Прокурорский надзор за законностью задержания и привлечения к ответственности несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 21:47, реферат

Описание работы

Несовершеннолетние - это лица, не достигшие возраста восемнадцати лет. Несовершеннолетние не наделены дееспособностью в полном объеме и потому не в состоянии самостоятельно защищать свои права. Поэтому данными полномочиями наделяются в соответствии с законодательством РБ органы опеки и попечительства и прокуратура.
В структуре прокурорских органов существует специальная должность - помощник прокурора по делам несовершеннолетних.

Содержание

Введение
1. Прокурорский надзор за законностью задержания и привлечения к ответственности несовершеннолетних
2. Надзор прокурора за исполнением законов при применении к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия
3. Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел несовершеннолетних
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

доклад ПН.doc

— 93.50 Кб (Скачать)
 

Содержание

Введение

1. Прокурорский надзор за законностью задержания и привлечения к ответственности несовершеннолетних

2. Надзор прокурора за исполнением законов при применении к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия

3. Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел несовершеннолетних

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Несовершеннолетние - это лица, не достигшие возраста восемнадцати лет. Несовершеннолетние не наделены дееспособностью в полном объеме и потому не в   состоянии самостоятельно защищать свои права. Поэтому данными полномочиями наделяются в соответствии с законодательством РБ органы опеки и попечительства и прокуратура. 
  В структуре прокурорских органов существует специальная должность - помощник прокурора по делам несовершеннолетних. 
  Помощники прокурора по делам несовершеннолетних участвуют в судебных заседаниях, затрагивающих интересы несовершеннолетних, при этом принимают меры по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. 
  Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи - самостоятельное, специфическое направление надзорной деятельности прокуратуры, но, безусловно, это часть надзора за исполнением законов о защите прав личности, за исполнением законов в уголовном, гражданском судопроизводстве, за соблюдением законов в местах ограничения свободы и др. 
  Особо нуждаются в защите несовершеннолетние, находящиеся в местах содержания под стражей и в отношении которых вынесено постановление о привлечении к уголовной ответственности. Прокурор обязан рассматривать просьбы и жалобы таких подследственных. Несовершеннолетние, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключении под стражу, имеют право на обращение с жалобами к прокурору на действия (бездействие) администрации следственного изолятора.

Предупреждение  нарушений законов в отношении  несовершеннолетних положительно влияет на динамику правонарушений с их стороны. Не менее важно и соблюдение законности в приемниках-распределителях, воспитательных колониях, а также при работе органов милиции по контролю за подростками, ведущими антиобщественный образ жизни, склонными к нарушениям. Особенно важно при этом выявлять лиц, склоняющих несовершеннолетних к совершению правонарушений и преступлений, являющихся организаторами и подстрекателями правонарушений.

В настоящее  время, когда решение социальных проблем по воспитанию молодежи является первоочередной задачей государственных  и общественных органов, неизмеримо возросли возможности правового воздействия на воспитание и образование подрастающего поколения, его гражданское, трудовое и общественное становление. Важная роль в выполнении этих задач принадлежит органам прокуратуры.

Необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних обусловлена, в первую очередь, их физической и умственной незрелостью, а также вытекающей из этого потребностью в охране и заботе, обеспечении условий для нормального развития и образования.

Правам несовершеннолетних посвящены ст. 25 и 26 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). 20 ноября 1989 г. Генеральной ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка3. Ратифицировав данную Конвенцию 28 января 1990 г., Республика Беларусь приняла обязательства по приведению своего законодательства о правовом положении несовершеннолетних в соответствие с нормами международного права.

Основные положения  о правах несовершеннолетних закреплены в Конституции Республики Беларусь, а также в Законе Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка». Кроме того, права несовершеннолетних в сфере гражданских, семейных, трудовых отношений урегулированы специальными нормами соответственно гражданского, семейного и трудового права. Особую значимость имеют нормы административного и уголовного законодательства.

