Рассмотрение обращений и заявлений граждан прокурором

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:24, доклад

Описание работы

Правовая основа работы прокуратуры с обращениями (запросами):
Конституция РФ (ст. 33);
Закон о прокуратуре (ст. 10);
ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;
Инструкция «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ», утв. приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 г. № 200, и др.

Работа содержит 1 файл

Рассмотрение обращений и прием граждан в органах прокуратуры.docx

— 19.48 Кб (Скачать)

Рассмотрение  обращений и прием  граждан в органах  прокуратуры 

Правовая основа работы прокуратуры с обращениями (запросами): 

Конституция РФ (ст. 33); 

Закон о прокуратуре (ст. 10); 

ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений  граждан РФ»; 

Инструкция «О порядке  рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ», утв. приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 г. № 200, и др. 

Субъекты, предмет  и пределы обращения (запросов) 

Субъекты подачи обращений. Правом на обращение в  органы и учреждения прокуратуры  наделены физические и юридические  лица. Подлежат рассмотрению обращения  граждан РФ, иностранных граждан  и лиц без гражданства; парламентские  запросы, запросы и обращения  членов Совета Федерации, депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Общественной палаты РФ, должностных и иных лиц. Проверяются  сообщения средств массовой информации. 

Предмет обращений (запросов). В прокуратуре рассматриваются  обращения относительно действий (или  бездействия) и (или) решений объектов надзора о нарушениях прав и свобод заявителя, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории РФ. 

Пределы полномочий прокурора. 

Прокуратура рассматривает:

обращения (запросы), содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и  интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу, информационным системам общего пользования;

обращения граждан, направленные средствами массовой информации;

обращения (запросы) членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам, связанным  с реабилитацией граждан (рассматриваются  с учетом общих требований).

Заявления и сообщения  о совершенном или готовящемся  преступлении рассматриваются органами дознания или предварительного следствия (например, Следственного комитета при прокуратуре РФ) в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством (ст. 144 УПК РФ).

Жалобы на действия (или бездействие) и решения органов  дознания, дознавателей, следователей и прокуроров, по вопросам уголовного судопроизводства проверяются в  порядке и в пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством (ст. 124 УПК РФ).

Порядок рассмотрения и разрешения поступающих на заключение ходатайств о помиловании, а также заявлений граждан о реабилитации в соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» устанавливается специальными приказами и указаниями Генерального прокурора РФ.

При рассмотрении обращения (запроса) не допускается разглашение  содержащихся в нем сведений, а  также сведений о частной жизни  заявителя без его согласия. Не является разглашением сведений направление  письменного обращения в орган  или должностному лицу, в компетенцию  которых входит решение поставленных в обращении вопросов. 

Обращения, не подлежащие рассмотрению 

Обращения, не подлежащие рассмотрению в органах прокуратуры:

обращения, не содержащие сведений о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и  интересов человека и гражданина, интересов общества и государства;

обращения, составляющие исключительную компетенцию суда;

обращения, не содержащие сведений о лице, направившем его (фамилию и почтовый адрес);

обращения, в которых  отсутствуют сведения, достаточные  для их разрешения (об органе, вынесшем обжалуемое решение, времени его  принятия и т.д.). Такие обращения  в семидневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с  разъяснением, куда им для этого  следует обратиться. Копии таких  обращений формируются в надзорные  производства;

обращения (запросы), содержание которых свидетельствует  о прямом вмешательстве авторов  в деятельность прокуратуры при  осуществлении надзорных полномочий. При этом автору обращения в срок не позднее семи дней направляется мотивированное сообщение;

анонимные обращения, содержащие сведения о готовящихся  или совершенных преступлениях, направляются в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией;

письменные обращения, текст которых не поддается прочтению;

обращения, в которых  содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу  должностного лица или членов его  семьи. Заявитель уведомляется о  недопустимости злоупотребления предоставленным  ему законом правом обращения  с жалобой;

обращение, если по содержанию оно лишено смысла или в материалах проверки имеется решение суда о  признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического заболевания;

обращение, если ответ  по существу поставленного в нем  вопроса не может быть дан без  разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Гражданину, направившему обращение, сообщается о  невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса  в связи с недопустимостью  разглашения указанных сведений;

в случае, если повторное обращение не содержит новых доводов, а изложенное ранее полно, объективно и неоднократно проверялось и ответы даны в установленном порядке правомочным должностным лицом органа прокуратуры. В этом случае принимается решение о прекращении переписки с заявителем.

Организация приема заявителей в  органах прокуратуры

Организация приема заявителей осуществляется во всех органах  и учреждениях прокуратуры. 

Прием граждан проводится в течение всего рабочего дня. Порядок приема в вечернее время, выходные и праздничные дни устанавливается  руководителями прокуратуры. При этом гражданам должно быть известно, когда, где и какой именно прокурорский работник принимает, в этих целях  в помещении прокуратуры вывешивается график приема населения. 

Руководители прокуратуры  должны проводить прием населения  не реже одного раза в неделю. 

При личном приеме гражданин  обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность. 

Сведения о гражданине, обратившемся к прокурору на личном приеме, содержание обращения и принятое решение, если оно в устной форме, фиксируются в карточке личного  приема и в книге учета посетителей. На жалобах и обращениях, поданных на личном приеме, ставится отметка  «с личного приема». 

В каждой прокуратуре  устанавливается ящик «Для обращений  и заявлений», который в Генеральной  прокуратуре РФ, Главной военной  прокуратуре, прокуратурах субъектов  РФ размещается в приемной, в иных прокуратурах — в доступном для  заявителей месте.

10.6.

Организация работы по рассмотрению и разрешению обращений 

Письменное обращение (запрос) подлежит обязательной регистрации  в течение трех дней с момента  поступления в прокуратуру. 

Рассмотрение обращений (запросов). Ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений (запросов) возлагается на руководителей подразделений Генеральной  прокуратуры РФ и прокуроров. 

Преследование гражданина в связи с его обращением в  органы и учреждения прокуратуры  с критикой их деятельности либо в  целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов  либо прав, свобод и законных интересов  других лиц запрещается. 

При рассмотрении обращения (запроса) не допускается разглашение  содержащихся в нем сведений, а  также сведений о частной жизни  заявителя без его согласия. 

По каждому поступившему обращению (запросу) в прокуратуре  может быть выполнено одно из следующих  решений: 

1) принятие к производству; 

2) прекращение производства; 

3) передача на  разрешение в нижестоящие органы  прокуратуры; 

4) направление в  другие органы; 

5) приобщение к  ранее поступившей жалобе. 

Первичные обращения  направляются для проверки доводов  в нижестоящую прокуратуру с  установлением контроля либо без  такового должностным лицом, которому поручено его рассмотрение, с одновременным  уведомлением об этом заявителя. 

Обращения, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в семидневный срок со дня регистрации  направляются по принадлежности с одновременным  извещением об этом заявителей и разъяснением, куда им следует обратиться. 

Обращение (запрос), разрешение которого не входит в компетенцию  данной прокуратуры, в семидневный  срок с момента регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным  уведомлением об этом заявителя. 

Направление обращения (запроса) на рассмотрение в государственный  орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или  действие (или бездействие) которого обжалуется, запрещается. 

Разрешение обращений (запросов). Обращения и запросы  разрешаются с изучением уголовных, гражданских, арбитражных дел, дел  об административных правонарушениях, а также материалов прокурорских проверок. 

Доводы заявителей о систематическом ущемлении  прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки правоохранительных органов субъектов РФ, военных  прокуратур окружного звена, проверяются, как правило, с выездом на место. 

Для обеспечения  полноты и объективности проверок к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости  — заявители. 

При рассмотрении и  разрешении обращений в необходимых  случаях истребуются нормативные документы, получаются объяснения от должностных и иных лиц, действия которых обжалуются. 

При разрешении обращений  и запросов факты, установленные  вступившим в законную силу решением или приговором суда, повторному доказыванию  не подлежат, если не стали известны новые обстоятельства. 

По итогам разрешения обращений (запросов) может быть принято  одно из следующих решений: 

«удовлетворено» —  приняты меры к полному или  частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя; 

«удовлетворено повторное  обращение» — обращение, в котором  обжалуются ответы соответствующей  прокуратуры и по которому принималось  решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения. При  этом первичное решение отменяется; 

«отклонено» — требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными; 

«разъяснено» —  по обращению, в котором не содержалось  просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы  правового характера; 

«принято иное решение» — обращение оставлено без  разрешения, приобщено к материалам уголовного дела (надзорного производства), прекращена переписка; 

«направлено» —  обращение в семидневный срок направлено для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство  по принадлежности. 

О принятом решении  уведомляется заявитель. 

Порядок ознакомления заявителя с материалами разрешенного обращения. По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется  возможность ознакомиться с документами  и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает  права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных  документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную  или иную охраняемую федеральным  законом тайну. 

Работник прокуратуры, ознакомивший заявителя с документами, составляет и приобщает к надзорному производству справку о том, с  какими материалами заявитель ознакомлен.

10.7.

Сроки разрешения обращений  и запросов 

Обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются  в течение 30 дней со дня их регистрации  в прокуратуре, а не требующие  дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней. 

Информация о работе Рассмотрение обращений и заявлений граждан прокурором