Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:05, курсовая работа
Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование вопроса систематизации наказаний в отечественном уголовном праве. В этой связи поставлены следующие цели:
сформулировать понятие уголовного наказания;
определить признаки уголовного наказания;
дать характеристику видам уголовных наказаний;
оценить современное состояние системы уголовных наказаний;
рассмотреть и проанализировать перспективы развития системы уголовных наказаний.
Введение 3
Глава 1. Понятие, признаки, система и виды уголовных наказаний 5
1.1. Понятие и признаки уголовного наказания 5
1.2. Система уголовных наказаний 7
1.3. Виды уголовных наказаний 9
Глава 2. Современное состояние и перспективы развития системы уголовных наказаний 24
2.1. Современное состояние системы уголовных наказаний 24
2.2. Перспективы развития системы уголовных наказаний 26
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Система наказаний: понятие, современное состояние и перспективы развития
Содержание:
Тема настоящей курсовой работы — «Система наказаний: понятие, современное состояние и перспективы развития» — актуальна прежде всего в силу слабой разработанности вопроса системы уголовных наказаний. Введение в действие Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 г. и первые годы его применения показало, что в нем немало неудачных положений и решений, которые нуждаются в неотложном уточнении или существенном пересмотре1.
К сожалению, в отечественном уголовном праве к настоящему времени пока не создано более или менее стройного учения о системе видов уголовных наказаний, принципах построения и основных направлениях ее совершенствования. Между тем доктрина отечественного уголовного права и следственно-судебная практика безусловно нуждаются в теоретических разработках по проблеме системы наказаний, поскольку они помогают решать практические проблемы, а практикой они должны восприниматься как руководство к действию2.
Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование вопроса систематизации наказаний в отечественном уголовном праве. В этой связи поставлены следующие цели:
В этой связи структура работы состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы. Методом исследования в данной курсовой работе является сравнительно-правовой анализ законодательства, научной и учебной литературы, статей и иных публикаций в области системы уголовных наказаний в России.
Наказание
в уголовном праве — социально-
Согласно ст. 43 УК РФ «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица»3.
Основные признаки наказания:
1)
Наказание – это мера
2) Наказание назначается лишь за деяние, предусмотренное уголовным законодательством, как преступление Наказание – это юридическое последствие преступления.
3)
Наказание носит публичный
4)
Процессуальной формой
5)
Наказание носит строго личный
характер. Применяется только к
виновному лицу, и не может
быть назначено его
6)
Уголовное наказание влечет за
собой судимость. Судимость
7)
Наказание по своему
В соответствие с ст.43 ч.2 УК РФ предусмотрено 3 цели наказания:
1) Восстановление социальной справедливости. Из этого следует, что наказание должно соответствовать совершению преступления и личности виновного и восстанавливать в глазах потерпевших и их близких, государственных и иных органов и общества справедливость, т.е. соответствовать тяжести преступления.
2)
Исправление осужденного. Под
исправлением осужденного
3)
Предупреждение совершения
Система
уголовных наказаний – это
установленный уголовным
В ней предметно выражаются принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма.
Система
уголовных наказаний
1) Система уголовных наказаний состоит только из наказаний, предусмотренных уголовным законодательством.
2)
Перечень наказаний,
3)
Наказания входящие в систему
уголовных наказаний
4) Перечень наказаний, входящих в систему исчерпывающий. Ст. 44 УК предусматривает следующие виды наказаний:
а) штраф;
б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
г) обязательные работы;
д) исправительные работы;
е) ограничение по военной службе;
ж) утратил силу;
з) ограничение свободы;
и) арест;
к) содержание в дисциплинарной воинской части;
л) лишение свободы на определенный срок;
м) пожизненное лишение свободы;
н) смертная казнь.
Ст.
88 УК РФ отдельно устанавливает систему
и перечень уголовных наказаний,
назначаемых
а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) ограничение свободы;
е) лишение свободы на определенный срок.
Перечень наказаний в законе исчерпывающий. Суд не может назначить подсудимому наказание, не предусмотренное законом.
Как следует из перечня, виды наказаний весьма различны по своему содержанию и степени тяжести, по формам воздействия на осужденного.
В
нормах, где предусматриваются
Установленная
законом система уголовных
Также отражен в ней принцип гуманизма, поскольку из тринадцати видов наказаний преобладающая часть (восемь) не предусматривает лишения осужденного свободы.
Все
наказания, предусмотренные уголовным
законодательством
1)
По порядку (способу) их
Основные наказания – это наказания, которые назначаются только самостоятельно и не могут быть присоединены к другим наказаниям. Это обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь (ст.45 ч.1 УК РФ)6.
Дополнительные наказания – это наказания, которые назначаются лишь в дополнение к основным и самостоятельно назначаться не могут. Дополнительное наказание присоединяется к основному для его усиления, позволяя максимально индивидуализировать наказание, исходя из характера и степени общественной опасности преступления. Это лишение специального воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград (ст.45 ч.3 УК РФ). Дополнительное наказание не может быть более строгим, чем основное, а также быть того же вида. Не может быть назначено дополнительное наказание, имеющее такие же карательные свойства, что и основное.
Наказания, которые могут играть двоякую роль — основных или дополнительных — это штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы (ст.45 ч.2 УК РФ). При этом в качестве основного эти наказания назначаются лишь тогда, когда они предусмотрены в санкции конкретной статьи Особенной части УК.
Правильное
сочетание основного и
2)
По субъекту, к которому они
применяются, подразделяются
3)
По возможности определения
4)
По характеру воздействия,
а) не связанные с лишением
или ограничением свободы (
б) состоящие в лишении или
ограничении свободы (арест,
в) смертная казнь.
В системе уголовных наказаний конкретизируется принцип законности; данная система образует юридическую базу для осуществления судами правосудия; перечень наказаний ориентирует суды на индивидуализацию наказания для конкретной личности, совершившей конкретное преступление; система является базой для построения санкций норм УК РФ.
В соответствии со ст.46 ч.1 УК РФ штраф, как вид уголовного наказания есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных уголовным законодательством.
Карательное воздействие штрафа направлено на существенное ущемление имущественных, материальных интересов осужденного. Поэтому штраф и как основное и как дополнительное наказание предусмотрен в санкциях Особенной части УК за совершение корыстных преступлений.
В случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется обязательными работами, исправительными работами или арестом соответственно размеру назначенного штрафа в пределах, предусмотренных УК. Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается лицо, не уплатившее его в срок 30 дней, и скрывающее свои доходы и имущество от принудительного взыскания.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Данное наказание состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст.47 ч.1 УК РФ).
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от 1 года до 5 лет в качестве основного наказания и на срок от 6 месяцев до 3 лет в качестве дополнительного наказания.
Суть этого наказания состоит в запрещении осужденному занимать указанные в приговоре суда должности на государственной службе или в органах местного самоуправления, либо в запрещении выполнять определенный вид профессиональной (педагогической, врачебной) или иной деятельности (охотничий промысел, коллекционирование оружия).
Запрещение занимать определенные должности лишает осужденного объективного права на выбор работы и должности, а также лишает его связанных с этой должностью льгот, преимуществ и привилегий. Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется в случаях, когда преступление было связано с этой деятельностью.
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Согласно закону при осуждении лица за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности осужденного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК).
Суть этого вида уголовного наказания состоит, в том, что с учетом тяжести преступления и личности осужденного суд своим приговором считает необходимым лишить осужденного либо специального, воинского или почетного звания, которые были присвоены ему в соответствии с профессией, занимаемой должностью, особыми заслугами в определенной области, либо государственных наград, которыми государство удостоило его за прежние заслуги. Одновременно осужденный лишается и тех преимуществ и льгот, которые были связаны со званиями или наградами.
