Прокуроский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Прокурорский надзор - это самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом - централизованной единой системой органов прокуратуры путем осуществления от имени Российской Федерации надзора за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации.

Содержание

Введение.
Основные направления деятельности прокуратуры
заключение

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 26.48 Кб (Скачать)

      В целях обеспечения координации  деятельности правоохранительных органов  прокуроры созывают координационные  совещания. В состав координационного совещания входят прокурор (председатель совещания) и руководители соответствующих  правоохранительных органов или  исполняющие их обязанности (члены  совещания). Совещание созывается председателем  по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по инициативе одного из членов координационного совещания. На координационные совещания могут  быть приглашены другие должностные  лица правоохранительных органов, руководители федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и их подразделений, органов местного самоуправления, органов военного управления, общественных объединений, научные  и педагогические работники, представители  средств массовой информации.

      В целях повышения эффективности  координации деятельности правоохранительных органов осуществляется взаимодействие с судами и органами юстиции путем  взаимного информирования о состоянии  преступности и судимости; использования  данных судебной статистики и материалов судебной практики при разработке мер  по усилению борьбы с преступностью; совместной работы по подготовке законопроектов о борьбе с преступностью; проведения совместных семинаров и конференций, участия соответствующих специалистов в работе по повышению квалификации работников правоохранительных органов; направления совместных информационных писем, справок, обзоров; участия в  подготовке постановлений Пленума  Верховного Суда РФ и Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ.

      Прокуратура Российской Федерации также принимает участие  в правотворческой деятельности.

      Согласно  приказу Генеральной прокуратуры  РФ от 9 августа 1996 г. N 47 "Об участии  органов и учреждений прокуратуры  в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации", указанию Генеральной прокуратуры  РФ от 20 декабря 1996 г. N 75/22 "О недостатках  в работе по выполнению приказа Генерального прокурора Российской Федерации  от 09.08.96 N 47 "Об участии органов  и учреждений прокуратуры в правотворческой  деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации", в целях обеспечения единства правовой политики, реализуемой Генеральной  прокуратуро РФ, исключения фактов направления в законодательные и иные органы не согласованных между собой инициативных законопроектов и заключений по поступающим проектам нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти, повышения уровня работы по систематизации законодательства в органах прокуратуры Российской Федерации, заместители Генерального прокурора РФ, начальники управлений и отделов Генеральной прокуратуры, прокуроры субъектов Российской Федерации обеспечивают активное участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности. В случае выявления пробелов и недостатков законодательства, требующих дополнительного правового регулирования, прокуроры должны направлять в Управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры Российской Федерации для проработки и представления на рассмотрение руководства предложения с необходимым обоснованием и приложением конкретных формулировок предлагаемых норм. При этом исключается возможность факты направления законодательных предложений (кроме предложений по совершенствованию законодательства субъектов Федерации) в другие органы, минуя Управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры. Если законопроекты затрагивают спорные концептуальные вопросы правовой реформы, заместители Генерального прокурора, Управление правового обеспечения при необходимости вносят предложения об обсуждении таких законопроектов в научно-консультативном совете. Инициативные проекты законодательных и иных нормативных актов, заключения на поступающие проекты направляются в соответствующие органы за подписью Генерального прокурора РФ или его заместителя, курирующего правотворческую деятельность.

      Прокуроры субъектов Российской Федерации  должны обеспечить активное участие  в разработке законодательных актов  субъектов Российской Федерации, используя  в этих целях такие формы работы, как представление инициативных проектов, участие в составе рабочих  групп, направление заключений на законопроекты, участие в обсуждении проектов на пленарных заседаниях представительных (законодательных) органов. Следует  добиваться предоставления прокурорам права законодательной инициативы конституциями (уставами) субъектов  Российской Федерации.

      Систематизацией законодательства в Генеральной  прокуратуре занимается Отдел систематизации законодательства Управления правового  обеспечения, а в прокуратурах субъектов  Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах - старшие помощники  прокуроров по правовому обеспечению (отделы правового обеспечения), в  прокуратурах городов, районов, приравненных к ним прокуратурах - один из старших  помощников (помощников) прокурора.

      Генеральная прокуратура РФ наделена правом выпуска  специальных изданий.

      Начиная с 1936 г. Прокуратурой Союза ССР (а  позднее и Генеральной прокуратурой РФ) издавались систематизированные  сборники ведомственных актов. В  настоящее время приказы, указания и распоряжения Генерального прокурора  РФ, изданные на основании положений  Конституции РФ, Закона о прокуратуре  и других законодательных актов, регулируют приоритетные направления  организации и деятельности прокуратуры  и оказывают непосредственное воздействие  на формирование надзорной практики в направлении надлежащего применения законов, правильной оценки состояния законности. Основные из этих документов включены в Сборник 1999 г.*(21). Генеральный прокуратурой Российской Федерации издается Информационный бюллетень, Экспресс-бюллетень, Бюллетень Генеральной прокуратуры.

      Согласно  приказу Генеральной прокуратуры  РФ от 20 марта 2002 г. N 10 "О порядке  официального опубликования организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры  Российской Федерации, носящих нормативно-правовой характер", организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры  Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина, кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, публикуются  в журнале "Законность". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение. 

      За  год через руки прокуроров и следователей проходит свыше 3 млн. дел и материалов. Следственным аппаратом окончено расследование  около 118 тыс. уголовных дел, в том числе 27 тыс. - об убийствах, более 7 тыс. - о коррупции и взятках. Выявлено 1 млн. 616 тыс. различных нарушений законодательства и 199 тыс. незаконных нормативных актов. В интересах общества и государства предъявлено 153 тыс. исков на миллиардные суммы. К ответственности привлечены почти 108 тыс. нарушителей закона*(18).

      Необходимость повышения качества судебных решений  обусловливает целесообразность обеспечения  большего взаимодействия между судами и прокуратурой, в том числе  по обязательствам, вытекающим из положений  Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Главной  целью при этом является создание подлинных гарантий для обеспечения  законности и правопорядка, а также  осуществление эффективной защиты прав и свобод человека и формирующегося гражданского общества.

      Без надзорных полномочий прокуратуры  и ее возможностей устранение нарушений  законов значительно осложнилось  бы, а для граждан доступ к государственной  защите от правового произвола был  бы крайне затруднен. Осуществляя от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и  исполнением законов, действующих  на территории Российской Федерации; за исполнением законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов судебными  приставами, администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание  и применяющих назначаемые судом  меры принудительного характера, администрациями  мест содержания задержанных и заключенных  под стражу; уголовное преследование  в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участвуя в рассмотрении дел судами или принимая участие в правотворческой  деятельности, органы прокуратуры преследуют при этом главную цель - всемерную  защиту прав и свобод человека и  гражданина.

      Таким образом, прокурорский надзор - это  специфическая государственная  деятельность, осуществляемая органами прокуратуры, которая играет активную роль в охране и защите прав и  свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению  и развитию демократического правового  государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  используемой литературы. 

      1. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 24.07. 2007 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1992. – № 8. – Ст. 366. 

     2. . О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конститу-ционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1. 

     3. Бессарабов, В. Г. Прокуратура в системе органов государственного контроля в Российской Федерации : Автореф. дисс. д-ра юрид. наук. – М., 2001. 

     4.  Сухарев, А. Я. Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. А. Я. Сухарева. – М. : Норма, 2004. 
 

Информация о работе Прокуроский надзор