Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:56, реферат
Успешность решения задач уголовного права напрямую связана с состоянием и уровнем преступности, с эффективностью борьбы с ней. Однако преувеличивать роль уголовного закона в борьбе с преступностью, даже при самой активной деятельности правоохранительных органов, не следует.
Таким образом,
преступления в России совершают
в основном не рецидивисты.
Следовательно, общее предупреждение
продолжает оставаться весьма актуальным
в качестве цели наказания. И поскольку
преступность, судя по всему, будет преследовать
человеческую цивилизацию всегда, цель
общего предупреждения будет оставаться
среди целей наказания вечно.
Не вызывает сомнения, что указанные в
законе цели наказания являются взаимосвязанными
и взаимообусловленными, и задачи при
назначении наказания по уголовным делам
могут быть выполнены только при условии
их обязательного учета.
2.1. Понятие системы
уголовного наказания.
Под системой наказаний принято понимать
установленый Уголовным кодексом исчерпывающий
перечень видов наказаний, расположенный
в определенной последовательности исходя
из степени их тяжести.
Система наказаний базируется на общих
принципах уголовного права. В ней предметно
выражаются принципы законности, равенства
граждан перед законом, вины, справедливости
и гуманизма.
Происходящие
в обществе и государстве социально-политические
изменения и тенденции непосредственно
влияют на систему наказаний: изменяется
иерархия их видов, одни наказания утрачивают
свое значение и исключаются из уголовного
законодательства, появляются новые их
виды, обусловленные общими изменениями
и потребностями в общественно-политической,
экономической и идеологической сферах.
УК 1996 г. с учетом коренных перемен, произошедших
в государстве и обществе за последние
годы, предусматривает следующую систему
наказаний:
1) штраф;
2) лишение права
занимать определенные
3) лишение специального,
воинского или почетного
4) обязательные работы;
5) исправительные работы;
6) ограничение по военной службе;
7) конфискация имущества;
8) ограничение свободы;
9) арест;
10) содержание
в дисциплинарной воинской
11) лишение свободы
на определенный срок;
12) пожизненное лишение свободы;
13) смертная казнь
(ст. 44)1.
УК отдельно устанавливает систему и перечень
наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
В нее входят:
1) штраф;
2) лишение права
заниматься определенной
3) обязательные работы;
4) исправительные работы;
5) арест;
6) лишение свободы
на определенный срок (ст. 88).
По отношению к прежнему уголовному законодательству
система наказаний претерпела весьма
существенные изменения. Из уголовных
наказаний обоснованно исключено общественное
порицание, включены четыре новых вида
наказания (обязательные работы, ограничение
по военной службе, ограничение свободы
и арест). Смертная казнь введена в общую
систему наказаний, а лишение свободы
подразделено на срочное и пожизненное.
О том, что наказания в этой системе располагаются
по степени тяжести, можно говорить весьма
условно. Перечень наказаний начинается
со штрафа и лишения права занимать должности
или заниматься деятельностью. Вряд ли
эти наказания обладают меньшей степенью
репрессивности, чем следующее за ними
лишение званий и наград, которое может
быть лишь дополнительным наказанием.
Конфискация имущества, которая также
не применяется в качестве основного наказания,
в перечне стоит выше исправительных работ.
Перечень наказаний в законе является
исчерпывающим. Суд не может назначить
подсудимому наказание, не предусмотренное
законом. Как следует из перечня, виды
наказаний весьма различны по своему содержанию
и степени тяжести, по формам воздействия
на осужденного. В нормах, где предусматриваются
отдельные виды наказаний, входящих в
перечень, раскрывается их суть, указываются
пределы и условия их применения.
Установленная законом система наказаний
в целом соответствует карательной политике
на современном этапе и отражает принципы
Российского уголовного права. Предметно
отражен в ней, в частности, принцип гуманизма,
поскольку из тринадцати видов наказаний
преобладающая часть (восемь) не предусматривает
лишение осужденного свободы.
Обязательные работы.
Обязательные работы как вид уголовного
наказания состоят в выполнении осужденным
в свободное от основной работы или учебы
время бесплатных общественно полезных
работ, вид которых, определяется органами
местного самоуправления (ч. 1 , ст. 49УК).
Суть
этого нового вида наказания заключается,
следовательно, в
«принудительном привлечении осужденного
к общественно полезным работам. При этом
лицо должно выполнять свою основную работу
или учиться в соответствующем учебном
заведении (школе, лице, вузе и т.п.), а к
работам привлекаться в то время, когда
оно не занято на основной работе или учебе.
Обязательные
работы могут назначаться только в качестве
основного наказания. Кроме того, они могут
быть назначены взамен штрафа в случаях
злостного уклонения осужденного от его
уплаты. Содержание данного наказания
является предметным проявлением принципа
гуманизма, свойственного современному
российскому уголовному праву. Осужденный
не изолируется, остается дома, в кругу
семьи, на прежней работе, сохраняются
все его социальные связи, что должно способствовать
достижению целей наказания.
Осужденный
к данному виду наказания принудительно
привлекается к работе, не требующей, как
правило, специальной подготовки или квалификации
(уборка улиц, дворов, использование осужденных
в качестве разнорабочих и т.п.).
Обязательные работы в силу специфики
своего уголовно-правового содержания
не могут назначаться: к лицам, признанным
инвалидами первой или второй группы;
беременным женщинам; женщинам, имеющим
детей в возрасте до восьми лет; женщинам,
достигшим пятидесяти пяти лет; мужчинам,
достигшим шестидесяти лет; лицам, проходящим
военную службу по призыву.
Признаками
данного вида наказания являются, во-первых,
обязательность работ, т.е. принудительное
их выполнение. Во-вторых, такие работы
выполняются бесплатно, т.е. осужденный
не получает за них никакого денежного
вознаграждения. В-третьих, выполняется
они в свободное от основной работы или
учебы время (вечером либо в нерабочие
дни, исключая государственные праздники)
и по месту жительства осужденного.
Уголовный
кодекс определяет продолжительность
обязательных работ: они устанавливаются
на срок от шестидесяти до двухсот сорока
часов и отбываются не свыше четырех часов
в день (ч. 2 ст. 49 УК)'. Уголовно-исполнительный
кодекс РФ возлагает исполнение этого
наказания на уголовно-исполнительные
инспекции органов внутренних дел по месту
жительства осужденного. Инспекции ведут
учет осужденных, согласовывают с местными
органами самоуправления объекты обязательных
работ, контролируют осужденных, ведут
суммарный учет отработанного времени.
Осужденные обязаны соблюдать установленный
порядок и условия отбывания наказания,
добросовестно трудиться, работать на
опреде- ленных для них объектах и отработать
установленный cудом срок работ, ставить
в известность инспекцию о перемене места
жительства. Предоставление осужденному
очередного отпуска по основному месту
работы не приостанавливает исполнение
обязательных работ. В случаях признания
осужденного инвалидом 1 или 2 группы либо
при наступлении беременности у осужденной
женщины инспекция направляет в суд представление
об освобождении от дальнейшего отбывания
наказания.
Уголовным
и уголовно-исполнительным законом предусмотрена
также ответственность осужденных к данному
виду наказания нарушающих порядок и условия
отбывания наказания и за злостное уклонение
от их отбывания. В первом случае инспекция
предупреждает осужденного об ответственности
за нарушение, во втором - направляет в
суд представление о замене обязательных
работ другим видом наказан (ч. 3 ст. 49 УК).
Злостным нарушением порядка отбывания
данного наказания уголовно-исполнительное
законодательство признает: а) невыход
на обязательные работы более двух раз
в течение месяца без уважительных причин;
б) нарушение трудовой дисциплины более
двух раз в месяц; в) когда осужденный скрывается
с целью уклонения от отбывания наказания.
В
УК указаны также ограничительные условия
применения обязательных работ.
Они не могут быть назначены лицам, являющимся
инвалидами 1 или 2 группы, беременным женщинам,
женщин имеющим детей в возрасте до восьми
лет, женщинам, достигшим пятидесяти пяти
лет, мужчинам, достигшим шестидесяти
лет, также военнослужащим, проходящим
военную службу по призыву. (ч. 4 ст.
49 УК).
Исправительные работы.
Исправительные работы как вид уголовного
наказания заключаются в принудительном
привлечении осужденного к труду по основному
месту его работы на срок, указанный в
приговоре, с удержанием в доход государства
определенной доли его заработка (ст.50УК).
Этот вид наказания может быть назначен
только в качестве основного. Исправительные
работы применяются, как правило, когда
данный вид наказания предусмотрен в санкции
статьи Особенной части УК. Сказанное
в отношении обязательных работ, их социальной
роли в значительной мере относится и
к исправительным работам. И в содержании
этого наказания предметно реализуется
принцип гуманизма уголовного права. Осужденный
не лишается свободы, не отрывается от
дома и семьи, продолжает работать в той
же организации (учреждении, предприятии),
где он работал до осуждения. Это позволяет
осуществлять контроль за осужденным
со стороны администрации и трудового
коллектива, а при благоприятных семейных
условиях и со стороны близких. В то же
время данный вид наказания обладает несколько
большей репрессивностью по сравнению
с обязательными работами, главным образом
за счет ущемления материальных интересов
осужденного путем удержания в доход государства
части его заработка. Таким образом, карательный
характер исправительных работ проявляется,
во-первых, в обязательности труда осужденного
в прежней или иной организации. В период
отбывания наказания труд осужденного
носит принудительный характер. Во-вторых,
как уже было сказано, в материальном воздействии
- удержании части его заработка.
Указание уголовного закона на то, что
исправительные работы сбываются по месту
работы осужденного, не означает оставления
его в прежней должности.
Преступления нередко бывают связаны
именно с занимаемой должностью. Поэтому
лицо может быть, а в ряде случаев и должно
быть, переведено на другую должность,
на мое место работы. Важно лишь то, чтобы
приговор исполнялся там, где работает
осужденный. Уголовный кодекс устанавливает
предельные сроки исправительных работ
- от двух месяцев до двух лет (ч. 1 ст. 50).
Регламентируются
в УК и размеры удержаний из заработка
осужденного: они установлены в пределах
от пяти до двадцати процентов (ч. 2 ст.
50). Предусмотрена также ответственность
за злостное уклонение от отбывания наказания
лицом, осужденным к исправительным работам:
суд в таких случаях может заменить неотбытую
часть наказания ограничением свободы,
арестом или лишением свободы из расчета
один день ограничения свободы за один
день исправительных работ, один день
ареста за два дня исправительных работ
или один день лишения свободы за три дня
исправительных работ (ч. З ст.50УК).
Как
видно из текста закона, при замене исправительных
работ другим, более строгим наказанием
соотношение их (кратность) определяется
степенью тяжести того наказания, которым
они заменяются. Поскольку наиболее суровым
из них является лишению свободы, закон
устанавливает соотношение один к трем.
Исполнение наказания
в виде исправительных работ возложено
на утоловно- исполнительные инспекции.
Порядок их исполнения регулируется
уголовно- исполнительным законодательством.
Приговоры обращаются к исполнению
не позднее 15 дней со дня поступления в
инспекцию распоряжения суда. Уголовно-
исполнительные инспекции ведут учет
осужденные контролируют соблюдение ими
условий отбывания наказания и исполнение
предписаний приговора.
Администрация
по месту работы осужденного осуществляет
контроль за поведением осужденных, производит
удержания из зарплаты осужденного и перевод
удержанных сумм в установленном порядке,
уведомляет инспекцию о переводе осужденного
на другую работу или увольнении, об уклонении
его от отбывания наказания и т.п., применяет
меры поощрения и взыскания.
Осужденные к
исправительным работам обязаны
соблюдать установленный
Осужденному
в период отбывания наказания запрещается
увольнение с работы по собственному желанию
без письменного разрешения инспекции.
Во время отбывания наказания осужденному
администрацией предприятия, где он работает,
по согласованию с инспекцией предоставляется
очередной отпуск продолжительностью
18 дней. Уголовно-исполнительное законодательство
предусматривает возможность возложения
на осужденных к данному виду наказания
дополнительных обязанностей и запретов.
К их числу относятся (с учетом степени
и характера опасности преступления, личности
осужденного, его поведения в период отбывания
наказания): запрещение пребывать вне
дома в определенные часы, выезжать с места
жительства в выходные дни, а также в период
отпуска, пребывать в определенных местах
города (округа); обязанность до двух раз
в месяц являться в орган внутренних дел
на регистрацию (обязанности и запреты
устанавливаются на срок до 6 месяцев).
