Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:52, контрольная работа
Специальный субъект – это лицо, обладающее наряду с вменяемостью и возрастом уголовной ответственности также иными дополнительными признаками, указанными в законе или прямо вытекают из него, ограничивающими круг лиц, которые могут нести ответственность за данное общественно опасное деяние.
1. Понятие и виды специального субъекта.
1.1 Субъекты должностных преступлений.
1.2. Военнослужащие.
2. Заключение.
Нижегородский
государственный университет
Юридический
факультет
Контрольная работа по уголовному праву
Вариант
4. Специальный субъект
преступления
Выполнил студент 2ого курса,
группы 11-23,
заочного отделения: Ильин И. С.
Проверила:
Киселева И. А.
Нижний Новгород
2010 г.
ПЛАН
1.
Понятие и виды специального
субъекта.
1.1
Субъекты должностных
1.2. Военнослужащие.
2. Заключение.
1.Понятие и виды специального
субъекта.
Специальный субъект
– это лицо, обладающее наряду с
вменяемостью и возрастом уголовной
ответственности также иными
дополнительными признаками, указанными
в законе или прямо вытекают из него, ограничивающими
круг лиц, которые могут нести ответственность
за данное общественно опасное деяние.
Общественно опасное
деяние будет признано преступлением
только тогда, когда в деянии будут
установлены все признаки состава
преступления (ст. 8 УК РФ), в том числе признаки
специального субъекта.
Признаки специального
субъекта – это конкретные особенности
субъекта данного преступления, выходящие
за рамки общих требований к субъектам
других преступлений. Они характеризуют
весьма разнообразный круг свойств субъекта.
При этом законодатель
не случайно устанавливает уголовную
ответственность применительно
к каждому конкретному составу.
Во-первых, в реальной действительности
преступления совершаются именно теми
лицами, с которыми связана возможность
привлечения к уголовной ответственности.
Например, воинское преступление. Во-вторых,
некоторые деяния достигают той степени
общественной опасности, которая вызывает
необходимость установления уголовной
ответственности, лишь когда они совершены
лицом, обладающим признаками специального
субъекта. Например, взятку может получить
и лицо, не являющееся должностным. Однако
общественную опасность взятка приобретает
только тогда, когда она принята должностным
лицом, поскольку она нарушает нормальную
деятельность государственного органа
и дискредитирует его в глазах общества.
Признаки специального
субъекта как правила прямо указаны
в конкретной норме Особенной
части УК РФ. Иногда их можно уяснить
путём систематического, грамматического
и логического толкования нормы права.
Так, ст. 124 УК РФ устанавливает ответственность
за неоказание помощи больному. Закон
не указывает прямо на субъекта преступления,
но называет его существенный признак:
обязанность этого лица оказывать помощь
больному по закону или специальному правилу.
В соответствии со специальными правилами,
установленными компетентными органами
здравоохранения России, все медицинские
работники (врачи, фельдшеры, акушеры,
медицинские сёстры и другие) обязаны
оказывать первую неотложную помощь гражданам
в дороге, на улице, на дому в иных общественных
местах.
Правовое значение
общих и специальных признаков
субъекта преступления неодинаково. Отсутствие
хотя бы одного из общих признаков
субъекта означает вместе с тем и
отсутствие состава преступления. При
отсутствии признаков специального субъекта
преступления возникает иная ситуация:
в отдельных случаях отсутствие этих признаков
полностью исключает уголовную ответственность,
в других – меняется лишь квалификация
преступления.
При определении
признаков специального субъекта важное
значение имеют положения, содержащиеся
в ведомственных нормативных актах: уставах,
положениях, инструкциях и приказах, которые
определяют служебные полномочия тех
или иных работников предприятий, учреждений,
организаций. Суд при квалификации общественно
опасного деяния обязан рассмотреть по
существу и обсудить характер тех специальных
обязанностей, полномочий, которые возложены
на соответствующего работника. При этом
данные ведомственных нормативных актов
должны приниматься судом как один из
аргументов того или иного решения вопроса
Не исключена возможность, что суд, оценив
по существу те действия, которые совершал
виновный, в какой-то части не согласиться
с ведомственной квалификацией работников
предприятия, учреждения, организации
и, исхода из оценки совершаемых лицом
действий, не признает или, напротив, не
признает его специальным субъектом преступления.
Признаки специального
субъекта в теории уголовного права
получили название факультативных признаков
в общем понятии состава преступления,
поскольку они не являются обязательными
для всех конкретных составов преступлений.
