Психологическая характеристика насильственного типа несовершеннолетнего преступника

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 12:38, реферат

Описание работы

Социально-экономические реформы в России имеют в криминологическом аспекте ряд негативных последствий для подрастающего поколения. Увеличивается число несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, растет детский суицид. Обостряются и качественные характеристики насильственной преступности несовершеннолетних: растет доля тяжких, организованных преступлений, совершаемых с особой жестокостью, с применением оружия.

Содержание

Введение 3
1. Возрастные психологические особенности насильственного типа несовершеннолетнего преступника 4
2. Личностные деформации и классификация насильственных типов несовершеннолетних преступников 6
3. Мотивация совершения насильственных преступлений несовершеннолетними преступниками 8
4. Причины и условия совершения несовершеннолетними насильственных преступлений 10
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

реферат насил прест.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

     Групповое насилие - как результат групповой  солидарности. В этих случаях субъект  ориентирован на достижение с помощью насилия не преступной, а иной личностно-значимой цели (например, сохранить или повысить свой престиж в группе).

     4. Причины и условия совершения несовершеннолетними насильственных преступлений

 

     Основными причинами и условиями (детерминантами) совершения подростками насильственных преступлений являются:

    • Недостатки воспитания в семье
    • Подмена ценностных ориентаций несовершеннолетних
    • Дефекты правосознания несовершеннолетних
    • Воздействие субкультуры, носящей асоциальный характер
    • Сила авторитета
    • Влияние СМИ

     Семья, являясь одним из важнейших институтов социализации подростка, прививает  ему основные моральные требования, правила поведения, закладывает  основы характера, жизненные установки  и требования. Существующие дефекты  в семье (такие как пьянство, грубость, жестокость) порождают искаженное формирование личности подростков, ответную жестокость, подмену социальных ценностей, пропаганду власти над другими и умение приспосабливаться к любым условиям в целях выживания. Немаловажной является сама обстановка, «внутренний климат» в семье, ведь ссоры и конфликты между родителями не могут остаться незамеченными ребенком, а также негативное влияние на ребенка оказывает семья с криминальной направленностью (т. н. деликвентные семьи), в которых идет пропаганда криминальных ценностей и криминального образа жизни. Таким образом, в целях снижения насильственной преступности несовершеннолетних следует, в первую очередь, развивать институт воспитания молодого поколения, т. е. семью, т. к. именно она остается основной средой воспитания, средством передачи ценностей, культуры и информации, обеспечивает эмоциональную, материальную и социальную поддержку человека, его рост и развитие6.

     Подмена ценностных ориентаций несовершеннолетних также является одной из причин совершения данного вида преступления.

     Можно выделить три группы ценностных ориентаций: высшие всеобщие интересы, интересы круга  друзей и близких, личные интересы (материального  и нематериального характера). Для  подростков, совершающих преступления, характерны «ножницы», разрыв между ценностями, признаваемыми ими, и теми, которым они готовы следовать и фактически следуют.

     Дефекты правосознания несовершеннолетних – следующая причина совершения насильственного преступления.

     Специфика правосознания несовершеннолетних обусловлена его формированием в результате негативного воздействия, влияния. У несовершеннолетних преступников, в отличие от правопослушных, преобладают неофициальные источники формирования их правовых знаний, представлений и отношений, распространены противоправные взгляды и поведение.

     Важным  фактором совершения насильственного  преступления является воздействие  субкультуры, носящей асоциальный  характер.

     Криминальная  субкультура отличается от обычной  подростково-молодежной субкультуры  криминальным содержанием норм, регулирующих взаимоотношения членов группы между собой, с членами других групп, с сотрудниками правоохранительных органов, с общественностью и т.д. Она четко и жестко регулирует криминальную деятельность несовершеннолетних, их преступный образ жизни, внося в них определенную упорядоченность, системность. В криминальной субкультуре ясно прослеживаются:

     1) резко выраженная враждебность  по отношению к общепринятым  нормам и ее криминальное содержание; 2) внутренняя связь с уголовными традициями; 3) конспиративный, нелегальный характер; 4) наличие системы строго регламентированных в групповом сознании атрибутов.

     В настоящий момент происходит своеобразная конвергенция криминальной субкультуры и молодежной субкультуры. Причем первая доминирует над второй, активно вливается в нее.

     Понятие асоциальной субкультуры как  социально-психологического явления  довольно сложное и многообразное  и понимается в двух смыслах: 1) в  широком смысле, под ней следует  понимать все социально-психологические  характеристики антиобщественного поведения личности и групп; 2) в узком смысле, под ней следует понимать различные проявления, характеризующие «законы», «традиции» преступного образа жизни. В целом, под асоциальной субкультурой можно понимать нормы, ценности, традиции, обычаи, привычки асоциальных групп, регулирующие их поведение и отношение к другим лицам. признаками асоциальной субкультуры являются: употребление уголовно-воровского жаргона, распространенность азартных игр, «блатных» песен, наличие враждующих группировок, ведущих борьбу за власть, общий «котел» членов групп и др., существование жестокой групповой стратификации7.

     Сила  авторитета заключается в наличии  весьма сомнительных качеств, которые  существуют в определенной личности. Первое место в иерархии таких  качеств занимает умение найти выход из любого положения, затем в порядке очередности: физическая сила, бескорыстная помощь, властность, бесцеремонность, умение приспособиться к любым условиям, поддержка рискованных мероприятий, знания, умение выработки тактики поведения и т. д. Несовершеннолетние преступники в своей криминальной среде встречаются со специфическими нормами, подчиняют им свои взгляды и поведение. Свое и чужое поведение они оценивают с позиций этих норм, таким образом, как правило, наблюдается нравственное одобрение асоциальных поступков.

     Влияние СМИ заключается в пропаганде преступного поведения, заимствованного  у негативных героев, в нарушении  общепринятых норм поведения. Формирование криминогенной мотивации и антиобщественной направленности, распространение социально-вредных явлений – пьянства, наркомании, проституции среди несовершеннолетних. Все это происходит совместно с психологической неустойчивостью, сниженным уровнем общей мотивации, неразвитым правосознанием и правовой культурой несовершеннолетних8.

     Все это происходит в период обострения социальных противоречий, приводящих к социальным конфликтам, негативные последствия которых приводят к  ухудшению социальных условий жизнедеятельности  людей[10]. Все это не может не отразиться на психике и развитии, становлении личности несовершеннолетних. Поэтому основная политика государства, усилия общества должны быть направлены на предупреждение, профилактику и борьбу с проявлениями насильственной преступности несовершеннолетних посредством формирования уверенности, чувства защищенности, необходимости развития и совершенствования правовой культуры и правосознания несовершеннолетних.

     Список  литературы

 
    1. Башкатов  И. П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (социально-психологические  особенности). М, 1993. С. 256.
    2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 1968.
    3. Двойменный А.В. К вопросу о влиянии семьи на насильственную преступность несовершеннолетних. Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции. Краснодар, 2002.
    4. Двойменный А.В. Меры противодействия насильственной преступности несовершеннолетних. Лекция. Ростов-на-Дону. 2001.
    5. Зиядова Д. З. Криминологическая романтика школьников //Следователь. 2002. №11 (55).
    6. Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Психология подростка. М., 1959.
    7. Курбатов Е. Г. Влияние СМИ на преступность несовершеннолетних // Мат-лы ежегод. НПК препод. и студ. ЮИ ИГУ. Ноябрь, 2001. Иркутск, 2001. С. 166
    8. Прозуметнов Л. М. Преступность несовершеннолетних: криминологические проблемы соучастия. 2-е изд., стер. Иркутск, 2002. С. 230. 
    9. Скретнева Н. В. Насильственная преступность несовершеннолетних //  Сибирский Юридический Вестник. - 2005. - № 1.

Информация о работе Психологическая характеристика насильственного типа несовершеннолетнего преступника