Прокуратура Рф в системе управления государством

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:07, контрольная работа

Описание работы

Любое государство стремится создать условия для безопасной жизни проживающих на его территории людей. Для этого оно создает специальные органы, называемые правоохранительными. Основной целью деятельности правоохранительных органов является защита права от возможных нарушений, выявление, пресечение,предупреждение правонарушений, а также применение к правонарушителям мер государственного принуждения.

Содержание

Введение. 3
Место и роль прокуратуры в управлении государством. 4
Основы правового статуса прокуроров. 5
Функции прокуратуры. 7
Прокурорский надзор. Надзорная деятельность прокурора. 8
Акты прокурорского надзора. 9
Заключение. 11
Список используемой литературы: 12

Работа содержит 1 файл

кр прокуратура РФ.docx

— 31.46 Кб (Скачать)

АНОВПОА «МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В МОСКВЕ»

Факультет «Управления крупными городами»

 

 

 

Контрольная работа

по курсу:

«Система государственного и муниципального управления»

 на тему:

«Прокуратура Рф в системе управления государством»

 

 

 

 

 

 

москва 2011

 
 
 

 

 

Оглавление

Введение. 3

Место и роль прокуратуры в управлении государством. 4

Основы правового  статуса прокуроров. 5

Функции прокуратуры. 7

Прокурорский  надзор. Надзорная деятельность прокурора. 8

Акты прокурорского  надзора. 9

Заключение. 11

Список используемой литературы: 12

 

 

Введение.

Любое государство стремится  создать условия для безопасной жизни проживающих на его территории людей. Для этого оно создает  специальные органы, называемые правоохранительными. Основной целью деятельности правоохранительных органов является защита права от возможных нарушений, выявление, пресечение,предупреждение правонарушений, а также применение к правонарушителям мер государственного принуждения. Правоохранительная деятельность осуществляется разнообразными органами и организациями. Одно из главенствующее место в этой сфере занимает прокуратура.

Россия созданием прокуратуры  обязана Петру I. В своем указе 1722г. Император четко обозначил  функции этого органа: осуществление  контроля за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти. Наряду с этим прокуратура занималась также надзором за соблюдением законности органами предварительного расследования и сыска, осуществляла поддержание государственного обвинения в суде. Первым российским прокурором указом императора был назначен Павел Ягужинский.

В современной России прокуратура  представляет собой единую федеральную  централизованную систему органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением конституции РФ и исполнением иных действующих на территории РФ законов.

 

Место и  роль прокуратуры в управлении государством.

Прокуратура — особая система  органов. Должностные лица этих органов  — прокуроры осуществляют от имени государства полномочия, принадлежащие прокуратуре в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Свои полномочия органы прокуратуры реализуют независимо от других органов государственной власти и местного самоуправления. Вмешательство в прокурорскую деятельность недопустимо.

Систему прокуратуры трудно отнести к какой-либо из ветвей власти известной триады — законодательной, исполнительной или судебной. Некоторые  исследователи считают, что прокуратура  находится вне ветвей власти, другие утверждают, что это особая часть  исполнительной власти, третьи называют органы прокуратуры составной частью рассредоточенной контрольной власти, возникшей в современных условиях в дополнение к указанным трем ветвям власти. Есть и иные точки  зрения. В Конституции РФ о прокуратуре  говорится в главе 7 «Судебная власть».

Согласно Конституции  РФ прокуратура представляет собой  единую, федеральную и централизованную систему. Ее единство обеспечивается особым порядком формирования, подчиненности и деятельности. Федеральный характер прокуратуры выражается в том, что она является системой органов Федерации, субъекты РФ собственных органов прокуратуры не имеют. Централизованный характер связан с особым порядком назначения и подчиненности органов прокуратуры: все прокуроры назначаются Генеральным прокурором и ему, а также вышестоящим прокурорам подчинены.

Систему прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РФ, назначаемый на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ на пять лет. Отстраняет от должности Генерального прокурора также Совет Федерации по представлению Президента РФ. Президент не может уволить Генерального прокурора, но на практике, как уже говорилось выше, приостанавливал его полномочия. Совет Федерации назначает и отстраняет от должности по предложению Генерального прокурора его заместителей.

