Психология лиц с девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:02, контрольная работа

Описание работы

Каждому обществу свойственны такие формы социальных отклонений и в тех масштабах, какие вытекают из конкретно-исторических условий его существования – социальных, экономических, политических, нравственных и пр. Объем социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка, степени сплоченности социальных групп.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Психические основы девиантного поведения…………...4
Основные причины девиантного поведения………………8
Социальный контроль над девиантным поведением…..9
Заключение……………………………………………………………………..11
Литература……………………………………………………………………...13

Работа содержит 1 файл

контрольная по юридической психологии.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Сибирская академия государственной  службы

 

 

Юридический факультет

 

Кафедра: Психологии

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: юридическая  психология

Тема: Психология лиц  с девиантным поведением

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

группы №09631

Солодченкова О. Э.

Проверил:

Терехов А. В.

д.к, к.и.н.

 

 

 

 

     Новосибирск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………3

  1. Психические основы девиантного поведения…………...4
  2. Основные причины девиантного поведения………………8
  3. Социальный контроль над девиантным поведением…..9

Заключение……………………………………………………………………..11

Литература……………………………………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Каждому обществу свойственны такие  формы социальных отклонений и в  тех масштабах,  какие вытекают из конкретно-исторических условий его существования – социальных, экономических, политических, нравственных и пр. Объем социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка, степени сплоченности социальных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Оценка любого поведения  подразумевает  его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы  поведение часто называют девиантным.

Основные виды девиантного поведения

Девиантное поведение  подразделяется на две группы

1. Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизойды, эпилептойды и лица с акцентуированным характером.

2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии – пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.

К основным субъектам  девиантного поведения можно  отнести лиц, страдающих определенными  формами психической патологией и склонных  на этой основе к аморальному  поведению, попыткам членовредительства и самоубийствам.

Таким образом, психические расстройства проявляются в двух формах:

Акцентуированные  характеры, т.е. крайние варианты нормы. Люди с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера часто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб.

Психические расстройства в виде акцентуаций возникают у людей по ряду причин:

1. Часто психические расстройства обусловлены тем, что  к человеку общество предъявляет завышенные требования. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные отрицательные переживания, то формируется комплекс неполноценности, и возникает необходимость в искусственных компенсаторах -  алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении.

Особенно провоцирует  появление ранее скрытой акцентуации  или патологии, пубертатный период, т.е. период полового созревания.

2. Сказываются трудности переходного возраста, т.е. переход во «взрослую» жизнь, он сопровождается перестройкой психики. Перестраиваются такие важные процессы как: мышление, ощущения, восприятие, меняется мир иллюзий, чувствования, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки.

3. Перестройка «Я-концепции». «Я-концепция» - это устойчивая и неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и самим собой.1

Личностные расстройства

Отчуждение – проявляется в том, что человек оказавшись в конфликтной ситуации, не может самостоятельно из нее выйти. Что бы уйти от конфликта он должен разорвать связь между своим «я» и травмирующей средой. Этот разрыв создает дистанцию между человеком и окружением, а позднее она перерастает в отчуждение.

 

Деперсонализация – имеет место, когда отчуждается само «я», утрачивается ощущение собственного тела, теряет смысл любая деятельность, притупляются эмоции, безразличие берет верх во всем.

 

Депрессия – состояние аффекта с отрицательной окраской. Под депрессией понимают сильную тоску, сопровождаемую отчаянием и кризисом духа. В состоянии депрессии время как бы замедляется, наступает быстрая утомляемость, снижается работоспособность. Приходят мысли о собственной    ничтожности, возможны попытки самоубийства. Депрессия может протекать в различных формах:

Локус контроль – человек приписывает  себе или другим ответственность  за важнейшие события или наоборот, человек считает, что его жизнь  зависит от внешних сил. Отсюда чувство бессилия и безнадежности. При тяжелых формах депрессии мнимое чувство вины, стрессовые ситуации в результате потери близких людей, критика со стороны авторитетных лиц может привести к суицидальным попыткам;

Бред физического недостатка, который возникает в период полового созревания   преимущественно   у   девочек.   Эти переживания,   как правило,

Связаны с внешностью и широко варьируются от веснушек до полноты или      худобы ног, талии и пр. Иногда недовольство своим телом достигает уровня паранойи, и люди становятся озлобленными и несчастными.

Синдром философской интоксикации. Интерес молодых к проблемам  бытия – явление вполне нормальное. Однако у части молодых людей  этот интерес принимает уродливые  формы: изобретаются всеобщие законы мировоздания, вынашиваются планы переустройства мира. Часто их увлекают такие  таинственные науки, как парапсихология, оккультные науки, а так же контакты с НЛО.

Учебные неврозы или фобии проявляются  в упорном нежелании посещать школу, колледж, институт. Невроз выражается в конфликтных отношениях с преподавателями и одноклассниками, в нежелание вникать в отдельные учебные предметы или все предметы сразу. Особенно часто неврозами страдают школьники. Беда нашей школы в том, что подчас в ней насаждаются порядки казармы, а учителя выполняют в ней функцию надзирателей.

