Уголовная ответственность несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Цель – анализ эффективности законодательной базы и программ взаимодействия следственных органов с органами профилактики преступления в борьбе с этим видом преступности.
В соответствии с этим в курсовой работе ставятся следующие задачи:
- дать общую характеристику преступности несовершеннолетних;
- выявить особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних;
- раскрыть основания освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних.

Работа содержит 1 файл

Кур1.docx

— 42.40 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  В настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще неустоявшимся мировоззрением подвижной системой ценностей. Представления несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных причин находятся на вербальном уровне, не стали осознанными, тем более автоматическими регуляторами его поведения. Внимание к подростку, молодежи в настоящее время должно быть резко усилено, особенно в плане предупреждения правонарушения, конфликтов, которые в некоторых регионах принимают острые, а то и пугающие формы.

  Современный уровень преступности несовершеннолетних настоятельно требует изучения всего комплекса проблем, обусловливающих это негативное социальное явление.

  В условиях, когда в силу трудности переходного периода в стране наблюдается тенденция активизации криминогенных факторов и роста преступности, значение исследования проблемы еще более актуализируется, ибо от обеспечения нравственного здоровья подрастающего поколения зависит будущее нашего общества [15,C.87].

 Объект – механизм уголовной ответственности несовершеннолетних.

 Цель – анализ эффективности законодательной базы и программ взаимодействия следственных органов с органами профилактики преступления в борьбе с этим видом преступности.

 В соответствии с  этим в курсовой работе ставятся  следующие задачи:

-  дать общую характеристику  преступности несовершеннолетних;

- выявить особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних;

- раскрыть основания освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних.

В качестве предмета выступают  нормативные акты, регламентирующие особенности уголовной ответственности  несовершеннолетних, другие документы, научные статьи.

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1.1. Основные черты и  причины преступлений несовершеннолетних

 

Преступления несовершеннолетних характеризуются следующими основными  чертами:

а) специфичностью предмета преступного посягательства (например, типично «подростковый» ассортимент похищенного);

б) спецификой времени и места совершения преступления, так как, с одной стороны, за временем пребывания вне дома и место нахождением несовершеннолетних в подавляющем большинстве случаев ведется контроль со стороны взрослых и поэтому они менее, чем взрослые, свободны в передвижении, а с другой – существуют места (дворы, подъезды и подвалы домов, парки, дискотеки и т.д.), где чаще всего в определенное время проводят досуг несовершеннолетние;

в) спецификой способа совершения преступления (групповой характер большинства преступлений несовершеннолетних; отсутствие последовательности и логики в их действиях, например, попытка проникнуть в помещение сначала одним, а потом другим путем; использование так называемых книжных способов совершения преступления, т.е. способов, основанных на подражании действиям героев детективных романов и кинофильмов; совершение преступлений «сериями», если первое не было своевременно раскрыто; совершение на месте происшествия озорных или циничных действий, например, бессмысленная порча товаров, разгром помещений, нецензурные надписи и т.д.; непринятие на месте происшествия тщательных мер к сокрытию следов преступления); [6,C.127].

г) спецификой сокрытия и использования результатов преступления, обусловленной во многом тем, что несовершеннолетний менее, чем взрослые свободны не только в передвижении, но в реализации и хранении имущества (например, создание несовершеннолетними хранилищ похищенного в близлежащих от места жительства сараях, на чердаках и т.д.), а также возрастными особенностями личности (например, создание хранилищ похищенного в лесу и других «таинственных» местах и, наоборот, нарочитое хвастанье похищенным);

д) спецификой личности преступника и мотивации преступного поведения;

е) спецификой личности потерпевшего.

Пункты «д» и «е» требуют более подробного анализа. Для несовершеннолетних первостепенное значение имеют проблемы самоутверждения (в первую очередь в группе сверстников) и показ своей «взрослости», что при еще неполной сформированности психики часто проявляется на фоне группового давления, подражания и внушения. Поэтому кража чужого имущества, совершенная подростками и юношами, часто не отличаются заведомо корыстными целями и устойчивостью корыстных мотивов. Мотивация таких преступлений во многих случаях связана с ложной романтикой, желанием завладеть престижной вещью, неправильны пониманием дружбы и товарищества, стремлением показать свою «взрослость», «смелость» [14,C.92].

