Автор: Ирэна Курм, 07 Октября 2010 в 23:20, реферат
Вопросы о понятии уголовно-исполнительной политики, ее сущности, содержании, обусловленности уровнем социально-экономического развития страны раскрыты в трудах ученых -- политологов, экономистов, социологов, философов, педагогов, психологов, правоведов и пр., отражены в нормативных актах различных отраслей права, правоприменительной практике. Вместе с тем ни в доктрине, ни в реальной действительности пока не выработано единого подхода к определению уголовно-исполнительной политики и ее основных направлений. Определение понятия уголовно-исполнительной политики может быть дано на основе анализа политики государства в целом, и в сфере борьбы с преступностью в частности.
В распространенном до начала 90-х годов определении политики как самого концентрированного выражения экономики, ее обобщения и завершения, как области отношения всех членов общества к государству и правительству раскрывается ее возникновение, сущность и зависимость от экономики. Политика, в свою очередь, реализуется на практике через систему правовых норм, вследствие чего она является фундаментом права. Право отражает содержание политики того или иного государства на определенном этапе его развития, закрепляя в своих нормах ее основные положения и придавая им тем самым общеобязательное значение.
1. Введение
2. Уголовно-исполнительная политика
3. Принципы уголовно-исполнительной политики
4. Заключение
5. Список использованной литературы
г) принцип демократизма выражается в демократичном характере процесса исправления осужденного он не только объект, но и субъект воспитания.
д) принцип демократизма выражается и в широком участии общественности в исправлении осужденных и в осуществлении общественного контроля за работой исправительных учреждений.
Принцип законности -- конституционный и закреплен в ряде статей Конституции Российской Федерации (ст.ст. 4, 13, 15, 17 -- 19 и др.), а также в международных документах. В уголовно-исполнительном праве он выражен в обеспечении верховенства закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере.
Принцип законности выражается в следующем:
а) он пронизывает всю деятельность исправительных учреждений, так как эти учреждения по своему значению призваны воспитывать в духе уважения к закону лиц, осужденных за его нарушение,
б) основой его является неуклонное соблюдение и точное исполнение законов и подзаконных актов всеми органами, учреждениями и должностными лицами, исполняющими наказание. Факты беззакония в местах лишения свободы имеют повышенную общественную опасность, так как способствуют росту рецидивной преступности.
в) соблюдение законов и требований режима осужденными,
г) соблюдение законов и подзаконных актов представителями общественности,
д) контроль за соблюдением законности в деятельности органов, исполняющих наказание, осуществляется Генеральным Прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами. Проводится также контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебный и ведомственный контроль4.
Принцип гуманизма уголовно-исполнительного права отражен во многих институтах и нормах УИК и других законах, регулирующих исполнение наказания, он закреплен во многих международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Так, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: “Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности”
Принцип гуманизма заключается в следующем:
а) общество не отказывается от преступника, как от своего члена, а стремится исправить его. Вся деятельность исправительных учреждений направлена на ресоциализацию осужденных.
Поэтому суровая мера государственного принуждения - уголовное наказание - является гуманной, так как с его помощью общество борется за человека, совершившего преступление, за то, чтобы он стал честным, нужным обществу гражданином.
б) гуманизм проявляется в справедливом отношении к осужденным, уважении их чести и достоинства. Исполнение наказаний не имеет целью причинение физических страданий или унижение достоинства человека.
в) принцип гуманизма находит выражение в установлении гуманных условий отбывания наказания: жилищно-бытовые условия в местах лишения свободы соответствуют санитарным нормам, питание обеспечивает нормальную деятельность организма, осужденным оказывается медицинская помощь, труд организуется с соблюдением охраны труда и техники безопасности.
Требованием гуманности отвечают и нормы закона о поддержании контактов с родственниками и иными лицами, возможности получать от них посылки, бандероли, передачи.
Особой гуманностью отличаются условия установленные для беременных, несовершеннолетних, инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей. Им создаются улучшенные жилищно-бытовые условия, повышены нормы питания.
г) за хорошее поведение и честное отношение к труду к осужденным применяется целая система мер поощрений.5
д) отражением принципа гуманизма является прогрессивная система, то есть изменение условий отбывания наказания в зависимости от поведения осужденных.
Лица, твердо вставшие на путь исправления, могут быть переведены на улучшенные условия содержания, а также из тюрьмы в исправительную колонию, из исправительной колонии - в колонию-поселение.
е) проявлением заботы о судьбе осужденных проникнуты нормы об оказании помощи лицам, освобожденным от наказания, о праве на пенсию и возмещение вреда лицам, утратившим трудоспособность во время отбывания наказания.
ж) к лицам, доказавшим свое исправление, может быть применено условно-досрочное освобождение от наказания или замена его более мягким.
з) от отбывания наказания освобождаются лица, заболевшие душевной хронической или иной тяжкой болезнью.
и) выражением гуманности является возможность применения амнистии и помилования.
II. Межотраслевые принципы: равенства осужденных перед законом; дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний.
1) Принцип равенства осужденных перед законом заключается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящиеся в одних условиях отбывания наказания. Принцип равенства всех перед законом основывается на равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения6.
2) Принцип дифференциации. Он отражает необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений: гражданству (есть специальные колонии для иностранцев); полу (мужские и женские); возрасту (есть колонии для несовершеннолетних); тяжести совершенного преступления (колония строгого режима); судимости (колонии особого режима).