Трудность распознания  юношеских патологий заключается  в их скрытом проявлении  и  в большинстве своем касаются нормальных молодых людей.

Психология нужна всем, Особенно педагогам, социальным преподавателям и работникам социальных служб, чтобы вовремя заметить негативные черты характера и отреагировать на них педагогическими методами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп «риска»:

  1. Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.
  2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается,  торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.

3. Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

Неблагоприятные условия жизни  и воспитания в семье, проблемы овладения  знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

 

 Очевидно, что использование  уголовного наказания в отношении  гомосексуалистов, проституток и  пьяниц не теряет смысл, так  как большинство из них больные  люди и нуждаются в медицинской,  психологической, социальной помощи.

Наша исправительно-трудовая система не, сколько исправляет, сколько карает человека. Именно места  лишения свободы являются основными  рассадниками гомосексуализма, школами, в которых завершается формирование девиантного поведения и самосознания.

Как правило, вначале  девиантное поведение немотивированное. Молодой человек, как правило, хочет  соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий неумение правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни, он не может этого сделать.

Основные факторы  социального контроля:

 

  1. Методы и средства  социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального  контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.
  2. Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит  личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и главное изменение условий содержания.
  3. Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающие государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья. Неплохо зарекомендовали себя общественные организации по принципу «самопомощи» (группы анонимных алкоголиков, наркоманов или освобожденных из мест лишения свободы).
  4. Нравственное вознаграждение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни – важный фактор девиантного поведения ). Создание »институтов согласия» и «институтов посредничества», которые бы принимали на себя функции уголовного и административного правоприменение сообразно тяжести проступка или преступления, личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.
  5. Жесткий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости и натурального секса. Ориентация молодежи на «изделия» черного рынка, где проповедуется культ насилия и примитивный секс, формирует криминальные установки и ущербное самосознание.
  6. Изменение менталитета граждан, выросших в условиях тоталитаризма. Формирование средствами массовой информации, учебными и просветительскими организациями более терпимого и милосердного отношения к инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и др.).
  7. Подготовка и переподготовка кадров, которые были бы способны работать с представителями «социального дна»: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов; врачей-наркологов и социальных работников – всех тех, кто уже сегодня работает в контактной зоне с девиантами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для раскрытия природы  и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они  как и социальные нормы, есть выражение  отношений людей, складывающийся в  обществе. Социальная норма и социальное отклонение – два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей.

Многие поступки не подпадают  под нормы и в месте с  тем не являются отклонениями от них  просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс художественного или научного творчества.

Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализироанны.

Аморальный поступок одного человека может быть совершенно не похож на поступок другого даже преступлению признаки, которых четко  зафексированны  в уголовном кодексе, так же разнообразны, как и сами люди, их совершающие.

Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а  подчас ведущие к их росту и  распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоречие «может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых.

В период перехода к рыночной экономики изменилось материальное положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, а они приводят  к девиациям. Кто забывается в бутылке, кто забывается в наркотическом дурмане, а кто послабее сводит счеты с жизнью. Единственный способ как-то изменить сложившееся положение – улучшить  жизнь, помочь людям преодолеть их проблемы для этого и создаются теперь социальные службы и другие организации. Но если их деятельность н будет поддерживаться государством рост преступности, наркомании, алкоголизма и т. д. будет только расти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

    1. Основы социальной работы : Учебник/ Отв. Ред. П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1998.
    2. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характера.–Самара: Издательский Дом (БАХРАХ), 1997.
    3. Чудковский В.С., Чистяков Н.Ф. Основы психиатрии. – Ростов-на-Дону: изд-во (Феникс), 1997.
    4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность образование, самообразование, профессия. – Мн.: (Хелтон), 1998.
    5. Краткий словарь современных понятий и терминов. - М., 2000.
    6. Крысько В.Г. Социальная психология. - М., 2001.
    7. Журнал “Вестник психосоциальной и коррекционной работы” 2000 год №3 Л.К.
    8. Технологии профессионального консультирования: Сб.— М.: РУЦ ФСЗ, 2005.-269с.
    9. еория и методика социальной работы /Под рук. И.Г. Зайнышева. Ч. 1— М.: Союз, 2004.- 276с.
    10. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.:Наука, 2007.-296с.
    11. Малышева С.В. «Образ Я» и представление о сверстнике у подростков, переживающих одиночество. Автореф. канд. психол. наук. - М.: ПАРУС, 2003. – 265с.
    12. Кудрявцев В. Н. О противоправности преступлений // Правоведение 2006, № 1.С.57-61
    13. Асмолов А. Г. Психология личности. — М.: ЭксмоПресс, 2003. —276с.

Информация о работе Психология лиц с девиантным поведением