Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 01:17, реферат
Исправление осужденных является важнейшим направлением уголовно-исполнительной политики России. Одним из основных средств исправления осужденных является режим. До принятия нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации понятие режима в исправительном учреждении не было закреплено в законодательстве, а разрабатывалось лишь в теории уголовно-исполнительного права.
Введение………………………………………………………3
1.Понятие режима в исправительных учреждениях, его основные функции………………………………4 - 6
2.Содержание режима в исправительных учреждениях……6 - 10
3. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях……………………………………………………10 - 16
Заключение……………………………………………………17 - 18
Список использованной литературы……………….19
10
административной ответственности, установленной, кодексом об административных нарушениях, при наличии в действиях виновного признаков состава преступления возбуждается уголовное дело и он привлекается к уголовной ответственности.
Правила, регулирующие применение к осужденным основных средств исправления, определяют особенности проведения с осужденными, отбывающими лишение свободы в различных видах исправительных учреждений, воспитательной работы, привлечения их к общественно полезному труду, общеобразовательного и профессионального обучения, а также общественного воздействия.
3. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.
Средства обеспечения режима предназначены для обеспечения соблюдения порядка и условий исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы всеми субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений. Указанные средства можно разделить на две группы: средства обеспечения режима общего характера; специальные средства обеспечения режима.
Средства обеспечения режима общего характера.
Режим обеспечивается прежде всего соблюдением его требований персоналом исправительных учреждений, а также лицами, их посещающими. Строгое выполнение предписаний закона, корректное поведение и должная требовательность создают необходимые предпосылки для обеспечения режима, соблюдения его требований осужденными. К числу мер общего характера следует отнести: правовое, трудовое, физическое и иное воспитание; индивидуальную работу с осужденными; меры поощрения, стимулирующие правомерное поведение; работу самодеятельных организаций, общественное воздействие.
11
Специальные средства обеспечения режима. Эту группу составляют: охрана осужденных и надзор за их поведением; меры взыскания, обеспечивающие требуемое поведение; оперативно-розыскная деятельность, технические средства надзора и контроля; режим особых условий, меры безопасности (физическая сила, специальные средства и оружие).
Наружная охрана исправительных учреждений осуществляется специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы, создаваемыми для этих целей при учреждениях, исполняющих наказания. Наряду с охраной за осужденными ведется круглосуточный надзор. Он осуществляется повсеместно: в жилых помещениях и на производстве, во время сна и личного времени, в столовой, библиотеке, магазине, санчасти и
других местах нахождения хотя бы одного осужденного. Осуществление надзора за осужденными является обязанностью всех сотрудников исправительного учреждения, за исключением службы охраны. Специальные задачи по осуществлению надзора за осужденными возлагаются на дежурную смену и отделы безопасности исправительных учреждений.
В значительной степени уровень режима достигается с помощью оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой оперативными аппаратами исправительных учреждений и уголовно-исполнительной системы в целом.
В статье 84 УИК РФ определены задачи оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы, содействие в выявлении и раскрытии преступлений.
12
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется с помощью различных мероприятий: опрос граждан; исследование предметов и документов; наблюдение; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; оперативное внедрение.
В целях обеспечения режима применяются технические средства надзора и контроля за поведением осужденных. Статья 83 УИК РФ закрепляет право администрации исправительных учреждений использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания с целью получения информации о поведении осужденных.
Использование технических средств в исправительных учреждениях позволяет обеспечить: надлежащую охрану и изоляцию осужденных; организацию и осуществление непрерывного и действенного надзора за поведением осужденных, иных лиц; предупреждение и пресечение правонарушений; обеспечение личной безопасности осужденных, персонала и иных лиц; сбор, анализ, фиксирование и хранение информации; управление силами и средствами; охрану и противопожарную безопасность объектов.
В зависимости от характера назначения подразделяются на средства: наблюдения; поиска и обнаружения; оповещении (сигнализации); связи; активного (пассивного) противодействия противоправным деяниям.
Администрация исправительных учреждений обязана под расписку уведомлять осужденных о применении технических средств надзора и контроля ( ч.2 ст.83 УИК РФ).
Согласно части 3 статьи 83 УИК РФ перечень технических средств надзора и контроля и порядок их использования устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации (постановлениями Правительства РФ, приказами МВД России, Минюста России).
13
Необходимо отметить, что применение технических средств при осуществлении надзора и контроля за поведением осужденных и осуществление оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях закреплено в уголовно-исполнительном законодательстве впервые.
В соответствии со статьей 85 УИК РФ режим особых условий в исправительных учреждениях может быть введен в случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, при групповых неповиновениях осужденных.
