Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 14:57, реферат
Прокурорам следует добиваться привлечения каждого виновного в причинении ущерба к материальной ответственности, использую при этом инициативу руководителей и юридической службы предприятий и организаций. Особое внимание необходимо уделять соблюдению конституционных прав на труд, жилище, авторское право, право избирателей и рационализаторов, прав, возникающих из брачно-семейных отношений, а так же применения закона о порядке обжалования в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права граждан.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Сущность и задачи прокурорского надзора………………………………….4
2. Надзор прокурора по гражданским делам в суде первой инстанции…….6
3. Прокурорский надзор по гражданским делам в стадии кассационного производства………………………………………………………………………...8
4. Прокурорский надзор в стадии исполнительного производства………...10
5. Деятельность прокурора по гражданским делам в стадии надзора……..12
Заключение………………………………………………………………………...15
Кассационные
протесты могут быть поданы в течение
десяти дней после вынесения решения
в окончательной форме. Прокуроры
обязаны в период кассационного
срока проверить все
Для того чтобы выявить незаконное или необоснованное решение, прокурору следует овладеть методикой проверки гражданского дела. Изучение дела следует начинать с искового заявления. Это даёт возможность определить подведомственность спора суду, правоспособность сторон, соблюдение порядка возбуждения гражданского дела, полномочия суда или судьи. Далее изучаются приложенные к исковому заявлению документы, представленные в суд доказательства, а также протокол судебного заседания. Из анализа этих документов прокурору становиться очевидным, соблюдены ли требования закона о всесторонности, полноте и объективности рассмотрения дела, о соблюдении судом требований материального закона и норм гражданского процесса. Если прокурор пришёл к выводу о незаконности или необоснованности решения суда, он приносит кассационный протест.
Протест прокурора содержит определённые реквизиты:
Основаниями кассационного опротестования в соответствии со ст. 306 ГПК являются:
Если прокурор в ходе судебного заседания убеждается в необоснованности принесённого протеста, он не вправе его отозвать, протест подлежит отклонению кассационной инстанции.
Участвуя в суде кассационной инстанции, прокурор осуществляет надзор за исполнением законов, как составом судей, так и участниками судебного заседания. В случае установления нарушения закона прокурор делает об этом заявление суду, а затем использует этот факт при принесении протеста в порядке надзора, если нарушение повлекло за собою принятие судом незаконного и необоснованного определения.
Деятельность
прокурора в суде кассационной инстанции
завершается составлением отчета (заключения),
в котором указываются: содержание
решения суда, повод к рассмотрению
дела в кассационной инстанции, мотивы
опротестования или обжалования решения
и результаты рассмотрения дела. Руководитель
органа прокуратуры утверждает отчет
прокурора, которой после этого становится
процессуальным документом.
4.
Прокурорский надзор
в стадии исполнительного
производства
В стадии исполнительного производства реализуются предписания судов и других государственных органов и общественных организаций, содержащиеся в их решениях. Вынесение судом решения об удовлетворении иска ещё не означает его автоматического проведения в жизнь. Эффективность и действенность решения суда определяется в конечном итоге реальным его исполнением. Поэтому прокуроры, осуществляющие надзор за законностью рассмотрения гражданских дел в судах, обязаны уделять такое же пристальное внимание правильному и своевременному исполнению решений суда, какое они уделяют соблюдению законов в предшествующих стадиях гражданского судопроизводства.
Предметом надзора являются гражданские дела, исполнительное производство, все гражданско-процессуальные действия, совершаемые в стадии исполнения решений, определений и постановлений суда. Субъектами исполнения решений являются суды, судебные исполнители, предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане.
Особое внимание прокуроры должны придавать проверке законности и своевременности исполнения решений суда о возмещении материального ущерба, причинённого предприятиями, учреждениями и организациями, о восстановлении на работу не законно уволенных, о выселении из жилого помещения, о взыскании алиментов на содержание детей и другие решения, которые направлены на восстановление прав и законных интересов государства, предприятий, учреждений и организаций, а также граждан.
Прокурор проверяет законность и обоснованность таких решений в ряде случаев только тогда, когда к нему поступают жалобы от заинтересованных лиц на отказ соответствующих должностных лиц исполнить решение суда. В таких случаях прокурор, используя свои полномочия, принимает меры к исполнению судебного решения.
При установлении нарушения закона о порядке исполнения судебного решения прокурор приносит представление в суд или в местные органы юстиции, которые обязаны принять меры к упорядочению исполнения решений и сообщить об этом прокурору. В случае нарушения судебным исполнителем закона о порядке исполнения решения суда, в подчинении которого он находится, прокурор приносит в этот суд протест. Если отказ от исполнения решений суда носит преступный характер, прокурор вправе возбудить против виновного уголовное преследование.
Правильная
организация работы прокуроров по проверке
исполнительного производства оказывает
положительное воздействие на совершенствование
работы следственного аппарата органов
прокуратуры и внутренних дел. Следователи
не всегда производят опись имущества
у лиц, совершивших преступление; не всегда
передают описанное имущество под ответственное
хранение конкретным лицам; не всегда
к обвинительному заключению приобщаются
справки о размере причинённого ущерба
и возмещении ущерба. Располагая этими
сведениями, прокурор принимает меры к
устранению отмеченных недостатков в
деятельности работников следственного
аппарата по возмещению материального
ущерба, причиненного преступлениями.
5. Деятельность прокурора по гражданским делам в стадии надзора
Надзорное производство по гражданским делам, также как и в уголовно судопроизводстве, является стадией исключительной. Исправление ошибок судов первой инстанции должно происходить, как правило, в судах кассационной инстанции. Между тем в надзорном порядке пересматриваются куда более неправосудных решений, чем в кассационном порядке. Прокурорский надзор в стадии надзорного производства является одной из существенных гарантий успешного пересмотра в решений, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу.
Субъектами надзорного опротестования являются должностные лица органов прокуратуры. Прокурор, не обладающий правом принесения надзорного протеста, вносит соответствующее представление вышестоящему прокурору, правомочному это сделать. Полномочия по принесению протестов прокуроры используют в случае необходимости исправить ошибки судов первой инстанции, которые не были своевременно исправлены. Предметом опротестования могут быть также определения судов кассационной инстанции, когда необоснованно отменялись или изменялись законные и обоснованные решения.
Закон
предоставляет прокурорам право
принесения надзорного протеста, а
также прокурорам районов и городов
– право истребовать из суда гражданских
дел для разрешения вопроса о
наличии оснований для
Каждая жалоба на решение, вступившее в законную силу, подлежит тщательной проверке. При этом не может быть без внимания оставлен ни один довод, приведённый в жалобе. В результате проверки жалобы и изучения материалов дела прокурор принимает решение об отказе в принесении протеста или о принесении протеста.
В случае отклонения жалобы прокурор составляет заключение. В нем указывается: содержание решения суда; наиболее существенные доводы, приводимые в жалобе; ссылка на доказательства опровергающие доводы жалобы, материальные и процессуальные основания, в силу которых решения суда признаются законными и обоснованными; решение об отказе в принесении жалобы. Заключение подписывается прокурором, от имени которого оно составлено, и утверждается прокурором, правомочным принести надзорный протест. После этого заключение приобретает силу процессуального документа.
В случае необходимости прокуроры вправе приостановить исполнение соответствующих решений, определений и постановлений до окончания производства в порядке надзора. Указание прокурора о приостановлении решения дается в письменном виде, и направляются в суд, принявший решение по делу.
На обязанности прокурора лежит также надзор за соблюдением закона и норм процесса, как составом суда надзорной инстанции, так и участниками процесса. Прокурор проверяет полномочия суда данного состава на рассмотрение конкретного дела. Если кто-то из судей неправомочен, участвовать в рассмотрении дела, прокурор заявляет ему отвод.
Деятельность
прокурора в суде надзорной инстанции
заканчивается его надзором за законностью
и обоснованностью
Проверяя дело, прокурору надлежит иметь в виду особенности оснований к возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Этими основаниями являются:
Установив новые обстоятельства, прокурор в течение трёх месяцев со дня их обнаружения подаёт заявление в суд, вынесший решение. В заявлении прокурор указывает конкретные обстоятельства, являющиеся новыми для заявителя. При этом он даёт обоснование их существенного значения по делу и указывает обстоятельства, в силу каких причин они не были известны заявителю.
Заявление прокурора о возобновлении дела суд рассматривает в судебном заседании с участием прокурора. Суд, рассмотрев заявление о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, вправе, удовлетворив заявление, отменить решение, определение или постановление, либо отказать в удовлетворении заявления, тем самым отказаться в пересмотре дела. Определение суда об удовлетворении заявления о пересмотре решения, определения или постановления обжалованию не подлежит.
В
случае отмены решения, определения
или постановления дело рассматривается
в обычном порядке.
Заключение
Прокурорский надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах нельзя отождествлять с так называемым судебным надзором как особым процессуальным способом проверки приговоров и решений с точки зрения их законности и обоснованности, а также их отмены, а в некоторых случаях и исправления, когда они этим требованиям не удовлетворяют.
Прокурор,
участвующий в судебном заседании,
установив нарушение закона, независимо
от их характера, обязан принять меры
к их устранению путём соответствующего
заявления ходатайства перед судом либо
путём протеста. В тех случаях, когда нарушение
закона выявляются прокурором при проверке
дел, рассмотренных без его участия, он
вносит представление председателю суда.
Прокурор не наделён правом отменять или
изменять незаконные и необоснованные
решения суда, заключение прокурора и
высказанные им мнения по возникающим
во время судебного разбирательства вопросам
не обязательны для суда рассматривающего
дело. Они учитываются судом лишь в меру
их обоснованности.
Информация о работе Участие прокурора при рассмотрении судами гражданских дел