется уголовный закон (определения места совершения преступления). Данный вопрос решается уголовным законом на основании четырех принципов, которые и определяют пределы его действия в пространстве: территориальный (ст.11 УК), гражданства, реальный и универсальный (ст.12 УК), выдача преступников (ст.13 УК)[14].
Территориальный принцип действия уголовного закона (ст.11 УК), в котором находит отражение конституционное положение о суверенитете Российской Федерации, распространяющийся согласно ч.1 ст.4 Конституции РФ на всю ее территорию, означает, что лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит ответственности по УК независимо от того, является ли это лицо гражданином России или какого-либо другого государства или лицом без гражданства.
Согласно ст.67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.