Режим особых условий вводится на строго ограниченное законом время
(на срок до 30 суток). Этот режим отличается от общих требований к
порядку исполнения и отбывания уголовного наказания:
а) введением специального (усиленного) варианта несения службы сотрудниками исправительного учреждения, сопряженного с ограничением деятельности некоторых подразделений учреждения;
б) изменением распорядка дня учреждения;
в) введением ограничений либо отменой допуска на объекты учреждения;
г) приостановлением (на время действия указанного режима) осуществления некоторых прав осужденных, предусмотренных статьями 88-97 УИК РФ (приобретение осужденными к лишению свободы продуктов питания, свидания, получение посылок, передач, переписка, получение и отправление денежных переводов, телефонные разговоры, прогулки, просмотр кинофильмов и телепередач, выезды за предела исправительных учреждений);
д) ограничением деятельности производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.
14
Режим особых условий вводится в целях защиты личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц, обеспечения предусматриваемого законом порядка исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы путем принятия экстренных мер для ликвидации массовых беспорядков или групповых неповиновений осужденных.
Массовые беспорядки в местах лишения свободы создают угрозу не только общественной безопасности, установленному законом порядку исполнения и отбывания наказания, но и жизни, здоровью осуждённых и персонала исправительных учреждений.
Групповые неповиновения в отличие от массовых беспорядков проявляются главным образом в неактивных способах выражения своего недовольства или
протеста: отказа от работы, приема пищи, соблюдения внутреннего
распорядка; и в меньшем количестве.
Решение о введении режима особых условий, согласно части 3 статьи 85 УИК РФ, принимается руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, либо начальником территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации либо соответствующим прокурором.
В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала и иных лиц, в местах лишения свободы начальник исправительного учреждения может вводить режим особых условии самостоятельно (ч. 4 ст. 85 УИК). В этом случае немедленно уведомляются должностные лица, правомочные принимать такое решение, которые должны в течение трех суток принять решение о введении режима особых условии или об отмене введенных мер.
15
Режим особых условий в исключительных случаях может быть продлен дополнительно на тридцать суток ( ч.3 ст.85 УИК РФ).
Особое место в группе средств обеспечения режима в исправительных учреждений занимают меры безопасности и правовые основания их применения. Виды мер безопасности и основания их применения в исправительных учреждениях урегулированы в статье 86 УИК РФ, а порядок применения определяется статьями 28-31 Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”.
К закрепленным в части 1 статьи 86 УИК РФ мерам безопасности относится применение физической силы и специальных средств. Исключительным средством обеспечения режима является применение оружия.
Меры безопасности применяются в чрезвычайных или иных конфликтных
ситуациях, вызванных, как правило, насильственными действиями осужденных в отношении персонала или граждан, других осужденных или самих себя.
Меры безопасности направлены на пресечение общественно опасных действий осужденных, которые добровольно не прекращаются и грозят наступлением особо опасных последствий. Меры взыскания применяются как мера наказания за действия осужденных, которые уже закончились или уже пресечены. Поэтому не исключено применение к осужденным сначала мер безопасности в связи с их общественно опасными действиями, а затем и мер взыскания за них.
Сотрудники применяют физическую силу, специальные средства и оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования.
В процессе применения мер безопасности и оружия сотрудники обязаны обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и другим лицам. С этой целью законом предусмотрено, что, например, физическая сила
16
применяется в том случае, если ненасильственными способами (мерами убеждения) не удалось обеспечить выполнение законных требований персонала. Применение специальных средств и оружия должно сводиться к минимальному причинению вреда осужденным и иным лицам, а также обеспечивать безопасность посторонних граждан. Запрещается применять специальные средства и оружие в отношении беременных женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане. Исключением из указанного правила считается применение специальных средств и оружия в случаях оказания указанными выше лицами вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.
Сотрудники персонала вправе применить оружие:
- для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан;
- для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью работников персонала, осужденных лиц, а также для отражения нападения с целью завладения оружием;
- для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещении и транспортных средств;
- для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты, помещения и сооружения, а также на транспортные средства;
- для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья граждан и собственности и пытающегося скрыться с места преступления;
- для задержания лица, пытающегося совершить побег, либо для пресечения попыток насильственного освобождения осужденных;
- для задержания вооруженного лица, отказывающегося выполнить законное требование сотрудников о сдаче оружия.
17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В реферате мной была исследована тема «Понятие режима в исправительных учреждениях, его основные задачи и функции».
При изучении выбранной темы были решены следующие задачи:
- определено понятие режима в исправительных учреждениях;
- рассмотрены задачи и функции режима в исправительных учреждениях;
- исследованы средства обеспечения режима в исправительных учреждениях.