Прокурорский надзор за исполнением законов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:08, контрольная работа

Описание работы

Прокурорский надзор - специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, которые действуют на территории Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ
1.1. Предмет прокурорского надзора
1.2. Задачи и полномочия прокурора по надзору за исполнением законов
1.3. Направления надзора за исполнением законов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Контрольная по Прок. надзору.doc

— 96.00 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

 

Юридический факультет

 

 

 

Контрольная работа

 

 

по         Прокурорскому надзору          

наименование дисциплины

по специальности 021100(030501)

"Юриспруденция"

студентки 3-го курса заочной формы обучения

Титовой Ирины Викторовны

                                                             

на тему

Прокурорский надзор за исполнением законов

(полное наименование темы)

 

 

Руководитель:

Мальцева Е.В.

 

 

 

Волгоград 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

I. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

1.1. Предмет прокурорского надзора

1.2. Задачи и полномочия прокурора по надзору за исполнением законов

1.3. Направления надзора за исполнением законов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Прокурорский надзор - специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, которые действуют на территории Российской Федерации.

Понятие "прокурорский" надзор характеризует основную функцию прокуратуры как специфического вида государственной деятельности, как отрасль юридической науки и как учебную дисциплину. Это специфический, самостоятельный вид государственной деятельности, цель и задачи которого -   результат,  на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры.

Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, а также рядом других нормативных актов (например, УПК, ГПК).

Прямое проявление деятельности российской прокуратуры - это обеспечение верховенства закона - нормативного фундамента правового государства- охрана прав и свобод, общественных и государственных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

 

1.1. Предмет прокурорского надзора

 

Прокурорский надзор за исполнением законов является самостоятельной отраслью прокурорского надзора (общий надзор). Именно в ней находит прямое проявление деятельность российской прокуратуры по обеспечение верховенства закона.

Он включает в себя:

1. Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органам государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

2. Надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых (принимаемых) перечисленными выше органами.

А также за исполнением постановлений, принимаемых Палатами Федерального Собрания РФ - Государственной Думой и Советом Федерации; за исполнением двухсторонних и многосторонних международных договоров и других  международно-правовых актов, заключённых Россией; за нормативными указами и постановлениями Президента и Правительства РФ. Так  акты Президента и Правительства нередко выполняют роль первичного и единственного источника правового регулирования они не исключены из сферы прокурорского надзора.

Прокурорский надзор за исполнением законов является наиболее широкой и многогранной отраслью, охватывающей подавляющее большинство законов. По числу и разнообразию органов, за исполнением законов которыми

осуществляется надзор, эта отрасль является наиболее сложной и трудоёмкой.

Основанием проведения прокурорского надзора является поступившая     в органы прокуратуры информация о фактах нарушения законов.

 

1.2. Задачи и полномочия прокурора по надзору за исполнением законов

 

Для осуществления надзора за исполнением законов органы прокуратуры должны:

- использовать право участия в заседаниях законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- проводить периодические проверки;

- обеспечивать надзор за соответствием конституции, законов, уставов, нормативных актов;

- наладить необходимое взаимодействие органов прокуратуры с представительными органами.

Задачи прокуроров при осуществлении надзора состоят:

- в обязательном вмешательстве прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов;

- принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;

- в активизации и совершенствовании деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов;

- для предупреждения нарушений и преступлений в полной мере использовать возможности прокурорского надзора;

- в принципе равенства всех перед законом и в  принципе неотвратимости ответственности за совершение правонарушений;

- в повышении правовой культуры;

- в полной и достоверной информации о работе органов прокуратуры для населения (через радио, телевидение, печать);

Для успешного осуществления прокурорского надзора за исполнением законов прокуроры наделены определенными полномочиями. Прокурор вправе:

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов;

- иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

-  проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;  знакомясь с подобными документами и материалами, изучая их, он обязан соблюдать установленные правила обращения с ними. При разглашении сведений, содержащих служебную, военную или государственную тайну, прокурор несет установленную законом ответственность наравне с другими должностными и иными лицами;

- требовать от руководителей и других должностных выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. Наиболее часто специалисты  привлекаются для участия в проверках, проводимых прокурором, для дачи обоснованных ответов, разъяснений, заключений на интересующие вопросы. В качестве таких специалистов привлекаются работники самых разных профессий;

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

При выборе форм реагирования на выявленные незаконные нормативные правовые акты прокурор обязан безотлагательно принести протест на незаконный нормативный акт, в случае его отклонения - обратится в суд с заявлением, в установленном порядке. При этом прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом:

- возбуждает производство об административном правонарушении;

-требует привлеченных лиц, нарушивших закон, к иной, установленной законом ответственности;

-предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение таких требований, а также уклонение от явки по их вызову влечет за собой  установленную законом ответственность, как правило, административную.

Многие права прокуроров являются вместе с тем и их обязанностями. Например, из права прокурора истребовать для проверки соответствия законам правовых актов органов представительной и исполнительной власти вытекает его обязанность систематически проводить проверки законности этих актов, принимать меры по своевременному выявлению и устранению нарушений, допущенных при издании указанных актов.

 

1.3. Направления надзора за исполнением законов

 

На прокурора возложен надзор за исполнением многочисленных законодательных актов, регулирующих общественные отношения в самых различных сферах жизни и деятельности общества. В связи с этим определяются и направления прокурорского надзора за исполнением законов. Направление – это надзор за исполнением конкретного закона или нескольких законов, регулирующих общественные отношения в определённой сфере.

Исходя из задач, сформировавшейся структуры федерального законодательства и сложившейся практики работы прокуратуры выделяют следующие направления прокурорского надзора за исполнением законов:

- надзор за исполнением законодательства в социальной сфере;

- надзор за исполнением законодательства в оборонной сфере;

- надзор за исполнением законодательства в экономической сфере;

- надзор за исполнением законодательства в административно - юридической сфере;

- надзор за исполнением законодательства во внешнеэкономической сфере и т.д.

Таким образом, выделяется более тридцати направлений прокурорского надзора за исполнением законов, которые должны находиться в поле зрения  прокуроров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов во многом зависит от того, как организована работа. Организация работы по надзору за исполнением законов - составная часть организации работы прокуратуры в целом, под которой понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодополняемых мероприятий по подбору, расстановке, повышению квалификации прокурорских кадров, постоянному регулированию (направлению) их деятельности, обеспечению их всеми необходимыми средствами, сбору и анализу информации, анализу работы прокуратуры и ее оценке, планированию работы, контролю за выполнением планов, объединению усилий оперативного состава, других органов в целях достижения высоких конечных результатов в плане укрепления законности.

Для успешного осуществления надзора за исполнением законов требуется хорошее знание законодательства и практики его применения, высокое профессиональное мастерство. Но для того чтобы изучить и знать законодательство, надо его иметь, располагать им. В связи с этим во всех прокуратурах большое внимание уделяется правовому обеспечению.  Выполнение стоящих перед прокуратурой задач по надзору за исполнением законов предполагает наличие полной и объективной информации о нарушении законов, позволяющей систематически анализировать состояние, структуру и динамику правонарушений и многочисленные обстоятельства, способствующие нарушениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

I. Источники

1. «Конституция РФ» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках в Конституцию РФ от 30.12.08г №6-ФКЗ, от 30.12.08г №7-ФКЗ)

2. Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-сервис». – Последнее обновление 01.11.09г

3. Федеральный закон "О прокуратуре РФ" от 17.01.1992 г. № 2202-01/ред. от 28.11.09г

4. "Генеральная прокуратура РФ" официальный сайт [Электронный ресурс] / http://genproc.ru

II. Литература

5. Басков В. И. Курс прокурорского надзора: Учебник. М., 2008. 352с

6. Брагин А.П. Прокурорский надзор в РФ: учебное пособие. М.-2007.

Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов