Проституция. Проблемы квалификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является комплексный анализ элементов составов и квалифицирующих признаков преступлений, предусмотренных ст. 240, ст. 241 УК РФ. (Проституция).

Работа содержит 1 файл

Проституция.docx

— 50.46 Кб (Скачать)

   Так, притон для занятия проституцией, как правило, предполагает:

   а) наличие изолированного помещения  для полового общения между людьми;

   б) наличие специального обслуживающего персонала - проституток;

   в) наличие лица, взимающего плату с  клиентов и распределяющего проституток  по клиентам (сутенера).

   В то же время организация занятия  проституцией и содержание притона  является неотъемлемой частью организованной проституции.

   Как показывают российские и зарубежные исследования, организованная проституция, в основном, сконцентрирована в крупных  и портовых городах, мегаполисах, курортных  местах. Размах секс-индустрии, в том  числе и организованной проституции  зависит не столько от регионов, сколько от территориальной расположенности, плотности населения, финансовых потоков, сосредоточенных в городе, статуса.

   Поэтому зачастую масштабы организованной проституции  в регионах сопоставимы с теми же показателями в столичных и  центральных городах России.

   100% фирм досуга, действующих как  коммерческие организации, гостиницы  и сауны, при которых работают  закрытые группы проституток,  равно как и группы уличных  проституток, все они находятся  под контролем криминальных группировок.  Следовательно, о «свободе» женщин, работающих в секторе проституции  вряд ли можно вести речь.

   Вся пирамида организованной проституции  не могла бы существовать в условиях правового запрета на проституцию, если бы не имела высокого покровительства  официальных структур в виде коррумпированных представителей правоохранительных органов  и администрации. Над пирамидой  существует «зонт безопасности», обеспечивающий криминализованной организованной проституции бесперебойную работу и защиту. Попытки ряда сотрудников  правоохранительных органов разрушить  защиту заканчиваются весьма печально для них.

   Таким образом, организованная проституция  существует в криминализированном  поле, границы которого очерчиваются коррумпированными властными и  криминальными структурами. Стабильность структуры обеспечивается бесперебойным  пополнением рядов работниц коммерческого  секс-сектора и функционированием  высших криминализированных страт  власти. Долговечность и прочность, как отдельной структурной единицы, так и структуры организованной проституции в целом зависит  от качества установленных связей между  низшей и высшей ступенями пирамиды. Именно сращивание преступного мира с органами власти и правопорядка обеспечивает проституции гарантированное  существование, а ее нелегальный  статус только повышает доходы от бизнеса, уходящие в теневую экономику.

   За  рамками статьи 241 УК РФ и за рамками  уголовного права вообще осталось так  называемое сводничество, сутенерство.

   Статья 226 УК РСФСР предусматривала ответственность  не только за содержание притонов, но и  за сводничество. В действующем кодексе  ни ответственности, ни самого понятия  такого нет.

   Вместе  с тем ответственность за сутенерство  следовало бы предусмотреть в  отдельной статье. Сутенеры паразитируют на проституции, обирают лиц, ею занимающихся, и в немалой степени способствуют развитию, распространению этого  опасного для общества промысла.

   Все это порождает проблему уголовно – правовой оценки деятельности «манящих салонов», «саун», которые, по сути, занимаются продажей женского и мужского тела.

   Обобщение следственной практики по делам рассматриваемой  категории свидетельствует о  том, что одним из типичных случаев  лжепредпринимательства является создание коммерческих организаций для оказания массажных услуг без намерения  заниматься коммерческой деятельностью, а с целью прикрытия такой  запрещенной деятельности, как содержание притонов для занятия проституцией.

   Но  привлечь организатора притона не только по ст. 241 УК РФ, но и по ст. 173 УК РФ возможно, если фирма зарегистрирована в качестве коммерческой. Большинство же таких  «фирм» нигде официально не регистрируются.

   В некоторых случаях деятельность руководителей «фирм» может образовывать состав статьи 241 Уголовного кодекса, если для оказания услуг они используют помещения, принадлежащие и оборудование фирмой. Но обычно их «работники» вступают в половые отношения с клиентами  на территории последних (в квартирах, в номерах гостиниц), что исключает  возможность влияния статьи 241 Уголовного кодекса.

   Таким образом, в большинстве случаев  содержатели и руководители таких  «фирм» не могут быть привлечены к  уголовной ответственности, поскольку  нет состава преступления, устанавливающего ответственность за их деятельность.

   В последнее время можно часто  слышать, что проституцию надо легализовать. Если проституция в России сейчас не легализована формально, то она легализована фактически.

   Связанная с проституцией торговля женщинами, создание притонов разврата и иная организованная преступность достигла огромных размеров. И формальная легализация  проституции сама по себе уже приведет к дальнейшему существенному  росту этих явлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение 

   Вовлечение в занятие проституцией - действия, направленные на возбуждение желания, стремления у лица женского или мужского пола либо на получение от него согласия заниматься проституцией. Способы вовлечения могут быть различными, в том числе используя зависимое положение потерпевшего или его критическое положение, путем различных обещаний, обмана, угроз или иным образом.

   Принуждение к продолжению занятия проституцией - это противоправное воздействие на лицо, с целью понудить его продолжать заниматься проституцией.

   Под применением насилия (физическим насилием) следует понимать побои, причинение вреда здоровью, насильственное лишение свободы и т.п.

