Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:08, контрольная работа
Прокурорский надзор - специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, которые действуют на территории Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
I. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ
1.1. Предмет прокурорского надзора
1.2. Задачи и полномочия прокурора по надзору за исполнением законов
1.3. Направления надзора за исполнением законов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
Юридический факультет
Контрольная работа
по Прокурорскому надзору
наименование дисциплины
по специальности 021100(030501)
"Юриспруденция"
студентки 3-го курса заочной формы обучения
Титовой Ирины Викторовны
на тему
Прокурорский надзор за исполнением законов
(полное наименование темы)
Руководитель:
Мальцева Е.В.
Волгоград 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ
1.1. Предмет прокурорского надзора
1.2. Задачи и полномочия прокурора по надзору за исполнением законов
1.3. Направления надзора за исполнением законов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Прокурорский надзор - специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, которые действуют на территории Российской Федерации.
Понятие "прокурорский" надзор характеризует основную функцию прокуратуры как специфического вида государственной деятельности, как отрасль юридической науки и как учебную дисциплину. Это специфический, самостоятельный вид государственной деятельности, цель и задачи которого - результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры.
Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, а также рядом других нормативных актов (например, УПК, ГПК).
Прямое проявление деятельности российской прокуратуры - это обеспечение верховенства закона - нормативного фундамента правового государства- охрана прав и свобод, общественных и государственных интересов.
I. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ
1.1. Предмет прокурорского надзора
Прокурорский надзор за исполнением законов является самостоятельной отраслью прокурорского надзора (общий надзор). Именно в ней находит прямое проявление деятельность российской прокуратуры по обеспечение верховенства закона.
Он включает в себя:
1. Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органам государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
2. Надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых (принимаемых) перечисленными выше органами.
А также за исполнением постановлений, принимаемых Палатами Федерального Собрания РФ - Государственной Думой и Советом Федерации; за исполнением двухсторонних и многосторонних международных договоров и других международно-правовых актов, заключённых Россией; за нормативными указами и постановлениями Президента и Правительства РФ. Так акты Президента и Правительства нередко выполняют роль первичного и единственного источника правового регулирования они не исключены из сферы прокурорского надзора.
Прокурорский надзор за исполнением законов является наиболее широкой и многогранной отраслью, охватывающей подавляющее большинство законов. По числу и разнообразию органов, за исполнением законов которыми
осуществляется надзор, эта отрасль является наиболее сложной и трудоёмкой.
Основанием проведения прокурорского надзора является поступившая в органы прокуратуры информация о фактах нарушения законов.
1.2. Задачи и полномочия прокурора по надзору за исполнением законов
Для осуществления надзора за исполнением законов органы прокуратуры должны:
- использовать право участия в заседаниях законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- проводить периодические проверки;
- обеспечивать надзор за соответствием конституции, законов, уставов, нормативных актов;
- наладить необходимое взаимодействие органов прокуратуры с представительными органами.
Задачи прокуроров при осуществлении надзора состоят:
- в обязательном вмешательстве прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов;
- принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;
- в активизации и совершенствовании деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов;
- для предупреждения нарушений и преступлений в полной мере использовать возможности прокурорского надзора;
- в принципе равенства всех перед законом и в принципе неотвратимости ответственности за совершение правонарушений;
- в повышении правовой культуры;
- в полной и достоверной информации о работе органов прокуратуры для населения (через радио, телевидение, печать);
Для успешного осуществления прокурорского надзора за исполнением законов прокуроры наделены определенными полномочиями. Прокурор вправе:
- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов;
- иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
- проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; знакомясь с подобными документами и материалами, изучая их, он обязан соблюдать установленные правила обращения с ними. При разглашении сведений, содержащих служебную, военную или государственную тайну, прокурор несет установленную законом ответственность наравне с другими должностными и иными лицами;
- требовать от руководителей и других должностных выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. Наиболее часто специалисты привлекаются для участия в проверках, проводимых прокурором, для дачи обоснованных ответов, разъяснений, заключений на интересующие вопросы. В качестве таких специалистов привлекаются работники самых разных профессий;
- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
При выборе форм реагирования на выявленные незаконные нормативные правовые акты прокурор обязан безотлагательно принести протест на незаконный нормативный акт, в случае его отклонения - обратится в суд с заявлением, в установленном порядке. При этом прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом:
- возбуждает производство об административном правонарушении;
-требует привлеченных лиц, нарушивших закон, к иной, установленной законом ответственности;
-предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение таких требований, а также уклонение от явки по их вызову влечет за собой установленную законом ответственность, как правило, административную.
Многие права прокуроров являются вместе с тем и их обязанностями. Например, из права прокурора истребовать для проверки соответствия законам правовых актов органов представительной и исполнительной власти вытекает его обязанность систематически проводить проверки законности этих актов, принимать меры по своевременному выявлению и устранению нарушений, допущенных при издании указанных актов.
1.3. Направления надзора за исполнением законов
На прокурора возложен надзор за исполнением многочисленных законодательных актов, регулирующих общественные отношения в самых различных сферах жизни и деятельности общества. В связи с этим определяются и направления прокурорского надзора за исполнением законов. Направление – это надзор за исполнением конкретного закона или нескольких законов, регулирующих общественные отношения в определённой сфере.
Исходя из задач, сформировавшейся структуры федерального законодательства и сложившейся практики работы прокуратуры выделяют следующие направления прокурорского надзора за исполнением законов:
- надзор за исполнением законодательства в социальной сфере;
- надзор за исполнением законодательства в оборонной сфере;
- надзор за исполнением законодательства в экономической сфере;
- надзор за исполнением законодательства в административно - юридической сфере;
- надзор за исполнением законодательства во внешнеэкономической сфере и т.д.
Таким образом, выделяется более тридцати направлений прокурорского надзора за исполнением законов, которые должны находиться в поле зрения прокуроров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов во многом зависит от того, как организована работа. Организация работы по надзору за исполнением законов - составная часть организации работы прокуратуры в целом, под которой понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодополняемых мероприятий по подбору, расстановке, повышению квалификации прокурорских кадров, постоянному регулированию (направлению) их деятельности, обеспечению их всеми необходимыми средствами, сбору и анализу информации, анализу работы прокуратуры и ее оценке, планированию работы, контролю за выполнением планов, объединению усилий оперативного состава, других органов в целях достижения высоких конечных результатов в плане укрепления законности.
Для успешного осуществления надзора за исполнением законов требуется хорошее знание законодательства и практики его применения, высокое профессиональное мастерство. Но для того чтобы изучить и знать законодательство, надо его иметь, располагать им. В связи с этим во всех прокуратурах большое внимание уделяется правовому обеспечению. Выполнение стоящих перед прокуратурой задач по надзору за исполнением законов предполагает наличие полной и объективной информации о нарушении законов, позволяющей систематически анализировать состояние, структуру и динамику правонарушений и многочисленные обстоятельства, способствующие нарушениям.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Источники
1. «Конституция РФ» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках в Конституцию РФ от 30.12.08г №6-ФКЗ, от 30.12.08г №7-ФКЗ)
2. Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-сервис». – Последнее обновление 01.11.09г
3. Федеральный закон "О прокуратуре РФ" от 17.01.1992 г. № 2202-01/ред. от 28.11.09г
4. "Генеральная прокуратура РФ" официальный сайт [Электронный ресурс] / http://genproc.ru
II. Литература
5. Басков В. И. Курс прокурорского надзора: Учебник. М., 2008. 352с
6. Брагин А.П. Прокурорский надзор в РФ: учебное пособие. М.-2007.
Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов