Сравнительная характеристика Закона Шариата и Уголовного Кодекса Рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:41, реферат

Описание работы

Говоря о сравнение УП по законам Шариата и УП РФ следует начать с основополагающих признаков того и другого закона. Если признаками УП РФ являются….то УП по З.Шариата основано на следующих принципах :
Источником права являются тексты религиозного характера
Криминализация греховных и аморальных поступков
Первоочередная охрана ценностей, связанных с религией

Работа содержит 1 файл

Шариат и УК РФ.docx

— 23.02 Кб (Скачать)

Говоря о сравнение  УП по законам Шариата и УП РФ следует начать с основополагающих признаков того и другого закона. Если признаками УП РФ являются….то УП по З.Шариата основано на следующих принципах :

Источником права  являются тексты религиозного характера

Криминализация греховных и аморальных поступков

Первоочередная  охрана ценностей, связанных с религией

Суровые наказания (в том числе членовредительские)

     В настоящий момент действие религиозных  уголовно-правовых норм ограничено некоторыми мусульманскими государствами, где действует шариат (ИранСаудовская АравияПакистанСудан и другие).

     Мусульманское уголовное право устанавливает  четко опреде ленные наказания (причем весьма суровые) за такие преступле  ния, как убийство, прелюбодеяние, ложное обвинение в прелю бодеянии, воровство, употребление спиртных напитков, воору  женное ограбление и бунт. Наказание  за остальные преступления определяет сам судья по своему усмотрению.

     Другими словами, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.

     Принятая  в 1979 г. Конституция исламской республики Иран провозглашает, что все законодательство, в том числе уголовное, должно соответствовать шариату, а суды в борьбе с преступностью обязаны применять установленные им меры наказания. В 1981 г. вступил в силу так называемый закон о Киншасе, 199 статей которого повторяют положения традиционного мусульманского уголовного права (широкое применение смертной казни, наказа ние плетьми,избиение камнями, наказание по принципу талио на). Процесс исламизации затронул и другие страны (Пакистан, Судан, Мавритания).

     Мусульманское судопроизводство довольно простое. Едино  личный судья рассматривает дела всех категорий. Иерархии судов обычно не существует. Сегодня в некоторых  странах (Турция, Египет, Тунис, Пакистан, Алжир, Марокко, Гвинея) мусульман ские суды ликвидированы и заменены судами обычного судопро изводства. Однако во многих арабских государствах мусульман  ские суды продолжают играть немалую  роль в механизме регули рования  общественной жизни. Как правило, к  судьям предъявляются высокие квалификационные требования с точки зрения их религиозно-правовой подготовки.

     Мусульманское право, несмотря на существенное влияние  со стороны европейских правовых систем, все же остается самосто  ятельной правовой семьей, оказывающей  серьезное воздействие на миллионные массы людей во всех уголках земного  шара.

     уголовное право, основанное на различии между  твердо установленными (худуд) и дискреционными (тазир) наказаниями. К весьма жестким  мерам приговаривают за убийство, за прелюбодеяние, за воровство, за ограбление, за употребление спиртных напитков и  др. Деликтное право, устанавливающее  меры уголовно-правовой ответственности; отрасль так называемых властных норм – сфера государственного и административного; международное право (сийар).

     «Дискреционные  наказания определяются по усмотрению судьи (кади) за любое нарушение закона. Наказания носят устрашающий  характер, предусмотрены также членовредительские наказания (отсечение рук, ног, четвертование, избиение плетьми, палками и т.д.). 

     Все поступки в мусульманском  праве подразделяются на пять основных категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. В  основе данной классификации  лежат соответствующие  религиозно – нравственные оценки тех или  иных актов поведения. Нормы мусульманского права могут быть также классифицированы (с  точки зрения их общности) на нормы-принципы, сформулированные в виде теоретических  обобщений, и казуальные нормы, возникавшие, как правило, эмпирическим путем (таковы, например, нормы Сунны)». 
 

     3.6. Уголовное право  (преступления и  наказания)

 

     Мусульманские ученые юристы в прошлом не различали  религиозные, этические и юридические  аспекты шариата и тем более  не выделяли различные сферы права. Следовательно, принципы и правила  шариата, относящиеся к тому, что  на современном языке называется уголовным правом, доказыванием и  судебной процедурой, могут быть выведены только из общих трактатов по исламской  юриспруденции.

     Современные авторы выделяют в шариате три  основные категории преступлений: худуд, джинайят и тазир.

     К категории худуд относится строго определенный список тяжких преступлений: отступление от веры, кража, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, ложное обвинение, за которые обязательно  следует специфическое наказание: смерть, казнь, либо членовредительские (за 1-ю кражу отрубали руку, за 2-ю  отсекали левую ногу, за прелюбодеяние  забрасывали камнями), применение которого не должно зависеть от воли официальных  властей или частных лиц.

     К джинайяту относятся такие преступления, как убийства и нанесение тяжких телесных повреждений. В этой категории  преступлений шариат различает умысел и неосторожность. В качестве наказания  за преступления джинайят могут быть назначены: кизас (наказание по принципу талиона - "око за око"), назначаемое  за умышленное преступление; дийи (денежной компенсации) жертве или пережившим его или ее родственникам за неумышленное убийство; членовредительские по принципу Талиона. Мусульманское право знало  также имущественные санкции, например конфискации и т.п. и позорящие  наказания - бритье бороды, лишение  права носить чалму и др.

