Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:44, реферат
Цель данной работы – исследовать судебно-психологическую экспертизу в РФ с точки зрения современного законодательства Российской Федерации. В соответствии с определенной целью в представленной работе были поставлены и решены следующие задачи:
Изучить нормативно-правовые акты регламентирующие производство экспертизы в РФ;
Рассмотреть вопросы которые могут быть поставлены перед экспертом;
исследовать суть судебно-психологической экспертизы;
Введение 3
1. Нормативно-правовые акты регламентирующие производство экспертизы в РФ 4
2. Вопросы которые могут быть поставлены перед экспертом 6
3. Суть судебно-психологической экспертизы 8
Cписок литературы 14
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ».
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ.
Кафедра Уголовного права
дисциплина
Судебная экспертиза
Реферат
на
тему: «СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ЭКСПЕРТИЗА».
Санкт-Петербург
2011
Содержание
Введение 3
1. Нормативно-правовые акты регламентирующие производство экспертизы в РФ 4
2. Вопросы которые могут быть поставлены перед экспертом 6
3. Суть судебно-психологической экспертизы 8
Cписок
литературы 14
Введение
Изучение
судебной практики показывает, что в результате
своевременного и обоснованного применения
специальных психологических познаний
и методов научной психологии, позволяющих
объективно устанавливать причины и внутренние
механизмы конкретных поступков людей,
вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства,
существенно расширяются возможности
доказывания многих фактов, необходимых
для правильного разрешения уголовных
дел. Основная форма использования психологических
познаний в современном уголовном процессе
– это судебно- психологическая экспертиза.
Она способна оказывать значительную
помощь в решении вопросов о виновности
лиц, совершивших общественно опасные
деяния, квалификации преступлений, индивидуализации
ответственности.
Объектом исследования данной работы является судебно- психологическая экспертиза. Предмет исследования – основные аспекты проведения судебно-психологической экспертизы . Работа состоит из введения, теоретической части и заключения, включает список использованной литературы. Данная работа изложена на 14 страницах, для написания использовано 10 научных источников.
1. Нормативно-правовые акты регламентирующие производство экспертизы в РФ.
Под
судебной экспертизой понимается экспертиза,
проводимая в порядке, установленном
Уголовно-процессуальным Кодексом РФ
(УПК РФ). По смыслу процессуального
закона никакие иные нормативно-правовые
акты не могут регламентировать проведение
судебной экспертизы. Более того, суд,
прокурор, следователь, орган дознания
не вправе применять любой закон,
противоречащий УПК РФ. Судебная экспертиза
производится специально уполномоченным
лицом, - экспертом. Эксперт должен обладать
специальными знаниями и быть назначенным
в порядке, установленном УПК РФ (ст. 57 УПК
РФ). Согласно положениям Федерального
закона от 31 мая 2001 г. №73-ФЗ «О государственной
судебно-экспертной деятельности в Российской
Федерации», судебная экспертиза представляет
собой процессуальное действие, состоящее
из проведения исследований и дачи заключения
экспертом по вопросам, разрешение которых
требует специальных знаний в области
науки, техники, искусства или ремесла
и которые поставлены перед экспертом
судом, судьей, органом дознания, лицом,
производящим дознание следователем или
прокурором, в целях установления обстоятельств,
подлежащих доказыванию по конкретному
делу. Федеральный закон от 31 мая 2001 г.
№ 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной
деятельности в Российской Федерации».
В настоящее время правовую основу организации
и деятельности государственных судебно-экспертных
учреждений составляют помимо названного
Федерального закона Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации, Гражданский
процессуальный кодекс Российской Федерации,
Арбитражный процессуальный кодекс Российской
Федерации, Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях,
Таможенный кодекс Российской Федерации,
Налоговый кодекс Российской Федерации
и нормативные правовые акты Министерства
юстиции РФ, Министерства внутренних дел
РФ, Министерства здравоохранения РФ и
др. Понятие доказательств регламентируются
в УПК Ст. 74, ГПК ст.55, АПК ст.64. Допустимые
(недопустимые) доказательства – УПК ст.17,
ст.75, ст.80, ст. 88; ГПК ст. 59, ст. 60, ст. 67; АПК
ст.67, ст. 68, ст. 71, ст. 162. Заключение эксперта
– УПК ст. 80, ст. 204, ст. 206; ГПК ст.86; АПК ст.
