Прокурорский надзор за исполнением судебных постановлений и законов администрациями органов и учреждений, исполняющих указание, и назнач

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:25, лекция

Описание работы

При подготовке к семинарскому занятию студентам необходимо учесть, что на эту тему выделено 4 часа.
Рассматривая первый вопрос, студенты, прежде всего, должны раскрыть предмет надзора, полномочия прокуроров, их положение при выполнении соответствующих надзорных функций. Регламентированы эти положения 3 ст.ст. 32-34 Федерального закона «О прокуратуре РФ». Кроме того, студентам необходимо связать этот материал с задачами уголовно-исполнительного законодательства, изложенными в ст. 1 УИК РФ.
Раскрывая особенности

Работа содержит 1 файл

Тема 10.docx

— 15.61 Кб (Скачать)

      Тема 10. Прокурорский надзор за исполнением судебных постановлений и законов административными органов и учреждений, исполняющие наказание, и назначенных судом мер принудительного характера администрациями мест лишения свободы и мест содержания задержанных и заключённых под стражу..

      Предмет и организация  надзора.

      Одним из непременных условий эффективности  уголовного наказания является своевременное  и надлежащее исполнение приговора.

      В последние годы в РФ значительное внимание уделяется реформированию уголовно-исполнительной системы, обновлению ее законодательной базы, приведению российского законодательства и  практики исполнения уголовных наказаний  в соответствие с Конституцией РФ, Европейскими пенитенциарными правилами  обращения с заключенными и другими  международными актами.

      Согласно  ст. 7 ФЗ «О содержании под стражей  подозреваемых и обвиняемых в  совершении преступлений», местами  содержания под стражей подозреваемых  и обвиняемых являются:

      •следственные изоляторы (СИЗО) — для содержания обвиняемых, в отношении которых  была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей;

      •изоляторы  временного содержания (ИВС) — для  задержанных по подозрению в совершении преступлений.

      В соответствии со ст. 56 УК РФ лишение  свободы состоит в принудительной изоляции осужденного и помещении  его в исправительное учреждение: 1) в колонию-поселение; 2) исправительную колонию общего, строгого или особого  режима, либо тюрьму. Осужденных лиц, которые  не достигли к моменту вынесения  приговора совершеннолетия, помещают в воспитательные колонии.

      Прокурорский  надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих  наказание, осуществляется Генеральным  прокурором РФ и подчиненными ему  прокурорами в соответствии с  ФЗ «О прокуратуре РФ» (ст. 22 УИК РФ). Предметом надзора являются:

      •законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения; в исправительных и иных органах  и учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, назначаемые судом;

      •соблюдение установленных законом РФ прав и  обязанностей задержанных, заключенных  под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания, законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы (ст. 32 ФЗ «О прокуратуре  РФ»).

      В Генеральной прокуратуре РФ вопросами  руководства и контроля за работой специализированных прокуратур по надзору, за исполнением законов в исправительных учреждениях ведает специальное управление, в аппаратах прокуратур субъектов РФ — отделы, старшие помощники прокурора. Основным звеном надзора являются специализированные прокуратуры, действующие на правах районных прокуратур.

      Задачи  и полномочия прокурора  в рассматриваемой  отрасли надзора

      В соответствии со ст. 32 ФЗ «О прокуратуре  РФ» органы прокуратур осуществляют свою деятельность с тем, чтобы:

      •лица, задержанные и подвергнутые аресту в процессе расследования, содержались  в порядке и сроки, предусмотренные  законом, обращение к исполнению приговоров производилось в строгом  соответствии с законодательством  и в установленные сроки;

      •содержание осужденных в местах лишения свободы  производилось не иначе, как на основании  и в порядке, установленном законом;

      • соблюдалось законодательство о  порядке и условиях отбывания  наказания, исправления и перевоспитания осужденных в местах лишения свободы, своевременно и в соответствии с  законом исполнялось наказание, не связанное с лишением свободы.

      Осуществляя надзор, прокурор в пределах своей  компетенции имеет право:

      •посещать в любое время органы и учреждения предварительного задержания, заключения, учреждения уголовно-исполнительной системы;

      • опрашивать задержанных, заключенных  под стражу, осужденных к лишению  свободы или подвергнутых мерам  принудительного характера;

      •знакомиться  с документами, на основании которых  указанные лица задержаны, заключены  под стражу, отбывают наказание в  виде лишения свободы либо подвергнуты  мерам принудительного характера;

      •знакомиться  с оперативными материалами;

      •требовать  от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам  принудительного характера;

      •проверять  приказы, распоряжения, инструкции, постановления  администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, другие меры принудительного характера, требовать  объяснений от должностных лиц;

      •опротестовывать  незаконные правовые акты, вносить  представления;

      •выносить постановления об отмене дисциплинарных взысканий, наложенных в нарушение  закона на отбывающих наказание в  местах лишения свободы, освобождать  их своим постановлением из штрафного  изолятора, помещения камерного  типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного  изолятора.

      Прокурор  вправе и обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося  без законных оснований в учреждении, отбывающего наказание, либо подвергнутого  задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое  учреждение (ст.ст. 33, 34 ФЗ «О прокуратуре  РФ»)

      •  внесение представлений;

      • вынесение постановлений;

      • объявление в письменной форме должностным  лицам предостережений о недопустимости нарушений закона;

      •направление  информационных писем в представительные (законодательные) или исполнительные органы субъектов РФ с конкретными  предложениями об улучшении работы органов, исполняющих уголовные наказания;

      •организация  и проведение координационных и  межведомственных совещаний с рассмотрением на них вопросов по усилению борьбы с преступностью в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных учреждениях и иных проблем деятельности органов, исполняющих   уголовные наказания.

      Прокурор  также вправе вынести постановление  о возбуждении производства об административном правонарушении, если в ходе проверки в действиях (бездействии) должностных  лиц администрации учреждения, исполняющего уголовные наказания, выявлены признаки административного правонарушения.

      в тех случаях, когда в результате проверки установлены данные, указывающие  на признаки преступления, прокурор выносит  постановление о возбуждении  уголовного дела.

      Постановления и требования прокурора могут быть обжалованы администрацией учреждения или органа, исполняющего уголовные наказания, вышестоящему прокурору. Однако такое обращение не приостанавливает исполнение постановления или требований прокурора, который наделен в данном случае особыми властно-распорядительными полномочиями. 
 

      Тема 10. Прокурорский надзор за исполнением судебных постановлений и  законов администрациями  органов и учреждений, исполняющих указание, и назначенных  судом мер принудительного  характера администрациями  мест лишения свободы  и мест содержания задержанных и  заключенных под  стражу.

      ПЛАН

      1.    Полномочия прокурора в рассматриваемой  отрасли надзора.

      2.   Особенности прокурорского надзора  за соблюдением законов в местах  содержания задержанных и арестованных, в местах лишения свободы, при  отбывании наказаний, не связанных  с лишением свободы.

      3.   Формы реагирования прокурора  на выявленные нарушения законов.

Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением судебных постановлений и законов администрациями органов и учреждений, исполняющих указание, и назнач