Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Уголовное право".
1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет, метод и способы регулирования.
2. Место уголовно-исполнительного права в системе права. Взаимосвязь российского уголовно-исполнительного права с другими отраслями отечественного права и международным правом.
3. Регламентация исполнения наказаний периода Российской империи.
4. Законодательство об исполнении наказаний Советского государства.
5. Общая характеристика действующего Уголовно-исполнительного кодекса РФ и его структура. Отражение в УИК РФ положений Конституции РФ.
6. Наука уголовно-исполнительного права.
7. Источники национального уголовно-исполнительного права и международные правовые акты, регламентирующие исполнение наказаний.
8. Система российского уголовно-исполнительного законодательства, его структура, цели задачи и общие требования к построению.
9. Действие уголовно-исполнительного законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц.
10. Понятие уголовно-исполнительной политики, ее содержание и значение.
11. Принципы уголовно-исполнительного права.
12. Механизм уголовно-исполнительного регулирования.
13. Понятие и основания исполнения наказаний.
14. Понятие исправления осужденных и его основные средства.
15. Режим отбывания наказания и его функции.
16. Воспитательная работа с осужденными и ее основные формы. Участие общественных объединений в исправлении осужденных.
17. Общественно-полезный труд осужденных и его функции.
18. Юридическая природа труда осужденных и его международно-правовые условия.
19. Понятие правового положения осужденных и его значение. Виды правоограничений осужденных.
20. Политические права и свободы осужденных.
21. Личные права и свободы осужденных.
22. Экономические, социальные и культурные права осужденных.
23. Основные обязанности осужденных.
24. Система учреждений и органов, исполняющих наказания.
25. Понятие и организационная структура уголовно-исполнительной системы.
26. Организация деятельности органов, исполняющих наказания.
27. Персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, его категоризация и правовой статус. Основные требования, предъявляемые к персоналу.
28. Безопасность учреждений и персонала уголовно-исполнительной системы. Правовая и социальная защита персонала уголовно-исполнительной системы.
29. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, его формы и порядок осуществления. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания.
30. Понятие наказания в виде обязательных работ и порядок его исполнения.
31. Обязанности администрации организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, и ответственность осужденных к обязательным работам.
32. Понятие наказания в виде штрафа и порядок его исполнения.
33. Понятие наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и порядок его исполнения.
34. Понятие наказания в виде исправительных работ и порядок его исполнения.
35. Понятие наказания в виде ограничения свободы и места его отбывания. Направление осужденных к ограничению свободы к месту отбывания наказания.
36. Порядок отбывания ограничения свободы и ответственность за его нарушение.
37. Понятие наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и порядок его исполнения.
38. Понятие наказания в виде ареста и его исполнение.
39. Понятие наказания в виде лишения свободы и места его отбывания.
40. Виды исправительных учреждений.
41. Правовое положение колоний и общие требования к их оборудованию.
42. Классификация и раздельное содержание осужденных к лишению свободы.
43. Направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их прием в исправительное учреждение.
44. Отрядная система в исправительных учреждениях. Права и обязанности начальника отряда.
45. Оставление осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме.
46. Надзор в исправительных учреждениях и его основные формы.
47. Прогрессивная система исполнения наказания в виде лишения свободы.
48. Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы и их изменение.
49. Изменение вида исправительного учреждения. Перевод в колонию-поселение и в тюрьму.
50. Специальные права и обязанности осужденных к лишению свободы.
51. Охрана осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях.
52. Соблюдение осужденными к лишению свободы распорядка дня, требований к форме одежды и запрета на определенные вещи и предметы.
53. Личная безопасность осужденных и порядок ее реализации.
54. Режим особых условий в исправительных учреждениях.
55. Меры безопасности и основания их применения.
56. Получение и отправление осужденными к лишению свободы денежных переводов, посылок, передач и бандеролей, а также приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.
57. Формы контактов осужденных к лишению свободы с внешним миром и их значение.
58. Переписка, телефонные разговоры и свидания осужденных к лишению свободы.
59. Просмотр осужденными к лишению свободы кинофильмов, видеофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач, приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей.
60. Выезды осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений.
61. Условия и порядок передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения.
62. Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы. Особенности материально-бытового обеспечения осужденных женщин.
63. Медико-санитарное обеспечение осужд
Практика показывает, что лица, освобожденные из исправительных учреждений, предпочитают трудоустраиваться самостоятельно, без помощи государственных органов, и в большинстве случаев им это удается. Вместе с тем они вправе обращаться за содействием в органы федеральной службы занятости по месту жительства, поскольку статья 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения" относит их к числу пользующихся повышенной социально - правовой защитой.
В период вынужденной безработицы гражданин, освобожденный от наказания и зарегистрировавшийся в органе федеральной службы занятости, вправе получать пособие, размер которого зависит от среднего заработка в период отбывания наказания, но не может быть меньше установленного размера минимальной оплаты труда.
Нормы действующего законодательства о жилье не предусматривают каких-либо особых или преимущественных прав на его получение лицами, освобожденными от наказания. При отсутствии жилья освобожденный вправе обратиться с заявлением о постановке на учет в жилищные органы по месту своего постоянного проживания для получения жилья в обычном порядке. Возможно получение места в общежитии или иного ведомственного жилья, предоставляемого организацией по месту работы.
Как в период отбывания наказания, так и после освобождения за гражданином сохраняется право собственности на частное домовладение, в том числе индивидуальное или долевое право собственности на приватизированную квартиру. Он может получать жилье по наследству, по договору купли - продажи, дарения, приобретать земельные участки под застройку и т.п.
При наличии условий, указанных в законе, возможны: восстановление утраченных прав на проживание в домах государственного, общественного и муниципального жилого фонда, регистрация проживания у родственников, супругов и иных граждан. В соответствии с Федеральным законом от 17 апреля 2001 г. N 48-ФЗ освобожденные имеют основание требовать восстановления утраченного права на жилье в его реальном виде.
Наконец, в ряде регионов, по решению местных органов власти и управления, отдельных организаций созданы центры социальной адаптации, дома ночного пребывания и подобные им организации, предназначенные для временного проживания лиц, по каким-либо причинам, не имеющим жилья. В них могут обращаться и лица, отбывшие наказание.
Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания
Контроль за освобожденными выходит за рамки отношений, регулируемых нормами уголовно - исполнительного права. Поэтому статья 183 УИК РФ лишь в общей форме указывает на его применение, а подробная правовая регламентация предполагается в отдельном федеральном законе, проект которого находится на стадии обсуждения.
В настоящее время контроль за некоторыми категориями лиц, имеющих судимость, предусмотрен федеральными законами и ведомственными нормативными правовыми актами.
Контроль осуществляется "уполномоченным на то специализированным государственным органом" (ч. 6 ст. 79 УК РФ) точное название которого будет определено нормативными правовыми актами в ближайшее время в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации" таким органом могут стать уголовно - исполнительные инспекции.
На территории России еще действует Положение об административном надзоре органов внутренних дел который призван предупредить преступления со стороны освобожденных лиц и оказать на них необходимое воспитательное воздействие.
Административный надзор устанавливается по месту жительства на срок от шести месяцев до одного года (м.б. досрочно прекращен или продлен на 6 месяцев, но не свыше срока судимости) в отношении лиц:
а) осужденных ранее за преступление при особо опасном рецидиве;
б) осужденных ранее к лишению свободы за тяжкие преступления или два и более раза - за любые умышленные преступления либо ранее освобождавшихся из мест лишения свободы условно - досрочно и вновь совершивших умышленное преступление в период неотбытой части наказания. Надзор за ними устанавливается, если поведение данных лиц свидетельствует об упорном нежелании встать на путь исправления, приобщиться к честной трудовой жизни.
К лицам, в отношении которых устанавливается административный надзор, могут применяться следующие ограничения:
а) запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время;
б) запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города);
в) запрещение пребывания в определенных пунктах района (города);
г) явка в милицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц.
Ограничения применяются в полном объеме или раздельно в зависимости от образа жизни, семейного положения, места работы и других обстоятельств, характеризующих личность поднадзорного.
В соответствии с действующим законодательством о милиции участковый уполномоченный обязан контролировать по месту жительства соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них законом ограничений.
Следует отметить, что эффективность административного надзора как превентивной меры в настоящее время невысока вследствие, прежде всего большой загруженности участковых уполномоченных, отмены уголовной ответственности за злостное нарушение правил административного надзора. В перспективе планируется заменить его иными формами социально - правового контроля.
87. Исполнение наказания в виде смертной казни.
Являясь одним из видов наказаний, установленных УК РФ, смертная казнь, как никакой другой вид наказания, привлекает к себе внимание общественности, вызывает жаркие дискуссии. По меткому выражению публицистов, споры о смертной казни названы "историей блуждающей запятой" в общеизвестной формуле: "казнить нельзя помиловать". Эти споры обусловлены исключительностью данного вида наказания, что специально подчеркивает законодатель (ст. 59 УК РФ).
Конституцией РФ отмена смертной казни предусмотрена как безусловное обязательство государства. Отказ от исполнения смертных приговоров является общепризнанным принципом международного права, а потому частью правовой системы Российской Федерации.
С середины 1996 г. смертная казнь как вид уголовного наказания не исполняется согласно Указу Президента РФ от 16 мая 1996 г. N 724 "О поэтапном сокращении смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". Сложилась не совсем обычная ситуация: за совершение преступлений лица осуждались к смертной казни, а приговоры в исполнение не приводились, что привело к значительной концентрации лиц, осужденных к этой мере, в учреждениях УИС. В начале 1997 г. в следственных изоляторах содержалось 688 человек, осужденных к смертной казни, обжаловавших приговоры судов в установленном порядке или подавших прошения на имя Президента РФ. Лишь в 1999 г. суды прекратили осуждать к исключительной мере наказания в соответствии с актом Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. N 3-П, который постановил невозможность назначения смертной казни впредь до введения в действие федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации рассмотрение соответствующих дел с участием присяжных заседателей.
Вместе с тем конституционность установления федеральным законодателем этой исключительной меры наказания не оспаривалась и предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ не была. Поэтому в настоящее время УК РФ содержит указание о возможности смертной казни за особо тяжкое преступление высокой степени общественной опасности, посягающее на жизнь.
Общие положения исполнения наказания в виде смертной казни.
Осужденный к смертной казни должен содержаться в одиночной камере в условиях, обеспечивающих его усиленную охрану и изоляцию, поскольку осужденных может наступить конфликтное эмоциональное состояние, зачастую сопровождающееся импульсивными действиями, провоцирующими "аварийные" способы поведения. Усиленная охрана выражается в особом порядке несения службы на посту специально подготовленных лиц у камер, где содержатся осужденные к смертной казни. Исчерпывающим образом определены основания и специальный порядок открытия специально оборудованных дверей камер, где содержится осужденный к смертной казни в целях исключения захвата заложников и иного противоправного поведения
При обращении осужденного с ходатайством о помиловании исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения Президентом Российской Федерации.
При отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании администрация исправительного учреждения составляет акт в присутствии прокурора. Указанный акт удостоверяется прокурором и направляется им в Верховный Суд Российской Федерации и Генеральную прокуратуру Российской Федерации для проверки уголовного дела и составления заключения, которое представляется Президенту Российской Федерации. Исполнение приговора в этом случае приостанавливается до принятия решения Президентом Российской Федерации.
Основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются вступивший в законную силу приговор суда, а также решение Президента Российской Федерации об отклонении ходатайства осужденного о помиловании или решение Президента Российской Федерации о неприменении помилования к осужденному, отказавшемуся от обращения с ходатайством о помиловании.
Порядок исполнения смертной казни
Смертная казнь исполняется непублично путем расстрела. Исполнение смертной казни в отношении нескольких осужденных производится отдельно в отношении каждого и в отсутствии остальных.
При исполнении смертной казни присутствуют прокурор, представитель учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врач.
Наступление смерти осужденного констатируется врачом. Об исполнении приговора суда составляется протокол, который подписывается лицами, указанными в части второй настоящей статьи.
Администрация учреждения, в котором исполнена смертная казнь, обязана поставить в известность об исполнении наказания суд, вынесший приговор, а также одного из близких родственников осужденного. Тело для захоронения не выдается и о месте его захоронения не сообщается.
88. Контроль за поведением условно осужденных.
Контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовно - исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих - командованием их воинских частей.
Основные направления деятельности уголовно - исполнительных инспекций по контролю за условно осужденными:
а) персональный учет осужденных в течение испытательного срока;
б) контроль за соблюдением осужденным правопорядка;
в) контроль за исполнением возложенных судом на осужденного обязанностей;
г) исполнение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
д) взаимодействие с другими службами органов внутренних дел и командованием воинских частей по осуществлению контроля за осужденным;
е) взаимодействие с судом в части исполнения приговора об условном осуждении.
К числу задач, решаемых при этом уголовно - исполнительными инспекциями, относятся:
а) изучение личности осужденного, условий его жизни и ближайшего окружения;
б) сбор и анализ информации о поведении данного лица по месту работы (учебы) и в быту, позволяющей судить о его исправлении, о возможности досрочной отмены условного осуждения и снятии судимости, сокращения либо продления испытательного срока;
в) информирование компетентных органов о совершенных осужденным в течение испытательного срока правонарушениях для привлечения его к установленной законом ответственности, о фактах невыполнения возложенных на него судом обязанностей;
г) подготовка представлений в суд о полной или частичной отмене либо дополнении установленных для условно осужденного обязанностей, о продлении испытательного срока, об отмене условного осуждения с освобождением от наказания либо с применением назначенного наказания.
Контроль за условно осужденными осуществляется с соблюдением принципов уголовного и уголовно - исполнительного законодательства и не должен причинять физических страданий или унижать человеческое достоинство.
89. Особенности исполнения наказаний в зарубежных государствах
Особенности исполнения наказаний в США
Наиболее часто за совершение преступных деяний американские суды применяют пробацию, штраф и тюремное заключение.
Институт пробации близок по своему содержанию к наказаниям, не связанным с лишением свободы и применяется к лицам, которые совершившими преступления не относящиеся к тяжким. В случае нарушений условий пробации ее срок может быть либор продлен либо может быть назначено иное наказание в рамках санкции. Дополнительно назначенными судом альтернативными условиями пробации могут быть:
1) материальная поддержка лиц, находящихся на иждивении осужденного, а также выполнение иных семейных обязанностей;
2) осуществление реституции в отношении потерпевшего;
3) добросовестная работа, прохождение курса профессиональной подготовки в целях последующего выполнения подходящей работы;
4) воздержание от какого-либо конкретного занятия, дела или работы;