86; ФЗ «О государственной судебно-экспертной
деятельности в РФ» ст. 25. Комиссионная
экспертиза – УПК ст.200; ГПК ст.83; АПК ст.84. Комплексная
экспертиза - УПК ст.201; ГПК ст.82; АПК ст.85. Порядок
производства экспертизы - УПК ст.283; ГПК
ст.84; АПК ст. 83. Права и обязанности эксперта
- УПК ст. 57; ГПК ст. 85; АПК ст. 55. Ответственность
эксперта - УПК ст. 57; ГПК ст.80; АПК ст. 55;
УК ст. 307, ст. 310. Вызов эксперта в суд - УПК
ст.205, ст. 282; ГПК ст. 187; АПК ст.74, ст.86,
ст. 157. Отвод эксперта - УПК ст. 62, ст. 70; ГПК
ст.16,ст. 21; АПК ст.8,ст. 23, ст. 24, ст.25, ст. 26. Назначение
повторной (дополнительной) экспертизы
- УПК ст.207; ГПК ст.87; АПК ст. 87.
2. Вопросы которые могут быть поставлены перед экспертом.
Основные вопросы, на
которые приходится отвечать психологу
в большинстве судебных дел, можно разделить
на три категории:
а) вопросы диагностического
характера, касающиеся личностной динамики,
наличия психоза или органической психопатологии,
доказательств симуляции;
б) вопросы, требующие перехода
от уровня диагностики к вынесению экспертных
заключений, касающихся специфических
правовых вопросов, правоспособности
отвечать перед судом, связи психол. расстройства
с аварией, соблюдения интересов ребенка;
в) вопросы, касающиеся решений
по делу - необходимости направления на
лечение и прогноза его результатов, возможности
опасного поведения в будущем и т. д. Для
ответа на такие вопросы судебному психологу
недостаточно лишь традиционных диагностических
умений, ему также необходимо владение
специальными оценочными процедурами
и знание рассматриваемого судебного
дела. Кроме того, ему придется столкнуться
с важными проблемами, касающимися конфиденциальности,
которые будут изменяться от ситуации
к ситуации. Прежде чем приступать к оценке,
психолог должен также проработать с адвокатами
круг вопросов, которые перед ним ставятся,
и помочь им понять, что психол. оценка
может дать и чего она дать не может. Адвокат
должен тж понимать, что психолог получает
свой гонорар только за оценку и что он
не несет обязательств свидетельствовать
в интересах клиента. Будут предоставляться
такие свидетельские показания или нет,
зависит от результатов проведенной оценки. Психологу
также необходимо ознакомиться с «судебной
историей» (forensic history), которая является
более обширной, чем обычная биография,
и зачастую включает такую информацию,
как клинические записи, полицейские отчеты
и свидетельские показания. На эти источники
информации впоследствии надлежит ссылаться
при составлении заключения по результатам
оценки.
3. Суть судебно-психологической экспертизы.
Судебно-психологическая
экспертиза является самостоятельным
видом судебной экспертизы, состоящим
в использовании специальных (профессиональных)
психологических познаний для установления
реальных обстоятельств, входящих в
процесс доказывания. Она имеет свой предмет,
собственные объекты и методы экспертного
исследования. В предмет судебно-психологической
экспертизы входит обширный круг обстоятельств,
характеризующих субъективную сторону
совершенного деяния, наличие и пределы
осознания и руководства (управляемости)
своим поведением в уголовно релевантных
ситуациях, а также состояния и свойства
личности, значимые для индивидуализации
ответственности и наказания. Объектами
судебно-психологической экспертизы служат
источники информации о психической деятельности
человека - результаты экспериментально-
Методика
судебно-психологической
1.
Сбор материалов, необходимых для
проведения экспертизы - следователь
(суд), предвидя возможность
2.
Сбор информации о личности
испытуемого - в ходе изучения
личности собираются сведения
о том, как он рос, развивался,
какие имеются неблагоприятные
наследственные факторы, каким
образом и в чем конкретно
проявлялись особенности его
нервной системы, психики,
3.
В процессе расследования
4.
Сбор информации о ситуации, имеющей
значение для всестороннего