Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 06:43, курсовая работа
Исходя из вышеизложенного, можно определить цель дипломной работы – взяточничество как негативный феномен в правовом государстве и проблемы, возникающие при борьбе с этим злом. В ходе достижения указанной цели будут решены следующие задачи: рассмотрены объективные и субъективные признаки состава дачи и получения взятки, проанализированы квалифицирующие составы дачи и получения взятки, отграничения взяточничества от смежных должностных преступлений, а также вопросы установления ответственности за эти преступления по новому Уголовному кодексу.
Введение 3
Глава 1. Коррупционные преступления: понятие, виды и краткая криминологическая характеристика 6
Глава 2. Взяточничество. Уголовно-правовой анализ получения и дачи взятки 11
§1 Понятие и сущность взяточничества 11
§2 Уголовно-правовой анализ получения взятки (ст. 290 УК РФ) 14
§3 Уголовно-правовой анализ дачи взятки (ст. 291 УК РФ) 23
Глава 3. Отграничение взяточничества от смежных составов 31
§1 Принципы отграничения 31
§2 Отграничение 33
Заключение 42
Список использованных источников 45
Такое положение вызывает у тех, кто ведет борьбу со взяточничеством, обоснованные опасения не окажутся ли они при изобличении взяткополучателя вместо него сами признаны виновными в провокации взятки под давлением не поддающихся выявлению и доказыванию закулисных действий вышестоящих и других коррумпированных должностных лиц? Отсюда неуверенность относительно возможности осуществления эффективной борьбы со взяточничеством.
Казуичность определения провокации взятки в диспозиции ст. 304 состоит в наличии в нем признаков, выраженных в таких словосочетаниях, как «без его согласия» и «в целях искусственного создания доказательств совершения преступления», которые сильно осложняют, если порой вообще не исключают применение ст. 290 УК.
Кроме
того, на основании ст. 575 ГК РФ (запрещение
дарения) «не допускается дарение,
за исключением обычных подарков,
стоимость которых не превышает
пяти установленных законом
…3) государственным служащим и служащим органов муниципального образования в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей…».40
По сути этой нормой допускается дарение подарков стоимостью, не превышающей пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Соответственно дача – получение такой «мелкой» взятки не признается даже граждански правонарушением и тем более преступлением. Эта норма – «лазейка», если не огромная «дыра» для ухода должностных лиц от уголовной ответственности за получение взятки, ибо они могут дать практически не опровержимые показания, что их сознанием охватывалось получение подарка лишь на сумму, не превышающую пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда.
Приведенные примеры нормы права в сочетании с вышеизложенными трудностями доказательства взяточничества представляют собой прочную оболочку, защищающую должностных лиц от уголовной ответственности за получение взятки.
Политическое
закрепление коррупции
Принятие
законов, выгодных и угодных коррупционированным
должностным лицам и
Независимо
от причин, действующее законодательство,
в котором выражается и закрепляется
политика государства, в том числе
экономическая и уголовная, создает
простор для дальнейшего
На современном этапе коррупция в криминогенном значении – это антисоциальное, общественно опасное, угрожающее экономической и политической безопасности Российской Федерации явление, пронизывающее ветви власти, составляющие совокупность преступлений, совершаемых должностными лицами в целях обогащения за счет государства, коммерческих и иных организаций и граждан.
Одним из факторов, благоприятствующих коррупции, является закон, сформулированный неоднозначно или содержащий оценочные признаки и тем самым представляющий должностным лицом возможность применять его по собственному усмотрению с целью обогащения.
Устранить этот фактор коррупции в идеале способен законодатель посредством точно определенного и однозначного формулирования правовых норм, которые обязывали бы должностных лиц зафиксировать решение, заложенное в самом законе.
Список
использованных источников
Нормативные
акты Российской Федерации
Литература
Информация о работе Уголовная ответственность за взяточничество