Признаки специального
субъекта могут быть классифицированы
по следующим основаниям:
1) по половому
признаку: мужчина (ст. 131 УК РФ);
2) по государственно-правовому
положению: гражданин России (ст. 275 УК
РФ), иностранный гражданин, лицо без гражданства
(ст. 276 УК РФ);
3) по семейному
положению: родители или лица,
их заменяющие, дети (ст.ст. 156, 157 УК
РФ);
4) по отношению
к военной обязанности: призывник
(ст. 328 УК РФ), военнослужащий (ст.ст. 331-352
УК РФ);
5) по должностному
положению: должностное лицо (ст.ст.
285-290, ч.2 ст. 138, ст.ст. 143, 149, 144 УК РФ
и другие), дознаватель, следователь,
судья, прокурор, работник милиции
(ст.ст. 299-305, 310-311 УК РФ), механик (ст. 266УК
РФ), командир воздушного судна (ст. 271 УК
РФ) и другие;
6) по профессиональным
обязанностям: врач, другие медицинские
работники (ст.ст. 124, 128 УК РФ);
7) по особому
положению лица, связанному с
совершением преступления: лица, отбывающие
наказание, ранее судимые, рецидивисты,
осуждённые за тяжкие преступления, лица,
находящиеся под стражей (ст.ст. 161, 162, 313,
314, ч.ч.3 ст. 158, 159 УК РФ и другие);
8) по характеру
выполняемой работы: лицо, которому
сведения, составляющие государственную
тайну, были доверены по службе или работе
(ст.ст. 283, 284 УК РФ), член избирательной
комиссии (ст. 142 УК РФ), работник торговли
(ст. 200 УК РФ) и другие.
На протяжении
всей истории уголовного законодательства
просматривается устойчивая тенденция
к увеличению количества составов со специальным
субъектом. Действующий УК содержит около
40 % составов со специальным субъектом.
В Особенной
части УК РФ выделены две главы, содержащие
целые системы норм со специальным
субъектом: преступления против государственной
власти, интересов государственной службы
и службы в органах местного самоуправления
(гл. 30), преступления против военной службы
(гл. 33).
Высшие судебные
органы неоднократно обращали внимание
на необходимость установления признаков
специального субъекта.
В настоящее
время в практике судебных и следственных
органов возникают трудности
при квалификации должностных преступлений,
связанные с изменчивостью
Далее дана характеристика
наиболее крупных и вызывающих наибольшее
число вопросов групп специальных субъектов.
Возможно и соучастие в
Например, исполнителем
должностного подлога (ст. 292 УК РФ) может
быть только должностное лицо.
Другие соучастники,
не обладающие признаками специального
субъекта, несут уголовную
1.1 Субъекты
должностных преступлений.
Уголовный кодекс
РФ содержит две группы преступлений,
связанных с выполнением
Должностными
лицами признаются лица, постоянно, временно
или по специальному полномочию осуществляющие
функции представителя власти либо
выполняющие организационно-
Выполняющим управленческие
функции в коммерческой или иной
организации признаётся лицо, постоянно,
временно или по специальному полномочию
осуществляющие функции представителя
власти либо выполняющие организационно-
Толкование организационно-
Под организационно-
Административно-хозяйственные
обязанности следует определять
как полномочия по управлению и распоряжению
государственным имуществом, установлению
порядка его хранения, переработки,
реализации, обеспечению контроля за
этими операциями, организации бытового
обслуживания населения и так далее. Такими
полномочиями обладают начальники планово-хозяйственных,
снабженческих, финансовых отделов и служб
и их заместители, заведующие складами,
магазинами, мастерскими, ателье, ведомственные
ревизора и контролёры. Указанные разъяснения
устарели. Необходимы новые разъяснения.
Несмотря на
довольно чёткое разграничение преступлений
против интересов службы в коммерческих
и иных организациях и преступлений
против интересов службы в государственных
органах, на практике разграничение субъектов
данных преступлений вызывает сложности.
Так, директор муниципального предприятия
жилищно-комунального хозяйства за получение
двух взяток признан субъектом должностного
преступления и осуждён. Изложенные в
кассационной жалобе доводы о том, что
предприятие жилищно-комунального хозяйства
является коммерческой организацией,
признаны судом необоснованными.
Совершение общественно
опасного деяния лицом, занимающим государственную
должность Российской Федерации, рассматривается
в качестве квалифицирующего признака
в преступлениях, предусмотренных статьями
285-287, 290 УК РФ. В качестве субъектов преступлений
предусмотренных статьями 288 и 292 УК РФ
упоминаются государственные служащие.
В Российской Федерации
установлен специальный правовой статус
государственных служащих и лиц, занимающих
государственные должности. Не все лица,
занимающие должности в государственных
органах, являются государственными служащими.