Продажа человека в рабство

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

целью настоящей работы является уголовно-правовой анализ продажи человека в рабство, т.е. торговли людьми. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- провести историко-правовой анализ уголовной ответственности за торговлю людьми;
- определить основные международно-правовые стандарты в области уголовно-правового противодействия торговли людьми;
провести анализ объективных и субъективных признаков торговли людьми;
- дать характеристику наиболее сложным квалифицирующим признакам состава преступления «Торговля людьми»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ: ПОНЯТИЕ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТОРОВЛЕ ЛЮДЬМИ 8
1.1 ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТОРГОВЛЮ ЛЮДЬМИ 8
1.2 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОДАЖИ ЧЕЛОВЕКА В РАБСТВО 10
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ «ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ» 15
2.1 СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА КАК ОБЪЕКТ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ 15
2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ И СУБЪЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ 16
3 ХАРАКТЕРИСТИКА КВАЛИФИЦИРУЮЩИХ ПРИЗНАКОВ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ «ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

Торговля людьми.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

курсовой  работы

«Продажа человека в рабство» 

     Объем работы 28 с., 15 наим. лит. 

     Ключевые  слова: свобода личности; рабство, торговля людьми, эксплуатация; вербовка.

     В курсовой работе проводится уголовно-правовой анализ продажи человека в рабство:

  1. проведен историко-правовой анализ уголовной ответственности за торговлю людьми;
  2. определены основные международно-правовые стандарты в области уголовно-правового противодействия продажи человека в рабство;
  3. проведен анализ объективных и субъективных признаков торговли людьми;
  4. дана характеристика наиболее сложным квалифицирующим признакам состава преступления «Торговля людьми».

      В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы:

  1. Торговля людьми – это купля-продажа человека или совершение иных сделок в отношении его, а равно совершенные в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека. Данное определение состава торговли людьми в большей мере соответствует международным подходам.
  2. Непосредственным объектом торговли людьми являются общественные отношения, обеспечивающие личную свободу человека. Личная свобода - это свобода физическая и свобода, предполагающая отсутствие какого-либо психического давления, направленного на изменение поведения человека. Факультативным объектом данного преступления могут быть общественные отношения, которые обеспечивают нормальное нравственное и физическое развитие ребенка, либо половую свободу человека, либо здоровье и жизнь человека.
  3. При определении торговли людьми законодатель оперирует терминами «купля-продажа» и «сделка», имеющими гражданско-правовую природу. Представляется, что их следует использовать только для уяснения фактического характера совершаемых в отношении человека действий, а не в контексте установления их характеристик и условий, предусмотренных ГК.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

Введение

     Торговля  людьми представляет собой современную  форму рабства, работорговлю нового типа, масштабы которой глобальны. Торговля людьми – международное зло, порожденное  сложным сочетанием социально-экономических факторов, противоречий в общественном развитии различных стран и регионов мира, процессами интернационализации хозяйственной жизни и ростом сфер «теневой экономики». Сверхприбыльный бизнес стал способом обогащения многочисленных организованных преступных групп международного масштаба. Актуальность противодействия торговле людьми для Республики Беларусь определяется её географическим положением. В условиях интеграционных процессов и открытых государственных границ торговля людьми, как проявление транснациональной преступности, получила распространение и в Беларуси, обусловив тем самым принятие разносторонних государственных мер противодействия этому криминалу.

     До 2000 году уголовное законодательство Республики Беларусь не содержало систем правовых норм, карающих за деяния, связанные с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации. Криминализированы были лишь содержание притона, сводничество, сутенерство. Масштабы выявленных к этому времени криминальных фактов и тенденция их увеличения, а также принятие обязательств согласно Протоколу о предупреждении и пресечении торговле людьми, особенно женщинами и детьми, и наказание за нее, дополняющему Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 года, определили внесение в Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999 года нескольких статей, установивших уголовную ответственность за торговлю людьми в целях сексуальной эксплуатации (п. 3 ч. 2 ст. 181), похищение человека в целях сексуальной эксплуатации (п. 4 ч. 2 ст. 182), вербовку людей для сексуальной эксплуатации (ч. 1-3 ст. 187).

       Указанные международные стандарты имплементированы в национальное законодательство на самом высшем уровне. Не случайно основной закон – Конституция Республики Беларусь, провозглашает что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Данные конституционные положения обуславливают дальнейшее развитие и совершенствование уголовного законодательства, реализацию программ международного сотрудничества в области обеспечения прав и свобод граждан, их защиты от преступных посягательств на личную свободу, свободу волеизъявления, честь и достоинство.