К специальным, относятся звания, установленные в ряде ведомств и служб, осуществляющих, как правило, властные функции и полномочия: таможенная служба, налоговая служба, органы внутренних дел и пр.
Воинскими являются звания, установленные в Вооруженных Силах Российской Федерации. На практике речь идет о лишении офицерских званий. Почетными следует считать звания, присвоенные за большие заслуги в искусстве, науке, в конкретной сфере производственной или иной общественно полезной деятельности.
Классные чины, определяющие должностное положение и его место в служебной иерархии, установлены в некоторых специальных ведомствах.
Лишение указанных в законе званий, чинов и государственных наград может применяться только как дополнительное наказание, усиливающее действие основного наказания и связанное, прежде всего, с моральным воздействием на осужденного.
Обязательные работы, как вид уголовного наказания заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно-полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления (ч.1 ст.49).
К общественным работам относятся: уборка улиц и общественных мест, уход за больными и престарелыми людьми, другие подобные работы, не требующие особых познаний и квалификации.
Обязательные работы — это основной вид наказания, который исполняется УИИ (уголовно-исполнительной инспекцией) по месту жительства осужденного.
Обязательные работы назначаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день. В выходные (или дни, когда осужденный не занят на основной работе, учебе) до 4 часов, в рабочие дни до 2 (с согласия осужденного до 4) часов, после окончания работы. В неделю не менее 12 часов. По уважительной причине с разрешения УИИ - менее 12 часов в неделю.
Обязательные работы не назначаются инвалидам 1 и 2 группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до 8 лет, женщинам после 55 лет, мужчинам после 60 лет, военнослужащим по призыву.
Исправительные работы, как вид уголовного наказания заключаются в принудительном привлечении осужденного к труду по месту его работы на срок, указанный в приговоре, с удержанием в доход государства соответствующего процента его заработка (ст.50 УК РФ).
Этот вид наказания может быть назначен только в качестве основного. Исправительные работы применяются за преступления, не являющиеся тяжкими или особо тяжкими, к лицам, не представляющих большой общественной опасности и, поэтому, не нуждающихся в изоляции от общества. Их исправление может быть обеспечено в трудовом коллективе, по месту жительства.
Осужденный не лишается свободы, не отрывается от дома и семьи, продолжает работать в той же организации, где он работал до осуждения. Это позволяет осуществлять контроль за осужденным со стороны администрации и трудового коллектива, а при благоприятных семейных условиях и со стороны близких.
Карательный характер исправительных работ проявляется, во-первых, в обязательности труда осужденного в прежней или иной организации. В период отбывания наказания труд осужденного носит принудительный характер. Во-вторых, как уже было сказано, в материальном воздействии – удержании части его заработка.
Ограничение по военной службе. Суть этого относительно нового вида уголовного наказания, согласно УК, состоит в ограничении по военной службе осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. При этом из денежного содержания осужденного производятся удержания в размере, установленным приговором суда, не свыше 20 % (ст. 51 УК).
Ограничение по военной службе может назначаться только, как основное наказание. Кроме того, закон содержит и ряд ограничительных условий его применения. Во-первых, оно может быть применено лишь к тем военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту. Во-вторых, такое наказание назначается только за совершение преступлений против военной службы либо вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.
Содержание
ограничений по военной службе уголовный
закон (ч. 2 ст. 51 УК) сводит к двум основным
видам: в период установленного суда
срока данного наказания
Сроки данного вида наказания определены от трех месяцев до двух лет.
Составляющей частью ограничения по военной службе является удержание в доход государства в течение назначенного судом срока наказания из денежного содержания осужденного военнослужащего в размере, установленном приговором суда, не свыше 20%.
Карательные свойства данного вида наказания состоят: в запрете присваивать очередное воинское звание или повышать в должности осужденного; в не включении времени отбывания наказания в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания; в ущемлении материальных интересов осужденного путем удержания в доход государства части его содержания.
Конфискация имущества. Согласно ч.1 ст.52 УК: «Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного».
Конфискация имущества может назначаться судом только в качестве дополнительного наказания и только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные в корыстных целях (ч.2 ст.52 УК РФ). Из этого указания закона следует и обратное утверждение: если конфискация имущества в статье, по которой квалифицировано совершенное лицом преступление, не предусмотрена, суд ни при каких обстоятельствах назначить ее не может.
Являясь дополнительным наказанием, конфискация усиливает основное наказание (главным образом лишение свободы). Карательный характер этого вида наказания проявляется в самом существенном материальном (имущественном) воздействии на осужденного посредством изъятия в собственность государства либо всего, либо части его имущества. Причем это изъятие осуществляется принудительно (без согласия осужденного и помимо его воли, представителями суда – судебными исполнителями) и безвозмездно (без возмещения его стоимости).
Ограничение
свободы назначается
Ограничение свободы назначается судом либо по приговору, либо в порядке замены им наказания в виде штрафа, за злостное уклонение от его уплаты (ч.3 ст.49), исправительных работ за злостное уклонение от их отбывания (ч.3 ст.50), при замене не отбытой части лишения свободы более мягким видом наказания (ст.80).
Категории лиц, к которым может быть применено ограничение свободы:
а) совершеннолетние, т.е. достигшие 18 лет;
б) лица, совершившие умышленные преступления, не имеющие судимости;
в) лица, совершившие преступления по неосторожности (независимо от прежней судимости).
Ограничение свободы не назначается лицам, признанным инвалидами 1 и 2 группы, беременным женщинам, женщинам с детьми до 8 лет, женщинам старше 55, мужчинам старше 60 лет, военнослужащим по контракту (ч.3 ст.53).
Местные органы власти и управления обязаны содействовать органам, исполняющим данное наказание, в трудовом и бытовом устройстве лиц, направленных для отбывания наказания. Лица, осужденные к ограничению свободы, следуют к месту отбывания наказания за счет государства самостоятельно.
Исчисление сроков отбывания данного вида наказания регламентируется уголовно-исполнительным законодательством.
Лица, осужденные к ограничению свободы, отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, как правило, в пределах субъекта федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исправительных центрах действуют Правила внутреннего распорядка.
Осужденные
к ограничению свободы
а) выполнять правила внутреннего распорядка исправительного центра;
б) работать там, куда они направлены администрацией центра;
в) постоянно находится в пределах границ исправительного центра, не покидать его без разрешения администрации;
г) проживать в специально предназначенных для осужденных общежитиях и не покидать их в свободное от работы время без разрешения администрации;
д) участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территорий центра в нерабочее время;
е) постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного.
Карательные элементы ограничения свободы состоят:
1. из помещения осужденных в специальные учреждения, хотя и без изоляции от общества;
2.
в осуществлении за ними
В случае злостного уклонения от отбывания наказания в виде ограничения свободы, оно заменяется лишением свободы. Время отбытия наказания засчитывается из расчета день ограничения свободы за день лишения свободы (ч.4 ст.53). Ст.58 УИК: «Злостное уклонение от отбытия наказания в виде ограничения свободы является: самовольное без уважительных причин оставление осужденным территории исправительного центра, оставление места работы или жительства, невозвращение или несвоевременное возвращение к месту отбытия наказания.
Арест. Этот вид наказания согласно УК состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества (ст. 54).
Таким образом, арест по своей сущности является кратковременным лишением свободы. Это подтверждается, во-первых, тем, что осужденный к данному виду наказания подлежит по приговору суда строгой изоляции от общества, т.е. помещается в специальное учреждение, где находится под постоянным надзором, в условиях жесткого режима, не имея права покидать это учреждение до окончания срока наказания. Во-вторых, закон устанавливает предельные сроки ареста – от одного до шести месяцев. Следовательно, изоляция от общества является кратковременной.