Несмотря на принимаемые  меры по предупреждению правонарушений подростков, динамика совершенных ими  преступлений дает основание сделать  вывод о продолжающихся негативных процессах, протекающих в среде  несовершеннолетних.

«Преступления несовершеннолетних – это ответ на все те негативные процессы, которые происходят в нашем обществе» и с этим трудно не согласиться.

Анализ структуры преступности несовершеннолетних показывает, что  подростковой преступности свойственен  групповой характер. Именно в группе несовершеннолетние, как правило, совершают наиболее тяжкие деяния насильственного характера. Несмотря на то, что насильственные преступления не занимают в преступности несовершеннолетних ведущего места по количественным показателям, сам характер насильственных преступлений имеет повышенную общественную опасность: они причиняют непоправимый вред жизни и здоровью граждан, значительный материальный ущерб, вселяют чувства беспокойства и страха, причем растет дерзость таких преступлений и вооруженность лиц, их совершающих. Групповой способ совершения преступлений не только усугубляет насилие по отношении к потерпевшему, но и качественно изменяет это насилие, сущность которого состоит в том, что групповое насилие намного превышает пределы проявления насилия каждым из членов группы в отдельности.

К числу факторов, влияющих на увеличение насильственных преступлений несовершеннолетними, следует также  отнести бродяжничества и безнадзорности подростков [9,C.63].

Таким образом, среди причин, влияющих на рост насильственной преступности несовершеннолетних принципиальное значение имеют увеличение числа несовершеннолетних, оказавшихся без надлежащего  родительского попечения либо под  криминальным влиянием семьи или  ближайшего бытового окружения; обострение вопросов, связанных с общественно  полезной занятостью несовершеннолетних; недоступность для них многих форм досуга и самых необходимых  потребительских товаров; резкое сокращение количества клубов, спортивных секций, оздоровительных лагерей; снижение роли школы в воспитании подрастающего  поколения; распространение культа насилия на телевидении, видеофильмах, радиопередачах, литературе; межнациональные  конфликты и миграция населения; безнаказанность подростков, совершающих  правонарушения, в том числе преступления; недостатки и просчет в деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступности среди несовершеннолетних.

1.2. Системы и виды наказаний  несовершеннолетних

 

Согласно постановлению  Пленума Верховного Суда СССР «О практике применения судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность от 03 декабря 1976 г.»… наказание несовершеннолетних в особой степени должно быть подчинено  цели исправления и перевоспитания виновных и предупреждения совершения новых преступлений (в редакции постановления  Пленума №17 от 05.12.1986 г.).

Особенности психики несовершеннолетнего  и его социального статуса  предполагают особенности применяемых  к нему мер уголовного наказания: меры эти более мягкие, в большей  степени ориентированы на воспитательное воздействие и отражают условия  жизни несовершеннолетнего в  обществе. К несовершеннолетним не применяются наиболее суровые меры уголовного наказания (смертельная  казнь и пожизненное лишение  свободы), уголовный закон не предусматривает  применения к несовершеннолетним наказаний, применение которых невозможно или  нецелесообразно ввиду особенностей социального статуса несовершеннолетнего (лишение права занимать определенные должности, конфискация имущества, ограничение свободы и наказания, применяемые к военнослужащим) [6,C.164].

Видами наказания, назначаемыми несовершеннолетним, являются в соответствии со статьей 88 УКРФ:

a) штраф (часть 2, ст.88 УКРФ);

b) лишение права заниматься  определенной деятельностью (часть  1, ст.88 УКРФ);

c) обязательные работы (часть  3, ст.88 УКРФ);

d) исправительные работы (часть 4, ст.88 УКРФ);

e) арест (часть 5, ст.88 УКРФ);

f) лишение свободы на  определенный срок (часть 6, ст.88 УКРФ).

В статье содержится исчерпывающий  перечень наказаний, которые с определенными  в ней ограничениями могут  назначаться несовершеннолетним.