       Можно утверждать, что уголовная ответственность  за преступления, посягающие на физическую свободу личности и торговлю людьми в частности в значительной степени отражает развитие общества в целом, его понятие об общественной опасности. Рассматриваемой проблеме в юридической литературе уделялось и уделяется достаточно внимание. В различное время она поднималась в трудах А.И. Долговой, Р.Э. Оганяна, Н.И. Загородникова., В.В. Иванова, Т.И. Ваулиной, Н. Беляева, В.Н. Кудрявцева, Н.С. Лейкиной, Г.О. Петрова, Н. Мартыненко, О. И. Чистяковой, О. А. Скорлукова, А. И. Санталова и др.

     Вместе  с тем, развитие общественных отношений, появление новых способов общественно-опасных посягательств вынуждает принимать меры по совершенствованию закона, в том числе и в рассматриваемой сфере. Об этом свидетельствует тот факт, что за последнее время неоднократно вносились изменения в уголовное законодательство, касающиеся усиления ответственности за торговлю людьми, использование рабского труда, незаконных действий, направленных на трудоустройство граждан за границей.

     Изложенное  свидетельствует об актуальности и  несомненной практической ценности избранной темы курсовой работы. В  этой связи целью настоящей работы является уголовно-правовой анализ продажи человека в рабство, т.е. торговли людьми. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

     - провести историко-правовой анализ уголовной ответственности за торговлю людьми;

     - определить основные международно-правовые  стандарты в области уголовно-правового  противодействия торговли людьми;

     провести  анализ объективных и субъективных признаков торговли людьми;

     - дать характеристику наиболее  сложным квалифицирующим признакам  состава преступления «Торговля  людьми»

     Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованной литературы. 
 
 

  1. торговля  людьми: понятие и  международно-правовые стандарты в сфере  противодействия  торовле людьми
    1. Историко-правовой анализ уголовной ответственности за торговлю людьми

     Торговля  людьми представляет собой опасное  посягательство на свободу человека как одно из важнейших человеческих благ, защищаемых и гарантированных цивилизованными государствами. Ее истоки находятся в далеком прошлом, когда человеческая свобода не рассматривалась в качестве значимого объекта государственно-правовой охраны.

     Похищение и продажа свободного человека в  рабство признавались древнейшими  памятниками права особо тяжким преступлением. В качестве примера  можно привести § 14 законов Хаммурапи, который устанавливал ответственность  в виде смертной казни за похищение человеком «малолетнего сына человека». Аналогичное наказание за похищение родовитых людей, и особенно женщин, было предусмотрено в ст. 323 древнеиндийских законов Ману.

     Своеобразная  охрана свободы человека закреплялась и в древнейших памятниках русского права, нормы которого действовали в X – начале XI в. и на старобелорусских землях. Так, ст. 61 Пространной редакции Русской Правды. устанавливала запрет продажи господином закупа (феодально-зависимого крестьянина, но сохранившего элементы прав свободного человека) как холопа [9].

     Подлинной революцией в правотворчестве на Беларуси стало издание статутов Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг. Будучи в целом демократичными по сравнению с ранее действовавшими законами, данные документы закрепили отрицательное отношение и к рабству. Так, арт. 11 и 12 Статута 1566 г. устанавливали возможность возврата в положение свободы свободных граждан, продавших себя и свою семью в рабство в период голода. Аналогичная норма была закреплена и в Статуте 1588 г. (арт. 19). Кроме того, арт. 11 данного документа содержал указание на то, что свободный человек не мог быть продан в рабство за совершенное преступление [10].

     После третьего раздела Речи Посполитой Беларусь вошла в состав Российской империи. С этого времени в Беларуси стали применяться российские законы, в частности Соборное уложение 1649 г., Артикул воинский 1715 г., Уложение о наказаниях уголовных и исполнительных 1845 г., Уголовное уложение 1903 г.

     Все вышеназванные законы Российской империи охраняли свободу человека посредством установления запрета на похищение, незаконное лишение свободы, в том числе продажу человека. Так, в ст. 187 Артикула воинского похищение человека с целью его продажи расценивалось как квалифицированный вид кражи, виновные в которой подвергались смертной казни.