Прокуроры субъектов  РФ назначаются сроком на пять лет Генеральным прокурором РФ в соответствии со ст. 129 Конституции РФ по согласованию с соответствующими субъектами РФ. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур (например, военных, транспортных) также назначаются Генеральным прокурором РФ на пять лет и могут быть отстранены им от должности.

В составе прокуратуры  РФ функционирует совещательный  орган — коллегия, в которую входят Генеральный прокурор, его заместители, другие прокуроры, назначенные Генеральным прокурором. Решения коллегии проводятся в жизнь приказом Генерального прокурора, если он согласен с этими решениями.

Органы военной прокуратуры возглавляет Главный военный прокурор, подчиненный Генеральному прокурору РФ. Он назначается на пять лет и является заместителем Генерального прокурора по должности. Свои полномочия военные прокуратуры осуществляют независимо от командования и органов военного управления.

Основы  правового статуса прокуроров.

Прокурорами и следователями  могут быть граждане РФ, имеющие  высшее юридическое образование  и обладающие необходимыми профессиональными  и моральными качествами, способные  по состоянию здоровья выполнять  соответствующие обязанности. На должность  помощников прокуроров и следователей низовых (районных, городских) прокуратур в исключительных случаях могут  назначаться лица, обучающиеся в  высших учебных заведениях по юридической  специальности. При назначении на должность может быть установлен испытательный срок до шести месяцев.

Прокуроры и следователи  органов прокуратуры должны быть независимы от политических пристрастий. Они не могут быть членами выборных и иных органов государственной  власти и местного самоуправления, членами общественных объединений, преследующих политические цели, принимать  участие в их деятельности. В органах  и учреждениях прокуратуры не могут создаваться такого рода объединения. Прокуроры не могут быть связаны  решениями общественных объединений, в которых они состоят, не вправе совмещать свою основную деятельность с иной, не только оплачиваемой, но и  безвозмездной, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности.

Прокуроры и следователи  не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел, а также представлять их кому-либо для ознакомления (кроме случаев, установленных федеральным законом). Из этого правила сделано исключение для физических лиц, в отношении  которых проводится прокурорская проверка. Конституционный Суд РФ 17 января 2000 г. постановил, что ч. 2 ст. 5 Закона о прокуратуре РФ неконституционна. Прокурор не только обязан сообщить гражданину о характере и причинах производимой в отношении него прокурорской проверки, но и не вправе отказывать ему в  ознакомлении с материалами проверки, с делом, находящимся в производстве. Однако это относится только к  тем случаям, когда прокурорская проверка затрагивает права и  свободы конкретного лица.

Для осуществления своих  полномочий прокуроры вправе участвовать  в заседаниях федеральных органов  законодательной и исполнительной власти, органов субъектов РФ, местного самоуправления. Они также вправе участвовать в рассмотрении внесенных  ими представлений и протестов  этими органами, коммерческими и  некоммерческими организациями. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и транспорта. Исключения составляют ситуации, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц или в случае задержания прокурора, следователя при совершении ими преступления. Любая проверка о правонарушении этими лицами, производство в отношении них расследования, возбуждение уголовного дела являются исключительной компетенцией органов прокуратуры (кроме случаев, когда прокурор или следователь застигнут на месте преступления).

В 2002 г. в Федеральный закон  от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» были внесены дополнения, устанавливающие специальную защиту (меры безопасности и социальную защиту) прокуроров и следователей, членов их семей, а при необходимости  и иных родственников.

Функции прокуратуры.

Главная задача прокуратуры  — осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России. Цель деятельности прокуратуры — обеспечение верховенства Конституции и закона, единства законности и ее укрепления, защиты прав человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Прокуроры осуществляют надзор по нескольким направлениям:

1) надзор за соблюдением  Конституции РФ и исполнением  законов федеральными министерствами  и ведомствами, представительными  (законодательными) и исполнительными  органами субъектов РФ, органами  местного самоуправления, органами  контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам  издаваемых ими правовых актов.  Из сферы прокурорского надзора  исключены высшие органы государственной  власти, в том числе Правительство  РФ. Что же касается правовых  актов законодательных и исполнительных  органов государственной власти  субъектов РФ, то Конституционный Суд РФ подтвердил надзорные права соответствующих федеральных прокуроров в отношении таких актов. Кроме того, И апреля 2000 г. он постановил, что по заявлению прокурора суды вправе признавать законы субъектов РФ недействующими (но они не могут признавать их недействительными и утрачивающими юридическую силу);

2) надзор за соблюдением  прав и свобод человека и  гражданина теми же органами  и должностными лицами, перечисленными  выше, а также органами управления  и руководителями коммерческих  и некоммерческих организаций;

3) надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за соблюдением  законов администрацией учреждений, исполняющих наказание или иные  меры принудительного характера,  назначенные судом, а также  надзор в отношении администрации  мест содержания задержанных  и заключенных под стражу.

Прокурорский  надзор. Надзорная деятельность прокурора.

Под прокурорским надзором понимается контрольная деятельность прокуратуры, имеющая целью обеспечение  точного и единообразного исполнения Конституции РФ и законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также соблюдения законных обязанностей органами государства, должностными лицами, общественными объединениями, гражданами РФ и гражданами других государств, находящимися в России. Проверка исполнения законов проводится на основании  поступившей в органы прокуратуры  информации о требующих проверки фактах нарушения законов. Осуществляя  проверку, прокурор может беспрепятственно входить на территории и в помещения  проверяемых органов, требовать  от руководителей и других проверяемых  лиц представления необходимых  документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан  по поводу нарушения законов. На основании  материалов проверки прокурор требует  привлечения лиц, нарушивших закон, к ответственности или возбуждает дело об административном производстве либо уголовное дело (принимает об этом мотивированное постановление).

Прокурор осуществляет надзор за местами лишения свободы. Он обязан немедленно освободить любого, кто  был задержан без законных на то оснований. Требования прокурора относительно соблюдения закона, устанавливающего порядок и условия содержания задержанных, подлежат исполнению администрацией.

Значительные полномочия принадлежат прокурору в судебном процессе. Он осуществляет уголовное  преследование в суде, выступая в  качестве государственного обвинителя. В соответствии с ГПК РФ он является стороной в гражданском процессе, если этого требуют защита прав граждан, интересы общества и государства. Если прокурор усматривает, что акт суда является незаконным или необоснованным, он приносит протест в порядке  надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору, который, в свою очередь, может принести протест  в порядке надзора.

В тех случаях, когда обнаружено нарушение прав человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства (например, умаление чести и достоинства), и лицо по состоянию здоровья или иным причинам не может лично отстаивать свои права  в суде либо такие нарушения касаются значительного числа граждан  или приобрели особое общественное значение, прокурор предъявляет и  поддерживает гражданский иск в  интересах пострадавших в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде.

Акты  прокурорского надзора.

Различается четыре вида актов  реагирования при осуществлении  прокурорского надзора: постановление, протест, представление, предостережение.

Постановление — это акт о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении в отношении должностного лица, нарушившего закон. Исходя из характера правонарушения, прокурор самостоятельно принимает решение об уголовном или административном деле.

Протест приносится на противоречащий закону правовой акт в орган либо должностному лицу, который издал этот акт. Протест может быть принесен также в суд, если прокурор считает незаконным или необоснованным решение суда. Протест подлежит обязательному рассмотрению, о его результатах незамедлительно (не позднее десяти дней) сообщается прокурору в письменной форме.

Представление — это обращение прокурора к органу или должностному лицу об устранении допущенных нарушений закона. Оно подлежит безотлагательному рассмотрению. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Если Конституции РФ и законам не соответствует принятое Правительством РФ постановление, представление не вносится. Генеральный прокурор информирует об этом Президента РФ.

Информация о работе Прокуратура Рф в системе управления государством