Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 14:18, доклад
Объективная сторона данного преступления заключается в совершении должностным лицом действий по службе, которые, во-первых, явно выходят за пределы его полномочий; во-вторых, повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и, в-третьих, эти действия находились в причинной связи с наступившими последствиями.
Уголовно правовая характеристика ст.286
1. Объективная сторона
данного преступления
При отграничении злоупотребления должностными
полномочиями от их превышения следует
учитывать, что в первом случае должностное
лицо незаконно, вопреки интересам службы
использует предоставленные ему права
и полномочия, а во-втором - совершает действия,
явно выходящие за пределы его служебной
компетенции, т.е. такие действия, которые
относятся к полномочиям другого должностного
лица, либо если они могли быть совершены
самим должностным лицом только при наличии
особых обстоятельств, указанных в законе
или подзаконном акте (совершение действий
при обоснованном риске либо в целях предупреждения
более значительного вреда без превышения
пределов крайней необходимости), а также
действия, которые никто и ни при каких
обстоятельствах не вправе совершить
(например, превышение мер, необходимых
для задержания лица, совершившего преступление,
либо совершение противоправных действий,
выразившихся в применении насилия в отношении
подчиненного).
Совершенные должностным лицом действия
могут быть признаны явно выходящими за
пределы его полномочий в случае, когда
такое превышение было очевидным, бесспорным
для самого виновного.
2. Применительно к данному составу преступления
под существенным нарушением прав и законных
интересов граждан или организаций либо
охраняемых законом интересов общества
или государства понимаются последствия,
связанные с причинением морального, физического
или имущественного вреда личности, нарушением
конституционных прав гражданина, нарушением
нормальной работы предприятия, учреждения,
организации, которое привело к длительному
перерыву либо приостановлению их деятельности
и т.п. Вопрос о существенности нарушения
указанных прав и интересов решается исходя
из конкретных обстоятельств дела.
3. Для установления факта превышения должностных
полномочий следует в обязательном порядке
выяснять, каким законом либо иным нормативным
правовым актом регламентированы полномочия
должностного лица и в чем конкретно выразилось
их противоправное превышение. Отсутствие
в соответствующих процессуальных документах
такого обоснования исключает ответственность
по комментируемой статье.
4. Превышение должностных полномочий
может иметь место как при осуществлении
должностным лицом функций представителя
власти, так и при выполнении им организационно-
5. Данное преступление совершается только
путем действия, причем как с прямым, так
и с косвенным умыслом.
Мотивы превышения должностных полномочий
могут быть различными (корысть, карьеризм,
зависть, совершение незаконных действий
в так называемых "интересах дела"
либо в целях создания видимости благополучия
и т.п.).
6. Ответственность за квалифицированные
виды превышения должностных полномочий
предусмотрена ч. 2 и 3 комментируемой статьи.
Одним из таких видов является совершение
указанных действий лицом, занимающим
государственную должность РФ или государственную
должность субъекта РФ, а равно главой
органа местного самоуправления. Повышенная
ответственность названных лиц за данное
преступление предусмотрена как ввиду
самого характера их должностного положения
и обладания широким кругом полномочий,
так и тем, что превышение этих полномочий
чревато существенным нарушением охраняемых
законом прав и интересов большого числа
граждан и организаций.
7. К другому квалифицированному виду превышения
должностных полномочий (ч. 3 комментируемой
статьи) закон относит деяния, предусмотренные
ч. 1 и 2 комментируемой статьи, если они
совершены: с применением насилия или
с угрозой его применения; с применением
оружия или специальных средств; с причинением
тяжких последствий.
Под применением насилия при превышении
должностных полномочий подразумевается
как причинение гражданину физического
вреда (побои, истязание, причинение иного
вреда здоровью, ограничение свободы),
так и психическое воздействие на него,
которое может выражаться в угрозах физической
расправы с целью подавления воли потерпевшего.
Согласно ст. 1 Закона об оружии под оружием
следует понимать устройства и предметы,
конструктивно предназначенные для поражения
живой или иной цели, подачи сигналов.
В соответствии со ст. 14 Закона о милиции
в качестве специальных средств могут
применяться в предусмотренных законом
случаях резиновые палки, слезоточивый
газ, наручники и т.д.
Под применением оружия или специальных
средств, связанным с превышением должностных
полномочий, понимается использование
их с целью причинения как физического
вреда (выстрел на поражение, удар рукояткой
пистолета или резиновой палкой и т.д.),
так и психического воздействия, когда
использование оружия или специальных
средств представляло реальную угрозу
жизни или здоровью гражданина; например,
выстрел из огнестрельного оружия произведен
в непосредственной близости от потерпевшего,
у которого имелись основания считать,
что его жизни и здоровью грозила реальная
опасность.
Если противоправные действия должностного
лица сопровождались лишь демонстрацией
оружия или специальных средств и не представляли
реальной угрозы жизни и здоровью гражданина,
то содеянное при наличии к тому оснований
может быть расценено как превышение должностных
полномочий с угрозой применения насилия
(п. "а" ч. 3 комментируемой статьи).
Под причинением тяжких последствий как
одним из квалифицирующих признаков превышения
должностных полномочий понимаются действия,
приведшие, например, к самоубийству потерпевшего,
а также если их результатом явились крупные
аварии, длительная дезорганизация работы
учреждения, организации, причинение им
материального ущерба в крупных размерах
и т.п.
8. Если превышение должностных полномочий
было сопряжено с умышленным убийством,
содеянное следует квалифицировать по
совокупности преступлений, предусмотренных
п. "в" ч. 3 комментируемой статьи и
ст. 105 УК.
9. Определенную трудность вызывает квалификация
рассматриваемого деяния, если его последствием
явилось причинение тяжкого вреда здоровью
потерпевшего. Представляется, что в этом
случае правовая оценка содеянного будет
зависеть от конкретных обстоятельств
совершения преступления. При этом следует
учитывать, что ч. 3 комментируемой статьи
устанавливает ответственность за причинение
любого вреда здоровью потерпевшего, кроме
тяжкого, ответственность за причинение
которого предусмотрена ч. 3 и 4 ст. 111 УК.
В этом случае деяние следует квалифицировать
по совокупности преступлений, ответственность
за которые предусмотрена соответствующим
пунктом (пунктами) ч. 3 комментируемой
статьи и ч. 3 или ч. 4 ст. 111 УК.
10. В случаях, когда должностное лицо совершает
убийство либо причиняет тяжкий или средней
тяжести вред здоровью при превышении
пределов необходимой обороны либо при
превышении мер, необходимых для задержания
лица, совершившего преступление, содеянное
должно квалифицироваться только по ст.
108 или только по ст. 114 УК.