     Мера  наказания за последнюю категорию  преступлений - тазир - определяется суждением  местного правителя и его судей, стремящихся к исправлению и  дисциплинированию подданных.

     Убийству  и нанесению тяжких телесных повреждений  посвящены несколько текстов  Корана и Сунны. Говоря о юридической  природе этих преступлений, мы можем  просто процитировать стихи 2: 178 и 5: 45 Корана. Эти стихи можно перевести  следующим образом: "О, те, которые  уверовали! Предписано вам возмездие (кизас) за убитых: свободный - за свободного, и раба - за раба, и женщину - за женщину. А кому будет прощено что-нибудь его братом (родственником убитого), то - следование по обычаю и возмещение ему во благо (то пусть ему будет  предоставлена любая разумная компенсация). Это облегчение Господа вашего и  милость; а кто преступит после  этого, для него - наказание болезненное".

     "И  предписали мы им в ней (в  Торе), что душа за душу, и око  за око, и нос за нос, и  ухо за ухо, и зуб за зуб,  и раны - отмщения (должны караться  кизасом равным воздаянием). А  кто пожертвует это милостыней (кто милостиво откажется от  равного воздаяния), то это - искупление  за него. А кто судит не по  тому, что низвел Аллах, те - несправедливы".

     Поскольку у жертвы и его или ее родственников, как следует из обоих стихов, есть определенное право выбора, джинайят тем самым выводится из категории  преступлений класса худуд, по отношению  к которым такого права нет. Можно  предположить, что свобода выбора в рамках джинайят прежде могла интерпретироваться в свете обычного права арабских племен, господствовавшего в раннем мусульманском обществе. И круг лиц, имевших право определять форму  наказания, и справедливые размеры  компенсации (дийя) определялись существовавшими  в Аравии седьмого века обычаями. Сунна  и практика ранних мусульман показывают нам, как работал принцип джинайят.

     3.7 Суд и процесс

 

     Суд в халифате был отделен от администрации. Верховным судьей считался халиф. В  целом правосудие было привилегией  духовенства. Существовала коллегия наиболее авторитетных богословов, которые назначали  нижестоящих судей - Кади. Кади рассматривали  судебные дела всех категорий, наблюдали  за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли  законность землепользования. При вынесении  решений кади руководствовались  прежде всего Кораном и дополнениями к нему и решали дела на основе самостоятельного толкования. Судебные решения были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключения составляли случаи, когда сам халиф или его  уполномоченные изменяли решения кади. Немусульманское население обычно подлежало юрисдикции судов, состоящих  из представителей своего духовенства.

     В исламе все люди равны перед законом, и закон равно справедлив ко всем без исключения гражданам, даже к  самым ничтожнейшим. Все граждане обладают равными правами, в том  числе и правом на защиту в случае обвинения. Никто не должен возвышаться  над законом, как бы ни был он могуществен, богат и влиятелен. Если кто-то может  откупиться от справедливо заслуженного наказания, это значит, что общество испорчено и подлежит исправлению. Когда правосудие вершит истинный ислам - судья должен быть выше коррупции  и взяточничества и не страшиться могущества подлежащих суду людей. Более  того, шариатский закон постановляет, что судья отстраняется от ведения  дела, если он зол, голоден, беспокоен  или рассеян. С обвиняемыми нельзя обращаться как с преступниками  до полного завершения дела и признания  их виновными. Никто не может быть лишён свободы до вынесения обвинительного приговора независимым и беспристрастным  судом. Никто не должен подвергаться угрозам, наказанию и лишению свободы по чужой вине или в целях устрашения и усмирения остальных граждан.

     Шариатский  закон всегда вершится открыто, не зверства ради и отнюдь не на потеху кровожадной  толпе, но для того, чтобы все видели беспристрастность и сдержанность совершаемого правосудия. Мусульмане не одобряют практику проведения закрытых судилищ и тайных наказаний, справедливо  опасаясь возможности применения пыток  и негуманного обращения с  людьми.

     Во  всем, что касается процедуры и  практики применения уголовного права, шариат остается крайне рудиментарной  и неформальной системой. Широкие  и неупорядоченные административные полномочия правителей и их чиновников касаются всех сфер правления, в том  числе и практики уголовного права. Например, халиф имел право единолично решать, вводить или нет специальных  судей и каким образом следует  контролировать и регулировать их деятельность. Те лица, которые назначались на судейскую должность (и другие официальные  лица, имевшие юридические и квази-юридические  функции), в свою очередь, обладали широкими полномочиями в отношении процедуры  досудебного и судебного разбирательства.

     Особенностью  судопроизводства мусульманского права  является различие гражданского и уголовного процессов. Уголовный процесс возбуждался  государственными органами. Следствие  и розыск преступников осуществлялись шуртой (уголовной полицией). Гражданский  процесс возбуждался частными лицами. Сбор доказательств по существу дела осуществлялся сторонами. Шариат различает  следующие виды доказательств: свидетельские  показания (четыре свидетеля мужского пола и мусульманской веры), вещественные доказательства, религиозная клятва. Практиковались пытки. Приговор был  окончательным, пересмотру не подлежал (кроме как по вновь открывшимся  обстоятельствам). 

     В отличии от УК РФ функции Законов  Шариата заключены в устрашении.

     В УК РФ изменения возможны в З.Шариата  нет.

Информация о работе Сравнительная характеристика Закона Шариата и Уголовного Кодекса Рф