Арест относится к числу основных видов наказания и не может присоединяться к другим наказаниям.
Арест не назначается лицам, которые к моменту вынесения приговора не достигли 16 лет, а также беременным женщинам и женщинам, имеющих детей до 8 лет (ч.2 ст. 54УК)3.
Осужденные к аресту содержатся в условиях строгой изоляции отдельно от иных категорий лиц, находящихся под стражей. На осужденных к аресту распространяются условия содержания, установленные для лиц, отбывающих наказание в общем режиме в тюрьме.
Администрация учреждения, исполняющего арест, вправе привлекать осужденных к работам по хозяйственному обслуживанию помещений, назначенных для их содержания без оплаты.
За хорошее поведение к осужденным могут применяться меры поощрения (благодарность, досрочное снятие наложенного взыскания), за нарушение порядка отбывания наказания – меры взыскания (водворение в штрафной изолятор на срок до 10 суток).
Содержание в дисциплинарной воинской части. Согласно Уголовному кодексу содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока по призыву (ч.1 ст.55).
Содержание в дисциплинарной воинской части является только основным видом наказания. Исполнение его возложено на Министерство обороны РФ.
Закон устанавливает сроки содержания в дисциплинарной воинской части — от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК за совершение преступления против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность военнослужащего свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не выше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок (ч.1 ст. 55).
Данный
вид наказания исполняется
Осужденные военнослужащие обязаны соблюдать требования режима. В период отбывания наказания в дисциплинарной воинской части все осужденные независимо от воинского звания и характера предыдущей службы находятся на положении солдат и носят единые форму одежды и знаки отличия.
К осужденным добросовестно выполняющим условия отбывания наказания могут применяться меры поощрения (благодарность, награждение подарком, денежная премия, досрочное снятие взыскания), за нарушение порядка отбывания наказания – налагаются меры взыскания (выговор, строгий выговор, арест до 30 суток).
Лишение свободы на определенный срок является основным наказанием и применяется в случаях, когда исходя из характера и степени отягчающих обстоятельств совершенного преступления и личности виновного, для достижения целей исправления необходима его изоляция от общества.
В соответствии со статьей 56 УК лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества в колониях-поселениях, исправительных колониях общего, строгого или особо строгого режима либо в тюрьме. Лица несовершеннолетние помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима.
Лишению
свободы присущи следующие
-
принудительная изоляция
-
возложение на осужденного
-
применение к осужденному
Лишение свободы в исправительном или воспитательном учреждении, сопряжено с физической и духовной изоляцией от общества. Осужденный лишается свободы передвижения, ограничивается в распоряжении своим временем, в общении с родственниками и друзьями.
Это наиболее строгий вид наказания и применяется судом за совершение преступлений, представляющих значительную общественную опасность, когда исправление другим путем невозможно. Наказание в виде лишения свободы осуществляется содержанием осужденного в условиях определенного режима, привлечения его к труду и проведения с ним воспитательной работы.
Согласно
ст.56 УК лишение свободы
Уголовный кодекс четко и дифференцированно устанавливает кто (какие категории) из осужденных к лишению свободы должен отбывать наказание в том или ином учреждении (ст. 58 УК):
-
в колониях-поселениях
-
в исправительных колониях
-
в исправительных колониях
- в исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступления, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненное лишение свободы. Женщинам особый режим лишения свободы не назначается.
Пожизненное лишение свободы. Данное наказание предназначено в качестве альтернативы смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь.
Условия применения пожизненного лишения свободы:
Возможность применения пожизненного лишения свободы ограничено законом: оно не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65 летнего возраста.
Пожизненное лишение свободы представляет собой крайне тяжкое наказание. Его существование в системе наказаний оправдано лишь потому, что его применение призвано сократить применение смертной казни.
В соответствии с ч.5 ст.79 УК «Лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы».
УИК РФ предусматривает в статье 126, что осужденные к этому виду наказания должны содержаться отдельно от других осужденных в исправительных колониях особого режима, для осужденных отбывающих пожизненное лишение свободы.