В этом перечне указана  почти половина всех видов наказаний, предусмотренных статьей 44 УКРФ (6 из 14). В него не вошли наказания:

1. которые нецелесообразно  назначать несовершеннолетним в  силу их социального, правового  и фактического положения (лишение  права занимать определенные  должности, а также наказания,  предусмотренные пунктами «в»,  «е», «ж», «з», «к» ст.44);

2. обусловленные положениями  пункта «а» конвенции о правах  ребенка, принятой Генеральной  Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, в соответствии с которой ни  один ребенок не должен быть  подвергнут пыткам или другим  жестоким, бесчеловечным или унижающим  достоинство видом обращения  или наказания. 

Ни смертная казнь, ни пожизненное  тюремное заключение не предусматривающие  возможности освобождения, не назначаются  за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет [12,C.217].

Вместе с тем из шести  видов наказаний, которые могут  назначаться несовершеннолетним, только одно не соединено с привлечением их к труду (штраф). Таким образом, труд остается наиболее эффективным  показателем становления виновного  на путь исправления. Поэтому рекомендации, которые суд может в соответствии с пунктом 7 дать органу, исполняющему наказания, должны касаться главным  образом организации процесса трудовой деятельности несовершеннолетних. Эти  рекомендации могут быть связаны  с методами и приемами воспитательного  характера, обусловленными личностью  несовершеннолетних и выявленными  судом.

Судом следует назначать  наказание в виде штрафа несовершеннолетним, объявленным полностью дееспособными, в соответствии со статьей 27 ГК РФ. Объявление несовершеннолетнего полностью  дееспособным производится по решению  органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо – при отсутствии такого согласия – по решению суда (часть 1 ст.27 ГКРФ). Это наказание может назначаться несовершеннолетним по смыслу закона, как в качестве основного, так и в качестве дополнительного.

Так штраф назначается  только при наличии у несовершеннолетнего  осужденного самостоятельного заработка  или имущества, на которое может  быть обращено взыскание. Определяя  размер штрафа, суд должен учитывать, что это наказание не должно лишать осужденного необходимых для  нормальной жизни материальных благ. В случае назначения несовершеннолетним наказания, связанного с изоляцией их от общества (арест или лишения их от общества на определенный срок) или помещения их в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение, судом необходимо решать вопрос о назначении им в качестве дополнительного наказания лишения права заниматься определенной деятельностью.

В остальных случаях вопрос о целесообразности назначения несовершеннолетним этого наказания в качестве основного  или дополнительного суды должны решать исходя из данных о личности виновного и конкретных обстоятельств  дела, а также жизненных ситуаций.

Содержание, размеры, правила  назначения и последствия неисполнения наказания в виде лишения права  заниматься определенной деятельностью  зафиксированы в статье 47 УКРФ.

В соответствии с частью 3 статьи 88 УКРФ обязательные работы назначаются  на срок от 40 до 160 часов, заключаются  в выполнении работ, посильных для  несовершеннолетнего и исполняются  или в свободное от учебы или  основной работы время. Продолжительность  исполнения данного вида наказаний  лицам в возрасте до 15 лет не может  превышать двух часов в день, а  лицам в возрасте от 15 до 16 лет  – трех часов в день. «Свободное от учебы время» не включает в себя время необходимое несовершеннолетним для самоподготовки, выполнения домашних заданий, при этом учитывается время дополнительного учения несовершеннолетнего: музыкальные школы, спортивные секции и т.д. Обязательные работы работающим несовершеннолетним назначаются с учетом характера и тяжести труда его по месту основной работы [8,C.50].

Порядок исполнения этого  наказания и правила обращения  с осужденными устанавливаются  уголовно-исполнительным законодательством  РФ.

В случае злостного уклонения  осужденного в возрасте от 16 до 18 лет от отбывания обязательных работ  последние заменяются ему арестом. При этом время, в течение которого несовершеннолетний отбывал обязательные работы, учитывается при определении  срока ареста при расчете: один день ареста за 8 часов обязательных работ (п.3 ст.49).

Исполнительные работы назначаются  несовершеннолетним на срок до одного года (часть 4 ст.88 УКРФ). Наказание это  применяется только к работающим несовершеннолетним. Данное наказание  по возможности не должно препятствовать социальному развитию несовершеннолетнего, например: поступлению в учебное  заведение.

Информация о работе Уголовная ответственность несовершеннолетних