     Уложение  о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (как и в его редакциях 1866 и 1885 гг.), действовавшее в Российской империи послепетровского периода, криминализировало самое тяжкое посягательство на свободу – поставление человека в положение невольника, т. е. лица, свобода и личность которого подлежали всецело усмотрению другого лица [11]. Несмотря на то что рабство как явление не было характерным для российского общества в XIX – начале XX в., Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и Уголовное уложение 1903 г. предусматривали ответственность за продажу или передачу человека в рабство и устанавливали за эти деяния достаточно строгие наказания. Однако в первом советском УК 1922 г. эти общественно опасные деяния были декриминализированы. Предполагалось, что создание социалистического государства на основе уничтожения эксплуатации человека человеком исключили такие негативные явления, как рабство и работорговлю. Торговля людьми не была выделена в самостоятельный состав, однако уголовную ответственность влекли деяния, способствовавшие распространению торговли женщинами: предусматривалась ответственность за принуждение к занятию проституцией, совершенное посредством физического или психического воздействия из корыстных или иных видов; уголовный закон устанавливал наказание за вербовку женщин для занятий проституцией.

     В УК 1928 г., как и в УК 1922 г., торговля людьми не предусматривалась самостоятельным  составом, однако уголовный закон сохранил запреты на деяния, связанные с торговлей людьми (принуждение к занятию проституцией, вовлечение в занятие проституцией). Нормы, предусматривающие ответственность за торговлю людьми, отсутствовали и в УК БССР 1960 г., хотя в международном масштабе активизировалась деятельность по противодействию этому явлению. Указанный пробел в законодательстве можно объяснить тем, что в советский период проституция и неразрывно связанная с ней торговля женщинами в целях их сексуальной эксплуатации существовали, скорее, как исключительное явление, не получая широкого распространения. Иные виды торговли людьми фактически отсутствовали. Предупредительную роль в аспекте противодействия проституции обеспечивали на то время нормы УК 1960 г., предусматривающие ответственность за содержание притонов и сводничество (ст. 221) и за вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией (ст. 205).

     Таким образом, на протяжении длительного  времени торговля людьми не признавалась законодательством в качестве самостоятельного преступления, хотя свобода человека охранялась на разных этапах нормами, предусматривающими иные составы преступлений (сутенерство, вербовку женщин для занятия проституцией и др.).

     Перемены  в государственном устройстве и  социально-экономической жизни Республики Беларусь, произошедшие в 90-х гг. ХХ в., повлекли и необходимость изменений уголовного законодательства. В связи с переосмыслением социальных ценностей на первое место были поставлены права, свободы и законные интересы человека. Согласно ст. 1 Конституции Республики Беларусь, человек, его права, свободы и гарантии их реализации были признаны высшей ценностью общества и государства. Это положение нашло отражение в ст. 2 УК, принятого в 1999 г., одной из главных задач которого стала охрана человека, его прав и свобод от преступных посягательств. УК Республики Беларусь, отразивший правовые подходы к охране личной свободы человека, обеспечил и уголовно-правовое регулирование борьбы с торговлей людьми, при этом ввел в качестве самостоятельного преступления торговлю людьми (ст. 181), что было обусловлено прежде всего требованиями, вытекающими из международно-правовых обязательств Республики Беларусь.

    1. Международно-правовые стандарты в области  уголовно-правового  противодействия  продажи человека в рабство

     Впервые вопрос о торговле рабами был поставлен на рассмотрение Венского конгресса 1815 г., который принял Декларацию о запрещении торговли рабами и их перевозку, но еще не объявил эти действия преступными. Важным шагом в преодолении рабства как транснационального социального явления стал Аахенский конгресс 1818 г., который не только подтвердил запрет на торговлю неграми, но и объявил ее преступной. Однако решения этого конгресса не нашли отражения в уголовном законодательстве государств - участников конгресса и остались декларациями. Реализуя решения Венского и Аахенского конгрессов, Англия, Россия, Франция, Австрия и Пруссия в 1841 г. заключили договор, согласно которому запрещалась перевозка в Америку негров-рабов, а торговля рабами приравнивалась к пиратству, которое в то время уже было уголовно наказуемым. Военным кораблям названных государств было предоставлено право останавливать и досматривать суда, подозреваемые в перевозке рабов. В 1985 г. на Берлинской конференции 16 государств подписали Генеральный акт о Конго, запретивший использовать бассейн этой реки в качестве рынка чернокожих невольников и их перевозки и констатировавший, что работорговля запрещена международным правом.

Информация о работе Продажа человека в рабство