Смертная казнь — самый суровый и высший вид уголовного наказания, содержанием которого является лишение по приговору осужденного жизни (ст. 59 УК РФ).
Уголовный закон называет ее исключительной мерой наказания, подчеркивая этим, что она должна применяться в особых случаях. Смертная казнь не может иметь своей целью исправление виновного, а выполняет задачи восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения новых преступлений прежде всего самим осужденным и другими неустойчивыми лицами.
Уголовный кодекс 1996 г. допускает возможность применения смертной казни лишь за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь (ст. 59 УК). В настоящее время смертная казнь отменена.
Ч.2 ст.20 Конституции РФ «Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться ФЗ в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».
В Особенной части УК смертная казнь предусмотрена за: убийство при отягчающих обстоятельствах (ст.105 ч.2), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277), посягательство на жизнь лица осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст.295), посягательство на жизнь работника правоохранительных органов (ст.317), геноцид (ст.357), террористический акт (ст.277).
Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 60 летнего возраста. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.
С момента вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 N 3-П и до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 19.11.2009 N 1344-О-Р установлено, что положения пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого — с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, — происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер ("впредь до ее отмены") и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации, означают, что исполнение данного Постановления в части, касающейся введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей.
Формирование новой системы
Изменена вся последовательность системы наказаний — теперь первыми в списке следуют не смертная казнь (которая ранее в общий перечень наказаний включена не была, но фактически открывала систему наказаний статьей 23 УК РСФСР) и лишение свободы, а штраф и другие, более мягкие виды наказаний. По мнению некоторых теоретиков, такое построение перечня будет ориентировать суды на применение более мягкого вида наказания7.
Отменены такие виды наказаний как увольнение от должности (по нашему мнению, его более гибко и точно заменяет запрещение занимать определенные должности), общественное порицание (которое следовало бы отнести скорее к мерам общественного воздействия, а не уголовного наказания, судами оно применялось очень редко), возложение обязанности загладить причиненный вред (как вид наказания намного удобнее использовать штраф, а для возмещения нанесенного ущерба использовать гражданско-правовые методы, что уже и практиковалось ранее).
В то же самое время старое законодательство не знало таких видов наказания как обязательные работы (ст. 49 УК), ограничение по военной службе (ст. 51 УК), ограничение свободы (ст. 53 УК) и арест (ст. 54 УК). В отдельный вид наказания вынесено пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК).
В уголовно-правовую регламентацию известных ранее видов наказания также были внесены существенные изменения. Так, изменения внесены в порядок исчисления штрафа, его предельные размеры, а также в перечень наказаний, которыми может быть заменен штраф в случае злостного уклонения от его уплаты.
При применении лишения воинского звания, почетного звания или классного чина, внесено изменение, позволяющее суду самому лишать осужденного почетного звания (ранее, согласно ч.2 ст.36 УК РСФСР суд мог только обращаться с просьбой о лишении почетного звания или наград в соответствующий орган), добавлено указание на возможность лишения классного чина.
Изменена и регламентация исправительных работ - отбывание наказания ограничено местом работы осужденного, изъяты какие-либо указания на возможность замены этого вида наказания лицам, признанным нетрудоспособными, уточнена правовая природа наказания. Из ст. 52 УК РФ, регламентирующей применение конфискации имущества исключены некоторые положения гражданско-правового характера, кроме того, в ч.2 ст. 52 содержится новое предписание, обращенное к законодателю, об установлении конфискации имущества за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений.