Дифференциация обуславливает установление законом для каждой категории осужденных своего комплекса ограничений. Согласно ст. 8 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными различные категории заключенных содержатся в раздельных заведениях или в разных частях одного и того же заведения, с учетом пола, возраста, предшествующей судимости, юридических особенностей их заключения и предписанного обращения с ними. Одним из методов реализации принципа дифференциации наказания является классификация осужденных к лишению свободы в зависимости от видов условий содержания осужденных в колонии. Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает: в исправительных колониях трехступенчатую (обычные, облегченные, строгие), а в воспитательных колониях - четырехступенчатую (еще льготные) классификации условий отбывания наказания.
3) Принцип индивидуализации. Он выражается в требовании строгого индивидуального подхода к каждому осужденному, то есть выборе нужных именно данному осужденному мер воздействия.
Такой
подход определяется на основе изучения
личности осужденного с учетом характера
и степени общественной опасности совершенного
преступления, обстоятельств дела, степени
опасности самого преступника, его поведения
во время отбывания наказания. Индивидуальный
подход означает выбор нужных именно данному
осужденному мер воспитательного характера
(зачисление в общеобразовательную школу,
привлечение к профессиональному обучению,
поручение какого-то дела и т. п.). Упор
делается на характер и степень социально-нравственной
запущенности личности.
Индивидуализация наказания на стадии его исполнения означает, во- первых, изменение объема кары в зависимости от поведения осужденного, во-вторых, изменение содержания исправительного воздействия. Иными словами, индивидуализация наказания на стадии его исполнения становится индивидуализацией карательно-воспитательного воздействия в целом.
Необходимо ставить задачи по исправлению осужденных и ориентировать работников исправительных учреждений на проведение воспитательной работы с каждым осужденным.
III. Отраслевые принципы: рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных; стимулирование правопослушного поведения; соединение наказания с исправительным воздействием.
Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных. Рациональность применения мер принуждения главным образом заключается с одной стороны в минимальности и мягкости репрессии с другой стороны в ее достаточности и соразмерности.
Каждому виду наказания свойственен свой набор средств исправления осужденных применяемых в конкретных условиях исполнения наказания.
Принцип стимулирования правопослушного поведения предполагает, прежде всего, применение правовых стимулов регулирующих изменение условий содержания осужденных. Большое значение в стимулировании правопослушного поведения играют поощрительные нормы, улучшающие правовое положение осужденных.
Нравственное воспитание способствует развитию таких положительных качеств у осужденных, как честность, любовь к людям. С этой целью в исправительных учреждениях разрешается деятельность религиозных организаций.
В то же время трудно переоценить роль труда в исправлении осужденных. Воспитательное значение общественно полезного труда емко и всесторонне. В труде познается его необходимость и воспитывается потребность в трудовой деятельности.
Принцип соединения наказания с исправительным воздействием. Наказание должно быть не только карой, но и исправлять, воспитывать осужденного. Иногда этот принцип называется принципом возможности исправления каждого лица, совершившего преступление, тем самым, проводя идею о возможности исправить каждого правонарушителя. Но есть категория лиц с устоявшимися преступными наклонностями и не всегда их исправление возможно.
Исправительное воздействие представляет собой широкий комплекс воспитательных мероприятий: воспитательная работа, труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка.
Общеобразовательное
обучение способствует повышению культуры
и сознательности осужденных и имеет значение
для получения ими специальности. Профессиональная
подготовка создает возможности для приобщения
к трудовой деятельности.
Заключение
С позиций уголовно-исполнительной политики исправительная система России представляет собой единый комплекс исполнения мер уголовно-правового характера и применения в этот период к виновным исправительного воздействия. Исправительное воздействие, непосредственно влияющее на правовое положение осужденных, представляет собой систему установленных законом основных средств исправления виновных: применение к ним мер поощрения, взыскания, безопасности, а также проведение мероприятий, направленных на их бытовое и трудовое устройство по отбытии наказания (мер социальной адаптации).
Уголовно-исполнительная политика обладает всеми чертами, свойственными политике государства. Формами ее выражения являются законодательство и другие нормативные акты, регламентирующие правовое положение осужденных, а также органов, учреждений, организаций и отдельных граждан, обеспечивающих его. Данная политика зависит от уровня социально-экономического положения в стране.
Уголовно-исполнительная политика России гуманна в своей основе и отражает морально-нравственные принципы общества на современном этапе его развития. Мораль непосредственно влияет на содержание норм уголовно-исполнительного права. Неотвратимость ответственности -- основное направление борьбы с преступностью. Еще в XIII в. персидским мыслителем Саади выдвинут постулат, согласно которому «миловать злых -- значит притеснять добрых». Однако предполагать, что одним лишь фактом применения той или иной меры уголовно-правового характера можно изменить психологию людей, навыки их жизни, предотвратить совершение новых преступлений -- утопия. В рамках уголовно-исполнительной политики необходима ориентация на разумное сочетание комплекса карательных и исправительных мероприятий, которые, с точки зрения здравого смысла, способны содействовать достижению цели становления виновного на путь исправления. В ряде случаев доверие, оказанное виновному в процессе отбывания наказания, может иметь эффект, который не произвели бы никакие постановления закона и властей.
Информация о работе Создание и развитее искусственного интеллекта