В срок отбывания наказания засчитывается
время, в течение которого осужденный
не работал по уважительным причинам;
при длительной болезни инспекция входит
с представлением в суд об освобождении
его от отбывания наказания. В то же время
в срок наказания не засчитывается время,
когда осуждеденный не работал (кроме
случаев болезни), а также время болезни,
вызванной алкогольным, наркотическим
или токсическим опьянением. За хорошее
поведение и добросовестный труд осужденным
могут быть сокращены сроки и объем обязанностей
и запретов (см. 45 УИК). Осужденные, доказавшие
свое исправление, могут быть представлены
к условно-досрочному освобождению от
наказания, за нарушение порядка и условий
отбывания данного наказания к осужденным
может применяться взыскание в виде предупреждения
о замене исправительных работ ограничением
свободы о злостном уклонении от отбывания
наказания инспекция набавляет в суд представление
о замене этого наказания другим.
Злостным
уклонением уголовно-исполнительный закон
считает: повторное нарушение порядка
и условий отбывания наказания после письменного
предупреждения либо если осужденный
скрылся с целью уклониться от отбывания
наказания.
В Федеральном законе «О введении в действие
Уголовного кодекса Российской
Федерации» от 13 июня 1996 г. в связи с тем,
что новый УК предусматривает отбывание
исправительных работ только по месту
работы, предписано, что лицам, осужденным
к исправительным работам не по месту
работы осужденного
(по ст. 27 УК 960 г.), назначенное наказание
заменяется штрафом в размере суммы, подлежащей
удержанию в доход государства. Выплаченные
на момент введения в действие УК суммы
подлежат зачету. Назначенный в этом случае
штраф не может превышать максимального
размера штрафа, предусмотренного в санкции
соответствующей статьи Особенной части
УК РФ.
Ограничение по военной службе.
Суть этого нового вида уголовного наказания, согласно УК, состоит в ограничении по военной службе осужденным военнослужащим проходящим военную службу по контракту. При этом из денежного содержания осужденного производятся удержания в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов (ст. 51 УК).
Военная служба, согласно ст. 35 Федерального закона от 11 февраля 1993 г. "О воинской обязанности и о военной службе" - это особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности. Ограничение по военной службе может назначаться только как основное наказание. Кроме того, закон содержит и ряд ограничительных условий его применения. Во-первых, оно может быть применено лишь к тем военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту. К лицам, проходящим военную службу по контракту, относятся граждане как мужского, так и женского пола, заключившие, согласно Положению о порядке прохождения военной службы, письменный договор (контракт) с Министерством обороны Российской Федерации сроком на три, пять или десять лет, а также на меньший срок (до наступления предельного возраста пребывания на военной службе).
Во-вторых, такое наказание назначается
только за совершение преступлений против
военной службы (разд. XI, гл. 33 УК) либо вместо
исправительных работ, предусмотренных
соответствующими статьями Особенной
части УК. Содержание ограничений по военной
службе уголовный закон (ч. 2 ст. 51 УК) сводит
к двум основным видам: в период установленного
приговором суда срока данного наказания
осужденный не может быть повышен в должности
(к примеру, командир роты не может продвинуться
по службе и быть назначен командиром
батальона), а также в воинском звании
(например, по стажу службы капитану полагалось
звание майора, оно ему не присваивается
в течение срока наказания, так как срок
отбывания его не засчитывается в срок
выслуги лет для присвоения очередного
воинского звания).
Поскольку
в законе указаны только эти ограничения
по службе, иные ограничения (непредоставление
полагающейся военнослужащему и его семье
квартиры или отказ в ином улучшении жилищных
условий) не образуют содержания данного
наказания. Не может ограничение состоять
и в понижении осужденного в должности,
поскольку закон этого не предусматривает.
В законе определены сроки данного вида
наказания: оно назначается на срок от
трех месяцев до двух лет.
Составляющей
частью ограничения по военной службе
является удержание в доход государства
в течение назначенного судом срока наказания
из денежного содержания осужденного
военнослужащего в размере, установленном
приговором суда, но не свыше двадцати
процентов.