Серьезно
изменен также порядок и
Законодатель внес также существенные изменения в уголовно-правовую регламентацию лишения свободы, которая и до этого регулярно подвергалась изменениям и дополнениям. Кроме редакционных и содержательных изменений в статусе некоторых учреждений, нашла свое законодательное закрепление тенденция к увеличению средней продолжительности наказания. Теперь лишение свободы может быть назначено на срок от шести месяцев до двадцати лет (ч.1 ст. 24 УК РСФСР предусматривала назначение этого наказания на срок от трех месяцев до пятнадцати лет). Кроме того, изменен принцип сложения наказания — его общая продолжительность может достигать двадцати пяти лет (ч.3 ст.69 УК РФ). Пожизненное лишение свободы, в основном, сохранило свою регламентацию, за исключением того момента, что теперь оно не может быть назначено тем же лицам, которым не может быть назначена смертная казнь — совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, женщинам и лицам, достигшим шестидесятипятилетнего возраста.
Важным условием стабилизации преступности является приведение норм права в соответствие с потребностями развития общества в определенный исторический период. Однако процесс законотворчества в современных условиях проходит в чрезвычайно сложной обстановке экономического и финансового кризиса, усиления социальной напряженности в обществе. Курс на ускорение реформ заставляет законодателя стремиться к быстрому охвату общественных отношений новым правовым регулированием. Все это непосредственно сказывается на системности и качестве отечественного законодательства, в том числе и уголовного.
Среди основных тенденций развития современной уголовно-правовой политики на первое место выдвинулась идея законодательного закрепления и утверждения неотъемлемых прав гражданина. Все законодательство последнего десятилетия ориентировано на защиту человека, его прав и свобод. Об этом красноречиво свидетельствуют положения Декларации прав и свобод человека и гражданина России, Конституции РФ, Уголовного кодекса РФ и других нормативных актов.
К другим основным тенденциям развития российской уголовно-правовой политики следует отнести обсуждение вопроса о мерах стабилизации преступности или хотя бы о замедлении темпов ее роста и роли в этом науки уголовного права; адекватное отражение в уголовном законодательстве общественно опасных реалий и их возможное развитие на обозримое будущее; укрепление статуса наказания как главного средства государственного воздействия на лиц, совершивших преступления; отказ от доминирующего в обществе мнения о возможности снижения преступности путем ужесточения наказания, и, соответственно, выбор курса на усиление и развитие правовых норм, способствующих большей индивидуализации и дифференциации уголовного наказания.
Среди
основных направлений уголовной
политики, на наш взгляд, нужно особенно
отметить настоятельную потребность
в реконструкции
Однако все немногочисленные предложения в этом направления можно свести к тезису об отсутствии взаимосвязи элементов в системе и выводам о должном качественно-количественном содержании перечня видов наказаний. Думается, если устранить все негативные моменты, на которые обращается внимание в ученых кругах, то даже в этом случае было бы сложно признать решенной проблему системы наказаний. Ведь еще совсем недавно общепризнанное и широко распространенное в теории уголовного права определение понятия системы наказаний как установленного уголовным законом, обязательного для суда и исчерпывающего перечня наказаний, расположенных в определенном порядке в зависимости от степени их тяжести, уже слишком устарело и не отвечает современным требованиям и уровню развития научно-правовой мысли.
В то же время, активизация законотворческих процессов последних лет обусловила пробуждение научного интереса к некогда застывшим в своем развитии идеям. Сегодня они вновь и вновь с еще большей силой захватывают умы исследователей. Думается, что среди таких идей по праву можно назвать построение единой системы уголовных наказаний. Нельзя, правда, отрицать, что ранее проблемы совершенствования системы уголовных наказаний совершенно оставались без внимания, не становились предметом исследований и научных дискуссий. Однако исследователями как будто управляла некая сверхсила установки, что традиционное понимание системы уголовных наказаний уже в своей основе непоколебимо.
