Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 16:34, курсовая работа
целью настоящей работы является уголовно-правовой анализ продажи человека в рабство, т.е. торговли людьми. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- провести историко-правовой анализ уголовной ответственности за торговлю людьми;
- определить основные международно-правовые стандарты в области уголовно-правового противодействия торговли людьми;
провести анализ объективных и субъективных признаков торговли людьми;
- дать характеристику наиболее сложным квалифицирующим признакам состава преступления «Торговля людьми»
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ: ПОНЯТИЕ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТОРОВЛЕ ЛЮДЬМИ 8
1.1 ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТОРГОВЛЮ ЛЮДЬМИ 8
1.2 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОДАЖИ ЧЕЛОВЕКА В РАБСТВО 10
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ «ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ» 15
2.1 СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА КАК ОБЪЕКТ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ 15
2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ И СУБЪЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ 16
3 ХАРАКТЕРИСТИКА КВАЛИФИЦИРУЮЩИХ ПРИЗНАКОВ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ «ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
РЕФЕРАТ
курсовой работы
«Продажа
человека в рабство»
Объем
работы 28 с., 15 наим. лит.
Ключевые слова: свобода личности; рабство, торговля людьми, эксплуатация; вербовка.
В курсовой работе проводится уголовно-правовой анализ продажи человека в рабство:
В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Торговля людьми представляет собой современную форму рабства, работорговлю нового типа, масштабы которой глобальны. Торговля людьми – международное зло, порожденное сложным сочетанием социально-экономических факторов, противоречий в общественном развитии различных стран и регионов мира, процессами интернационализации хозяйственной жизни и ростом сфер «теневой экономики». Сверхприбыльный бизнес стал способом обогащения многочисленных организованных преступных групп международного масштаба. Актуальность противодействия торговле людьми для Республики Беларусь определяется её географическим положением. В условиях интеграционных процессов и открытых государственных границ торговля людьми, как проявление транснациональной преступности, получила распространение и в Беларуси, обусловив тем самым принятие разносторонних государственных мер противодействия этому криминалу.
До 2000 году уголовное законодательство Республики Беларусь не содержало систем правовых норм, карающих за деяния, связанные с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации. Криминализированы были лишь содержание притона, сводничество, сутенерство. Масштабы выявленных к этому времени криминальных фактов и тенденция их увеличения, а также принятие обязательств согласно Протоколу о предупреждении и пресечении торговле людьми, особенно женщинами и детьми, и наказание за нее, дополняющему Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 года, определили внесение в Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999 года нескольких статей, установивших уголовную ответственность за торговлю людьми в целях сексуальной эксплуатации (п. 3 ч. 2 ст. 181), похищение человека в целях сексуальной эксплуатации (п. 4 ч. 2 ст. 182), вербовку людей для сексуальной эксплуатации (ч. 1-3 ст. 187).
Указанные
международные стандарты
Можно утверждать, что уголовная ответственность за преступления, посягающие на физическую свободу личности и торговлю людьми в частности в значительной степени отражает развитие общества в целом, его понятие об общественной опасности. Рассматриваемой проблеме в юридической литературе уделялось и уделяется достаточно внимание. В различное время она поднималась в трудах А.И. Долговой, Р.Э. Оганяна, Н.И. Загородникова., В.В. Иванова, Т.И. Ваулиной, Н. Беляева, В.Н. Кудрявцева, Н.С. Лейкиной, Г.О. Петрова, Н. Мартыненко, О. И. Чистяковой, О. А. Скорлукова, А. И. Санталова и др.
Вместе с тем, развитие общественных отношений, появление новых способов общественно-опасных посягательств вынуждает принимать меры по совершенствованию закона, в том числе и в рассматриваемой сфере. Об этом свидетельствует тот факт, что за последнее время неоднократно вносились изменения в уголовное законодательство, касающиеся усиления ответственности за торговлю людьми, использование рабского труда, незаконных действий, направленных на трудоустройство граждан за границей.
Изложенное свидетельствует об актуальности и несомненной практической ценности избранной темы курсовой работы. В этой связи целью настоящей работы является уголовно-правовой анализ продажи человека в рабство, т.е. торговли людьми. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- провести историко-правовой анализ уголовной ответственности за торговлю людьми;
-
определить основные
провести анализ объективных и субъективных признаков торговли людьми;
-
дать характеристику наиболее
сложным квалифицирующим
Структура
работы представлена введением, тремя
главами, заключением и списком использованной
литературы.
Торговля людьми представляет собой опасное посягательство на свободу человека как одно из важнейших человеческих благ, защищаемых и гарантированных цивилизованными государствами. Ее истоки находятся в далеком прошлом, когда человеческая свобода не рассматривалась в качестве значимого объекта государственно-правовой охраны.
Похищение и продажа свободного человека в рабство признавались древнейшими памятниками права особо тяжким преступлением. В качестве примера можно привести § 14 законов Хаммурапи, который устанавливал ответственность в виде смертной казни за похищение человеком «малолетнего сына человека». Аналогичное наказание за похищение родовитых людей, и особенно женщин, было предусмотрено в ст. 323 древнеиндийских законов Ману.
Своеобразная охрана свободы человека закреплялась и в древнейших памятниках русского права, нормы которого действовали в X – начале XI в. и на старобелорусских землях. Так, ст. 61 Пространной редакции Русской Правды. устанавливала запрет продажи господином закупа (феодально-зависимого крестьянина, но сохранившего элементы прав свободного человека) как холопа [9].
Подлинной революцией в правотворчестве на Беларуси стало издание статутов Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг. Будучи в целом демократичными по сравнению с ранее действовавшими законами, данные документы закрепили отрицательное отношение и к рабству. Так, арт. 11 и 12 Статута 1566 г. устанавливали возможность возврата в положение свободы свободных граждан, продавших себя и свою семью в рабство в период голода. Аналогичная норма была закреплена и в Статуте 1588 г. (арт. 19). Кроме того, арт. 11 данного документа содержал указание на то, что свободный человек не мог быть продан в рабство за совершенное преступление [10].
После третьего раздела Речи Посполитой Беларусь вошла в состав Российской империи. С этого времени в Беларуси стали применяться российские законы, в частности Соборное уложение 1649 г., Артикул воинский 1715 г., Уложение о наказаниях уголовных и исполнительных 1845 г., Уголовное уложение 1903 г.
Все вышеназванные законы Российской империи охраняли свободу человека посредством установления запрета на похищение, незаконное лишение свободы, в том числе продажу человека. Так, в ст. 187 Артикула воинского похищение человека с целью его продажи расценивалось как квалифицированный вид кражи, виновные в которой подвергались смертной казни.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (как и в его редакциях 1866 и 1885 гг.), действовавшее в Российской империи послепетровского периода, криминализировало самое тяжкое посягательство на свободу – поставление человека в положение невольника, т. е. лица, свобода и личность которого подлежали всецело усмотрению другого лица [11]. Несмотря на то что рабство как явление не было характерным для российского общества в XIX – начале XX в., Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и Уголовное уложение 1903 г. предусматривали ответственность за продажу или передачу человека в рабство и устанавливали за эти деяния достаточно строгие наказания. Однако в первом советском УК 1922 г. эти общественно опасные деяния были декриминализированы. Предполагалось, что создание социалистического государства на основе уничтожения эксплуатации человека человеком исключили такие негативные явления, как рабство и работорговлю. Торговля людьми не была выделена в самостоятельный состав, однако уголовную ответственность влекли деяния, способствовавшие распространению торговли женщинами: предусматривалась ответственность за принуждение к занятию проституцией, совершенное посредством физического или психического воздействия из корыстных или иных видов; уголовный закон устанавливал наказание за вербовку женщин для занятий проституцией.
В
УК 1928 г., как и в УК 1922 г., торговля
людьми не предусматривалась
Таким образом, на протяжении длительного времени торговля людьми не признавалась законодательством в качестве самостоятельного преступления, хотя свобода человека охранялась на разных этапах нормами, предусматривающими иные составы преступлений (сутенерство, вербовку женщин для занятия проституцией и др.).
Перемены
в государственном устройстве и
социально-экономической жизни
Впервые вопрос о торговле рабами был поставлен на рассмотрение Венского конгресса 1815 г., который принял Декларацию о запрещении торговли рабами и их перевозку, но еще не объявил эти действия преступными. Важным шагом в преодолении рабства как транснационального социального явления стал Аахенский конгресс 1818 г., который не только подтвердил запрет на торговлю неграми, но и объявил ее преступной. Однако решения этого конгресса не нашли отражения в уголовном законодательстве государств - участников конгресса и остались декларациями. Реализуя решения Венского и Аахенского конгрессов, Англия, Россия, Франция, Австрия и Пруссия в 1841 г. заключили договор, согласно которому запрещалась перевозка в Америку негров-рабов, а торговля рабами приравнивалась к пиратству, которое в то время уже было уголовно наказуемым. Военным кораблям названных государств было предоставлено право останавливать и досматривать суда, подозреваемые в перевозке рабов. В 1985 г. на Берлинской конференции 16 государств подписали Генеральный акт о Конго, запретивший использовать бассейн этой реки в качестве рынка чернокожих невольников и их перевозки и констатировавший, что работорговля запрещена международным правом.