Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 12:38, реферат
Социально-экономические реформы в России имеют в криминологическом аспекте ряд негативных последствий для подрастающего поколения. Увеличивается число несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, растет детский суицид. Обостряются и качественные характеристики насильственной преступности несовершеннолетних: растет доля тяжких, организованных преступлений, совершаемых с особой жестокостью, с применением оружия.
Введение 3
1. Возрастные психологические особенности насильственного типа несовершеннолетнего преступника 4
2. Личностные деформации и классификация насильственных типов несовершеннолетних преступников 6
3. Мотивация совершения насильственных преступлений несовершеннолетними преступниками 8
4. Причины и условия совершения несовершеннолетними насильственных преступлений 10
Список литературы 14
Групповое насилие - как результат групповой солидарности. В этих случаях субъект ориентирован на достижение с помощью насилия не преступной, а иной личностно-значимой цели (например, сохранить или повысить свой престиж в группе).
Основными причинами и условиями (детерминантами) совершения подростками насильственных преступлений являются:
Семья, являясь одним из важнейших институтов социализации подростка, прививает ему основные моральные требования, правила поведения, закладывает основы характера, жизненные установки и требования. Существующие дефекты в семье (такие как пьянство, грубость, жестокость) порождают искаженное формирование личности подростков, ответную жестокость, подмену социальных ценностей, пропаганду власти над другими и умение приспосабливаться к любым условиям в целях выживания. Немаловажной является сама обстановка, «внутренний климат» в семье, ведь ссоры и конфликты между родителями не могут остаться незамеченными ребенком, а также негативное влияние на ребенка оказывает семья с криминальной направленностью (т. н. деликвентные семьи), в которых идет пропаганда криминальных ценностей и криминального образа жизни. Таким образом, в целях снижения насильственной преступности несовершеннолетних следует, в первую очередь, развивать институт воспитания молодого поколения, т. е. семью, т. к. именно она остается основной средой воспитания, средством передачи ценностей, культуры и информации, обеспечивает эмоциональную, материальную и социальную поддержку человека, его рост и развитие6.
Подмена ценностных ориентаций несовершеннолетних также является одной из причин совершения данного вида преступления.
Можно выделить три группы ценностных ориентаций: высшие всеобщие интересы, интересы круга друзей и близких, личные интересы (материального и нематериального характера). Для подростков, совершающих преступления, характерны «ножницы», разрыв между ценностями, признаваемыми ими, и теми, которым они готовы следовать и фактически следуют.
Дефекты
правосознания
Специфика
правосознания
Важным фактором совершения насильственного преступления является воздействие субкультуры, носящей асоциальный характер.
Криминальная субкультура отличается от обычной подростково-молодежной субкультуры криминальным содержанием норм, регулирующих взаимоотношения членов группы между собой, с членами других групп, с сотрудниками правоохранительных органов, с общественностью и т.д. Она четко и жестко регулирует криминальную деятельность несовершеннолетних, их преступный образ жизни, внося в них определенную упорядоченность, системность. В криминальной субкультуре ясно прослеживаются:
1)
резко выраженная враждебность
по отношению к общепринятым
нормам и ее криминальное
В настоящий момент происходит своеобразная конвергенция криминальной субкультуры и молодежной субкультуры. Причем первая доминирует над второй, активно вливается в нее.
Понятие асоциальной субкультуры как социально-психологического явления довольно сложное и многообразное и понимается в двух смыслах: 1) в широком смысле, под ней следует понимать все социально-психологические характеристики антиобщественного поведения личности и групп; 2) в узком смысле, под ней следует понимать различные проявления, характеризующие «законы», «традиции» преступного образа жизни. В целом, под асоциальной субкультурой можно понимать нормы, ценности, традиции, обычаи, привычки асоциальных групп, регулирующие их поведение и отношение к другим лицам. признаками асоциальной субкультуры являются: употребление уголовно-воровского жаргона, распространенность азартных игр, «блатных» песен, наличие враждующих группировок, ведущих борьбу за власть, общий «котел» членов групп и др., существование жестокой групповой стратификации7.
Сила авторитета заключается в наличии весьма сомнительных качеств, которые существуют в определенной личности. Первое место в иерархии таких качеств занимает умение найти выход из любого положения, затем в порядке очередности: физическая сила, бескорыстная помощь, властность, бесцеремонность, умение приспособиться к любым условиям, поддержка рискованных мероприятий, знания, умение выработки тактики поведения и т. д. Несовершеннолетние преступники в своей криминальной среде встречаются со специфическими нормами, подчиняют им свои взгляды и поведение. Свое и чужое поведение они оценивают с позиций этих норм, таким образом, как правило, наблюдается нравственное одобрение асоциальных поступков.
Влияние
СМИ заключается в пропаганде
преступного поведения, заимствованного
у негативных героев, в нарушении
общепринятых норм поведения. Формирование
криминогенной мотивации и
Все это происходит в период обострения социальных противоречий, приводящих к социальным конфликтам, негативные последствия которых приводят к ухудшению социальных условий жизнедеятельности людей[10]. Все это не может не отразиться на психике и развитии, становлении личности несовершеннолетних. Поэтому основная политика государства, усилия общества должны быть направлены на предупреждение, профилактику и борьбу с проявлениями насильственной преступности несовершеннолетних посредством формирования уверенности, чувства защищенности, необходимости развития и совершенствования правовой культуры и правосознания несовершеннолетних.