   Угроза применения насилия (психическое насилие) означает высказывание или демонстрацию намерения применить физическую силу. Эта угроза должна быть реальной и касаться не только вовлекаемого, но и его близких.

   Квалифицирующий признак вовлечения лица в занятие проституцией или принуждение к продолжению занятия проституцией - перемещение потерпевшего через Государственную границу РФ означает, что потерпевший любым способом пересекает Государственную границу РФ с целью занятия проституцией. В случае незаконного пересечения Государственной границы РФ действия виновных квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных статьей 240 УК РФ и ст. 322 УК. Незаконное удержание потерпевшего за границей с целью занятия проституцией может выражаться в различных умышленных действиях, препятствующих возвращению потерпевшего в Россию. К подобным действиям могут быть отнесены не только действия, связанные со свободой перемещения потерпевшего за границей, но и с лишением его материальных средств, документов, необходимых для возвращения из-за границы и т.п.

   Для адекватной уголовно-правовой охраны общественных отношений в сфере  прав и свобод личности законодателю следует предложить, прежде всего, ввести извлечение дохода от занятия проституцией в крупном и особо крупном  размере в качестве квалифицирующего и особо квалифицирующего признака деяний, направленных на организацию  занятия проституцией, что позволит дифференцировать уголовную ответственность.

   Учитывая  криминологические особенности  преступления, предусмотренного ст. 241 УК РФ, следует ввести в качестве квалифицированных и особо квалифицированных  составов рассматриваемого деяния две  формы групповых образований: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и совершение преступления организованной группой, что устранит непоследовательность в интерпретации  правоприменителем отягчающего  обстоятельства о соучастии. Вовлечение в занятие проституцией характеризуется  использованием средств массовой коммуникации для объявлений о работе в сфере  оказания интимных услуг. Размещение объявления в средствах массовой информации означает желание вовлекающего путем  провоцирования материальной заинтересованности включить в эту нелегальную сферу  лиц, откликнувшихся на такое предложение. Публикация объявлений о наборе в  сферу досуга является не чем иным, как завуалированным предложением о вовлечении в проституцию, адресованным неопределенному кругу лиц. Фактически любое объявление в СМИ о рекрутировании в проституцию, а равно и о  предоставлении услуг интимного  характера на коммерческой основе, означает публичное рекламирование проституции и как рода деятельности, и как возможной формы нелегального проведения досуга, что фактически означает и способ, содействующий  вовлечению в проституцию и организации  занятия проституцией. По материалам изученных уголовных дел такой  способ совершения преступлений приобрел массовый характер, а потому следует  предпринять корректировку законодательства на предмет введения этого обстоятельства в число отягчающих. В связи  с наличием криминологических условий  формирования квалифицированных составов преступлений полагаем верным выделить в качестве квалифицирующего признака вовлечения в занятие проституцией и организации занятия проституцией совершение их путем рекламы коммерческих сексуальных услуг в средствах  массовой информации, Интернете, а равно  в местах компактного проживания и учебы граждан.

   Привлекательность проституции обусловлена, прежде всего, извлечением высокого дохода от проституции  и стимулирует включение, в том  числе и криминальное, в проституцию  и организацию этой деятельности. Проституция является весьма доходным бизнесом и представляет серьезный  интерес для криминальных структур и коррумпированных работников правоохранительных органов.

   Судебная  практика показывает, что организация  занятия проституцией в форме  систематического предоставления помещений  для занятия проституцией сопровождается передачей такого помещения на время  заведомо несовершеннолетнему, занимающемуся  проституцией. Полагаем, что с учетом зарубежного опыта ряда европейских  стран следует криминализировать  предоставление помещения заведомо несовершеннолетнему лицу для оказания им услуг сексуального характера.

   Внесение  предлагаемых изменений в действующее  уголовное законодательство позволит устранить имеющиеся противоречия и повысить эффективность уголовно-правовой борьбы с деяниями, сопряженными с  проституцией.

   Большую роль в борьбе с организацией и  содержанием притонов для занятия  проституцией является пресечение коррупции  внутри правоохранительных органов.

   На  сегодняшний день организованная преступность вошла в ряд глобальных проблем  человечества, от решения которых  зависит его дальнейшая судьба. 

   Список  литературы 

  1. Игнатов А.Н. Проблемы правовой борьбы с проституцией // Проституция и преступность. – 2006., С. 145.

2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.В. Мозякова. – М.: Экзамен XXI, 2007., С.204.

3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. И.Л. Петрухина. – М.: Проспект, 2007., С.62.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Ю.И. Скуратов и В.М. Лебедев. – 3-е изд. М.: НОРМА, 2004., С.78.

5. Смирнова Н.Н. Уголовное право: Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.

6. Спектор Е.И. Правовые основы легализации проституции в Российской Федерации // Законодательство и экономика. – 2004. – №6.

7. Ткачевский Ю.М. Уголовная ответственность за вовлечение в занятие проституцией и за организацию или содержание притонов // Законодательство. – 2005. – №6.

8. Токмачева А.Ю. Проституция в России на современном этапе // Гражданин и право. – 2007. – №7.

9. Уголовное право. Особенная часть / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой, Г.П. Новоселова. М., 2004.

10. Уголовное право. Особенная часть / Под ред. Я.И. Ветрова и Ю.И. Ляпунова. М., 2005.

Информация о работе Проституция. Проблемы квалификации