К конституционным  правам несовершеннолетних относятся: право па гражданство (ст. 10 Конституции), право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье (ст. 21), равенство перед законом (ст. 22), право на жизнь (ст. 24), право на свободу и неприкосновенность (ст. 25), презумпция невиновности (никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 26)), право на отказ от самообвинения (никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников (ст. 27)), право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от посягательств на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст. 28), неприкосновенность жилища (ст. 29), свободу передвижения (ст. 30), свободу вероисповедания (ст. 31), право на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение (ст. 33), свободу собраний, митингов, шествий (ст. 35), право на свободу объединений (ст. 36), право на труд (ст. 42), право на отдых (ст. 43), на охрану здоровья (ст. 45), право на жилище (ст. 48), на образование (ст. 49).

Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» определяет права и обязанности ребенка. При этом дополнительными гарантиями пользуются дети с определенными  особенностями развития, а также оказавшиеся в неблагоприятных ситуациях. Действие закона распространяется на лиц моложе 18 лет.

Законодательные акты Республики Беларусь, прежде всего  УК, УПК, ГК, КоБС, ТК, специально выделяют разделы и статьи, регламентирующие особое положение детей и несовершеннолетних, специальную защиту их прав и интересов как при расследовании и судебном рассмотрении дел с их участием или затрагивающих их интересы, так и при рассмотрении семейных, наследственных, жилищных и трудовых вопросов, положения и взаимоотношений в семье.

Задачи органов  прокуратуры состоят в том, чтобы, используя положения по осуществлению  надзора заточным и единообразным  исполнением законов, обеспечить гарантии прав и законных интересов несовершенно летних, улучшить работу по борьбе с преступностью и правонарушения ми, выявлять и укреплять причины и условия, им способствующие, добиваться возвращения к честной трудовой жизни каждого оступившегося подростка.

Генеральным прокурором Республики Беларусь с учетом возможностей этого направления прокурорской деятельности 17 марта 2006 г. издан приказ № 3 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи». Это вызвано, во-первых, обстановкой, которая сложилась с исполнением законодательства, когда все еще превалирует правовой нигилизм, что особенно отрицательно сказывается на защите интересов несовершеннолетних. Во-вторых, социально-экономической обстановкой, которая сказывается на всех сферах жизни общества, прежде всего, отрицательно отражается на положении семей, которые зачастую не могут обеспечить нормальное воспитание и создание необходимых условий для роста и развития детей. Все это приводит к росту беспризорности и безнадзорности детей, упущениям в системе школьного образования, в результате чего допускаются существенные нарушения законов и интересов подрастающего поколения. В-третьих, такое положение приводит к падению в обществе основ морали и нравственности, а это сказывается на отношении к детям и на серьезных нарушениях их прав и интересов, что, в свою очередь, ведет, наряду с ростом общей преступности, к значительному росту преступности несовершеннолетних, причем нередко к совершению ими вместе со взрослыми, при их подстрекательстве, тяжких и опасных преступлений.

Как показывает практика, такое положение является во многом результатом того, что органы государственной власти и управления, те ведомства, на которые законом возложены функции по охране прав и интересов несовершеннолетних, нормальному воспитанию детей и контроль о проведением законов в жизнь, не выполняют должным образом установленные законом обязанности, а иногда, не имея нужных экономических и финансовых возможностей, не ставят эти вопросы перед надлежащими инстанциями или используют выделенные на это средства не по назначению. Как следствие, возрастает число нарушении-законности, которые по многих случаях приводят к тяжким последствиям, к преступлениям как со стороны несовершеннолетних, так и в отношении их и их интересов.

Такое положение  требует особого внимания органов прокурорского надзора, для осуществления которого имеется достаточная правовая основа.

В органах прокуратуры  для решения поставленных задач  и осуществления данного надзора  созданы специальные отделы, группы, в низовых звеньях прокуратуры  назначаются работники, на которых возлагается осуществление надзора в этом направлении. В основном это должна быть работа по надзору за выполнением требований законов органами и должностными лицами, включая контролирующие органы местных администраций. Вместе с тем это работа по координации различных отраслей прокурорского надзора и правоохранительных органов, которые обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о несовершеннолетних, защите их прав.

Генеральный прокурор Республики Беларусь обязывает обращать внимание на эти вопросы в деятельности всех отраслей прокурорского надзора: при надзоре за следствием и дознанием; при участии в рассмотрении дел судами и надзоре за законностью судебных постановлений; при надзоре за соблюдением законности в местах лишения свободы и в учреждениях, исполняющих наказание, не связанное с лишением свободы, и особенно в ходе проведения проверок исполнения законов о несовершеннолетних.

Генеральный прокурор Республики Беларусь требует постоянно  совершенствовать надзор за исполнением законодательства:

- о профилактике  правонарушений среди несовершеннолетних, обращая особое внимание на  эффективность мер по предупреждению  тяжких и особо тяжких, групповых  и повторных преступлений;

- направленного  на предупреждение безнадзорности несовершеннолетних;

- направленного  на обеспечение безопасности  несовершеннолетних, защиту их права  на жизнь, здоровье, а также  на защиту от экономической  и иной эксплуатации;

- по борьбе  с пьянством и наркоманией,  добиваясь устранения причин  и условий вовлечения в них подростков;

- о занятости,  трудоустройстве и охране труда  несовершеннолетних. Систематически  анализировать и проверять исполнение  законодательства о труде, обучении  и занятости подростков, придавая  первостепенное значение реализации  программы по обеспечению их занятости. Проверять исполнение решений органов исполнительной власти об установлении на предприятиях квот рабочих мест для несовершеннолетних. Усиливать надзор за исполнением законодательства центрами (бюро) занятости, а также за соблюдением законности в деятельности предприятий негосударственных форм собственности, использующих труд подростков;

- о воспитании  детей в семьях и защите  их прав, максимально используя  правовые средства для укрепления  семьи и повышения ответственности  родителей за воспитание детей;

- гарантирующего  защиту детей и подростков, оказавшихся  в неблагоприятных (экстремальных)  ситуациях;

- Закона Республики  Беларусь «О правах ребенка», подвергая тщательной проверке  каждый случай усыновления (удочерения) детей, особенно иностранными гражданами. Средствами прокурорского надзора обеспечивать надлежащую защит/ прав сирот, инвалидов, детей. оставшихся без попечения родителей, детей с особенностями психофизического развития и пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС;

- Закона Республики  Беларусь «Об образовании», сосредоточив  внимание на исполнении учебными  заведениями и органами образования  воспитательных функций, а также  на обеспечении права на получение  обязательного базового образования  .

На органы прокуратуры возлагается надзор за исполнением Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Практика показывает, что наиболее распространены нарушения  жилищных прав несовершеннолетних, их прав на неприкосновенность личности, трудовых прав, прав при приеме на работу и установлении порядка и режима рабочего времени, прав на образование.

Известны многочисленные факты нарушения порядка продажи  и обмена жилой площади, когда  интересы подростков нарушаются, не выполняются требования закона о сохранении жилой площади за детьми, которые в силу тех или иных обстоятельств воспитывались в детских домах или в воспитательных учреждениях. При приеме подростков на работу нарушаются установленные законом ограничения на продолжительность рабочего дня, ограничения к допуску на отдельные работы, нарушаются порядок и сроки выплаты пособий на детей и т.п.

Имеют место  многочисленные случаи нарушений процессуально  установленного порядка при расследовании  дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.

Генеральная прокуратура  обращает внимание на то, что прокуроры  часто организуют работу в отрыве от реальных проблем, не используют имеющуюся  информацию, вследствие чего не всегда реализуют предоставленные полномочия и средства прокурорского надзора. Задачи по улучшению этой работы заключаются в необходимости в полной мере использовать возможности контролирующих органов, других органов, которые в силу своего положения должны заниматься охраной прав и интересов несовершеннолетних: это органы образования, органы опеки и попечительства, администрации городов и районов. Одна из главных проблем - безнадзорность несовершеннолетних. Следовательно, особого внимания требует надзор за комиссиями по делам несовершеннолетних.

Информация о работе Прокурорский надзор за законностью задержания и привлечения к ответственности несовершеннолетних