Это, безусловно, не могло способствовать беспристрастной и всесторонней оценке данного правового института. Более того, даже с позиции полного согласия с существующей моделью системы уголовных наказаний, сложно признать ее сформировавшейся, так как ощущается серьезная нехватка развернутого теоретического обоснования, эмпирической проверки и последовательного воплощения в уголовном законодательстве. К сожалению, указанные моменты, нуждающиеся, прежде всего, в разрешении на теоретическом уровне, длительное время оставались, да и продолжают оставаться по сей день «белым пятном» в науке уголовного права и законодательстве. Об этом свидетельствует отсутствие хотя бы одной кандидатской или докторской диссертации по рассматриваемой проблеме, а также весьма ограниченное количество научных публикаций.
В современных условиях развития нашей правовой системы попытки сломать прежние стереотипы приводят к выводам, что действующая система наказаний не отвечает требованиям системности, а также идеям, коренящимся у истоков ее создания. При таком подходе система уголовных наказаний рассматривается как юридическая система, образуемая совокупностью относительно самостоятельных и взаимосвязанных элементов. Такая система носит целостный характер, предопределяемый целевой направленностью ее функционирования. Цель создания такой системы вполне конкретна и весьма значительна: быть способной удерживать преступность на приемлемом для общества уровне.
Постановка такой цели не предполагает искоренение преступности, что позволяет решать более скромные, но в тоже время реальные задачи.
Ряд ученых, прямо указывая на недостаточность теоретической разработки проблем системы наказаний, обозначили в общих чертах перспективу ее развития. Среди них можно назвать Л. В. Багрий-Шахматова, А. В. Наумова, С. Г. Келину, А. С. Михлина, В. Н. Петрашева, В. Н. Похмелкина, Ф. Р. Сундурова, Е. В. Благова, В. М. Когана, Е. Г. Фролову, А. Л. Цветиновича, Г. С. Гаверова, А. В. Паульскую и других авторов. Все же в этом направлении сделано еще слишком мало, чтобы иметь возможность говорить о существовании единой системы уголовных наказаний.
Полагаем, что прежде всего, важно выявить каждый структурный элемент системы наказаний и выверить их на соответствие (подчинение) цели ее создания. Только такой путь разрешения проблемы, на наш взгляд, способен придать новой модели системы наказаний характер целостного уголовно-правового образования. Эта работа весьма сложная и объемная, но, как представляется, вполне выполнимая.
На основании изложенного в данной курсовой работе материала можно сделать следующие выводы.
Согласно ст. 43 УК РФ «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица».
Основные признаки наказания:
1) Наказание – это мера государственного принуждения, установленная уголовным законодательством.
2)
Наказание назначается лишь за
деяние, предусмотренное уголовным
законодательством, как
3) Наказание носит публичный характер. Назначается от имени государства и применяется в интересах всего общества, т.е. в публичных интересах.
4)
Процессуальной формой
5)
Наказание носит строго личный
характер. Применяется только к
виновному лицу, и не может
быть назначено его
6)
Уголовное наказание влечет за
собой судимость. Судимость
7)
Наказание по своему
В соответствии с ч.2 ст.43 УК РФ предусмотрено 3 цели наказания:
1)
Восстановление социальной
2) Исправление осужденного.
3)
Предупреждение совершения
Система
уголовных наказаний
1)
Система уголовных наказаний
состоит только из наказаний,
предусмотренных уголовным
2)
Перечень наказаний,
3) Наказания входящие в систему уголовных наказаний расположены в определенном порядке и образуют «лестницу наказаний».
4) Перечень наказаний, входящих в систему исчерпывающий.
Все
наказания, предусмотренные уголовным
законодательством
1) По порядку (способу) их назначения: основные; дополнительные; наказания, которые могут назначаться как основные и как дополнительные.
Правильное
сочетание основного и
2)
По субъекту, к которому они
применяются, подразделяются
3)
По возможности определения
4)
По характеру воздействия,
а) не связанные с лишением
или ограничением свободы (
б) состоящие в лишении или
ограничении свободы (арест,
в) смертная казнь.
Среди
основных направлений уголовной
политики, на наш взгляд, нужно особенно
отметить настоятельную потребность
в реконструкции
Информация о работе Система наказаний: понятие, современное состояние и перспективы развития